Евгений сергеевич боткин. Евгений боткин Врач евгений боткин

"Так много незримых духовных нитей связывают нас с новомучениками и исповедниками нашей Церкви, несомненно их молитвами хранится страна наша в Православии, а их пример верности Христу так важен для нашей нынешней теплохладной жизни..."

07.02.2016 Трудами братии монастыря 13 567

"Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века".

(Тропарь Новомученикам и исповедникам Российским)


Сегодня, в праздник Новомучеников и исповедников Российских, игумен Валаамского монастыря Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, совершил Божественную литургию на подворье монастыря в г. Москве.

«С особым чувством совершал сегодня Божественную литургию, так много незримых духовных нитей связывают нас с новомучениками и исповедниками нашей Церкви, несомненно их молитвами хранится страна наша в Православии, а их пример верности Христу так важен для нашей нынешней теплохладной жизни, для того чтобы через покаяние и сокрушение о своих грехах возвращаться вновь и вновь к подлинно христианской жизни. Радостно было осознавать и малую причастность к тому, что чудный святой страстотерпец Евгений врач прославлен теперь всей Церковью и в Екатеринбурге совершился сегодня литургический акт его канонизации во святых. Вот слово Екатеринбургского митрополита Кирилла:

– Мы сегодня в последний раз отслужили здесь панихиду по убиенному 98 лет назад на этом месте Евгению Сергеевичу Боткину. Убиенному вместе с царской семьей и вместо с теми, кто смог с ними остаться. С ними было четыре человека не потому, что осталось их только четверо, а потому, что других не пустили. Но и тех, кого допустили – их все равно была горстка людей. Точно так же, как у Креста Господня – тоже осталось немного людей, когда Христа распинали.

Мы с вами сегодня стоим здесь, у этого священного места, у этой русской Голгофы, и давайте подумаем о том, что 98 лет понадобилось нам, Церкви, чтобы канонизировать тех, кто мученически за Веру, Царя и Отечество положил свою жизнь. А сколько нам нужно лет еще, чтобы мы осознали всю ту тяжесть и всю ту беду, которая постигла наш народ, нашу Родину эти 98 лет назад? И когда мы будем осознавать это, может, тогда что-нибудь изменится в нашей с вами жизни?

А пока мы живем так, как жили раньше, и пока нас не касаются ни слухи о войне, ни происходящие беды, ни болезни и другие грозные события – мы живем, как жили, зарываем голову в песок, чтобы не видеть и не слышать, чтобы не знать ничего и не чувствовать. А время приближается, и мы должны это осознавать и молиться, молиться и молиться. У нас нет никаких других средств, чтобы что-то изменить: ни армии, ни флота, ничего другого, что может быть у человека, который имеет власть и силу. Но у нас есть то, чего нет у многих других: мы знаем Христа, мы знаем силу молитвы и мы должны сегодня пользоваться, стремиться к этому, чтобы наша жизнь превратилась в молитву. Чтобы мы стали молиться осознанно, откровенно, чистосердечно, и молиться не только за себя и своих близких, но особым образом вновь и вновь молиться за нашу Родину, за нашу святую Церковь.

И быть верующими и верными, каким был Евгений Сергеевич Боткин – великий муж и человек, который - мы знаем и верим – сегодня предстоит перед престолом Божиим и за всех здесь стоящих молится и покрывает нас своим благодатным молитвенным покровом – покровом мученика. Сегодня мы последний раз помянули его «Со святыми упокой», а завтра будем просить его: «Святый страстотерпче Евгение, моли Бога о нас».

Сегодня, 7 февраля 2016 года, в Храме-на-Крови митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл с духовенством Екатеринбургской епархии в соответствии с решением Архиерейского Собора совершил прославление в лике святых врача-страстотерпца Евгения Сергеевича Боткина.

СТРАСТОТЕРПЕЦ ЕВГЕНИЙ ВРАЧ (БОТКИН)
Евгений Сергеевич Боткин родился 27 мая 1865 года в Царском Селе Санкт-Петербургской губернии в семье известного русского врача-терапевта, профессора Медико-хирургической академии Сергея Петровича Боткина. Он происходил из купеческой династии Боткиных, представители которой отличались глубокой православной верой и благотворительностью, помогали Православной Церкви не только своими средствами, но и своими трудами. Благодаря разумно организованной системе воспитания в семье и мудрой опеке родителей в сердце Евгения уже с детских лет были заложены многие добродетели, в том числе великодушие, скромность и неприятие насилия. Его брат Петр Сергеевич вспоминал: «Он был бесконечно добрым. Можно было бы сказать, что пришел он в мир ради людей и для того, чтобы пожертвовать собой».

Евгений получил основательное домашнее образование, которое позволило ему в 1878 году поступить сразу в пятый класс 2-й Санкт-Петербургской классической гимназии. В 1882 году Евгений окончил гимназию и стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Однако уже на следующий год, сдав экзамены за первый курс университета, он поступил на младшее отделение открывшегося приготовительного курса императорской Военно-медицинской академии. Его выбор медицинской профессии с самого начала носил осознанный и целенаправленный характер. Петр Боткин писал о Евгении: «Профессией своей он избрал медицину. Это соответствовало его призванию: помогать, поддерживать в тяжелую минуту, облегчать боль, исцелять без конца». В 1889 году Евгений успешно окончил академию, получив звание лекаря с отличием, и с января 1890 года начал свою трудовую деятельность в Мариинской больнице для бедных.

В 25 лет Евгений Сергеевич Боткин вступил в брак с дочерью потомственного дворянина Ольгой Владимировной Мануйловой. В семье Боткиных выросло четверо детей: Дмитрий (1894–1914), Георгий (1895–1941), Татьяна (1898–1986), Глеб (1900–1969).

Одновременно с работой в больнице Е.С. Боткин занимался наукой, его интересовали вопросы иммунологии, сущности процесса лейкоцитоза. В 1893 году Е.С. Боткин блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. Через 2 года Евгений Сергеевич был командирован за границу, где проходил практику в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина. В 1897 году Е.С. Боткин был удостоен звания приват-доцента по внутренним болезням с клиникой. На своей первой лекции он сказал студентам о самом важном в деятельности врача: «Пойдемте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными». Служение медика Евгений Сергеевич считал истинно христианским деланием, он имел религиозный взгляд на болезни, видел их связь с душевным состоянием человека. В одном из своих писем к сыну Георгию, он выразил свое отношение к профессии медика как к средству познания Божией премудрости: «Главный же восторг, который испытываешь в нашем деле… заключается в том, что для этого мы должны все глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога, причем невозможно не наслаждаться их целесообразностью и гармонией и Его высшей мудростью».

С 1897 года Е.С. Боткин начал свою врачебную деятельность в общинах сестер милосердия Российского Общества Красного Креста. 19 ноября 1897 года он стал врачом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия, а с 1 января 1899 года стал также главным врачом Санкт-Петербургской общины сестер милосердия в честь святого Георгия. Главными пациентами общины святого Георгия являлись люди из беднейших слоев общества, однако врачи и обслуживающий персонал подбирались в ней с особенной тщательностью. Некоторые женщины высшего сословия трудились там простыми медсестрами на общих основаниях и считали почетным для себя это занятие. Среди сотрудников царило такое воодушевление, такое желание помогать страждущим людям, что георгиевцев сравнивали иногда с первохристианской общиной. Тот факт, что Евгения Сергеевича приняли работать в это «образцовое учреждение», свидетельствовал не только о его возросшем авторитете как врача, но и о его христианских добродетелях и добропорядочной жизни. Должность главного врача общины могла быть доверена только высоконравственному и верующему человеку.
В 1904 году началась русско-японская война, и Евгений Сергеевич, оставив жену и четверых маленьких детей (старшему было в то время десять лет, младшему – четыре года), добровольцем отправился на Дальний Восток. 2 февраля 1904 года постановлением Главного управления Российского Общества Красного Креста он был назначен помощником Главноуполномоченного при действующих армиях по медицинской части. Занимая эту достаточно высокую административную должность, доктор Боткин часто находился на передовых позициях. Во время войны Евгений Сергеевич не только показал себя прекрасным врачом, но и проявил личные храбрость и мужество. Он написал с фронта множество писем, из которых составилась целая книга – «Свет и тени русско-японской войны 1904–1905 годов» Эта книга вскоре была опубликована, и многие, прочитав ее, открыли для себя новые стороны петербургского врача: его христианское, любящее, безгранично сострадательное сердце и непоколебимую веру в Бога. Императрица Александра Феодоровна, прочитав книгу Боткина, пожелала, чтобы Евгений Сергеевич стал личным доктором Царской семьи. В пасхальное воскресенье, 13 апреля 1908 года, император Николай II подписал указ о назначении доктора Боткина лейб-медиком Высочайшего двора.

Теперь, после нового назначения, Евгений Сергеевич должен был постоянно находиться при императоре и членах его семьи, его служба при царском дворе протекала без выходных дней и отпусков. Высокая должность и близость к Царской семье не изменили характера Е.С. Боткина. Он оставался таким же добрым и внимательным к ближним, каким был и раньше.
Когда началась Первая мировая война, Евгений Сергеевич обратился с просьбой к государю направить его на фронт для реорганизации санитарной службы. Однако император поручил ему оставаться при государыне и детях в Царском Селе, где их стараниями стали открываться лазареты. У себя дома в Царском Селе Евгений Сергеевич также устроил лазарет для легкораненых, который посещала императрица с дочерями.

В феврале 1917 года в России произошла революция. 2 марта государь подписал Манифест об отречении от престола. Царская семья была арестована и заключена под стражу в Александровском дворце. Евгений Сергеевич не оставил своих царственных пациентов: он добровольно решил находиться с ними, несмотря на то, что должность его была упразднена, и ему перестали выплачивать жалованье. В это время Боткин стал для царственных узников больше, чем другом: он взял на себя обязанность был посредником между императорской семьей и комиссарами, ходатайствуя обо всех их нуждах.

Когда царскую семью было решено перевезти в Тобольск, доктор Боткин оказался среди немногих приближенных, которые добровольно последовали за государем в ссылку. Письма доктора Боткина из Тобольска поражают своим подлинно христианским настроением: ни слова ропота, осуждения, недовольства или обиды, но благодушие и даже радость. Источником этого благодушия была твердая вера во всеблагой Промысл Божий: «Поддерживает только молитва и горячее безграничное упование на милость Божию, неизменно нашим Небесным Отцом на нас изливаемую». В это время он продолжал выполнять свои обязанности: лечил не только членов Царской семьи, но и простых горожан. Ученый, много лет общавшийся с научной, медицинской, административной элитой России, он смиренно служил, как земский или городской врач, простым крестьянам, солдатам, рабочим.

В апреле 1918 года доктор Боткин вызвался сопровождать царскую чету в Екатеринбург, оставив в Тобольске своих родных детей, которых горячо и нежно любил. В Екатеринбурге большевики снова предложили слугам покинуть арестованных, но все отказались. Чекист И. Родзинский сообщал: «Вообще одно время после перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех, в частности даже дочерям предлагали уехать. Но все отказались. Боткину предлагали. Он заявил, что хочет разделить участь семьи. И отказался».
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года царская семья, их приближенные, в том числе и доктор Боткин, были расстреляны в подвале дома Ипатьева.

За несколько лет до своей кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». В этих словах как бы сконцентрировались все жизненные идеалы и устремления доктора Боткина. Глубокое внутреннее благочестие, самое главное – жертвенное служение ближнему, непоколебимая преданность Царской семье и верность Богу и Его заповедям во всех обстоятельствах, верность до смерти. Такую верность Господь приемлет как чистую жертву и дает за нее высшую, небесную награду: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2:10).

На вечернем богослужении в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре была отслужена панихида о всех пострадавших в годину безбожных гонений за веру Христову , на которой были вознесены молитвы о всех невинно пострадавших в годы лихолетья.

В 1917 году жителям Тобольска необычайно повезло. У них появился свой врач: не только столичного образования и воспитания, но и всегда, в любую минуту готовый прийти больным на помощь, к тому же безвозмездно. Сибиряки посылали за доктором сани, конные упряжки, а то и полный выезд: шутка ли, личный врач самого императора и его семьи! Бывало, правда, что у больных не находилось транспорта: тогда доктор в генеральской шинели со споротыми знаками отличия перебирался через улицу, увязая по пояс в снегу, и все-таки оказывался у постели страждущего.

Лечил он лучше местных врачей, а платы за лечение не брал. Но сердобольные крестьянки совали ему то туесок с яичками, то пласт сала, то мешок кедровых орехов или жбанчик меда. С подарками доктор возвращался в губернаторский дом. Там новая власть дер-жала под стражей отрекшегося от престола государя с семьей. Двое детей доктора тоже томились в заключении и были такие же бледные и прозрачные, как четыре великие княжны и маленький цесаревич Алексей . Проходя мимо дома, где содержалась царская семья, многие крестьяне становились на колени, клали земные поклоны, скорбно крестились, как на икону.

Выбор императрицы

Среди детей знаменитого Сергея Петровича Боткина , основателя нескольких крупных направлений в медицине, лейб-медика двух российских самодер-жцев, младший сын Евгений ничем особенным, казалось, не блистал. Он мало общался со своим прославленным отцом, но пошел по его стопам, как и старший брат, ставший профессором Медико-хирургической академии. Евгений достойно окончил медицинский факультет, защитил докторскую диссертацию по свойствам крови, женился и добровольцем отправился на Русско-японскую войну. Это был его первый опыт военно-полевой терапии, первое столкновение с жестокой реальностью. Потрясенный увиденным, он писал жене подробные письма, которые позже были опубликованы как «Записки о русско-японской войне».

На это произведение обратила внимание императрица Александра Федоровна . Боткину была пожалована аудиенция. Никто не знает, о чем говорила наедине августейшая особа, страдающая не только от хрупкости своего здоровья, но более всего - от тщательно скрываемой неизлечимой болезни сына, наследника русского престола.

После встречи Евгению Сергеевичу было предложено занять должность царского лейб-медика. Возможно, сыграли роль его работы по изучению крови, но, скорее всего, императрица угадала в нем знающего, ответственного и самоотверженного человека.

В центре справа налево Е. С. Боткин, В. И. Гедройц, С. Н. Вильчиковский. На переднем плане императрица Александра Фёдоровна с великими княжнами Татьяной и Ольгой. Фото: Public Domain

Для себя - ничего

Именно так объяснял Евгений Боткин своим детям изменения в их жизни: несмотря на то, что семья доктора переехала в прекрасный коттедж, поступила на казенное обеспечение, могла участвовать в дворцовых мероприятиях, он сам себе уже не принадлежал. Несмотря на то, что его жена вскоре покинула семью, все дети выразили желание остаться с отцом. Но он виделся с ними редко, сопровождая царскую семью на лечение, отдых, в дипломатических поездках. Дочь Евгения Боткина Татьяна в 14 лет стала хозяйкой в доме и управляла расходами, выдавая средства на покупку обмундирования и обуви старшим братьям. Но никакие отлучки, никакие тяготы нового образа жизни не могли разрушить те теплые и доверительные отношения, которые связывали детей и отца. Татьяна называла его «неоцененный папочка» и впоследствии добровольно последовала за ним в ссылку, считая, что у нее есть только один долг - быть рядом с отцом и делать то, что ему понадобится. Так же нежно, почти по-родственному относились к Евгению Сергеевичу и царские дети. В воспоминаниях Татьяны Боткиной содержится рассказ о том, как великие княжны сливали ему из кувшина воду, когда он лежал с больной ногой и не мог встать, чтобы вымыть руки перед осмотром пациентки.

Многие однокурсники и родственники завидовали Боткину, не понимая, как непроста его жизнь на этом высоком посту. Известно, что Боткин резко отрицательно относился к личности Распутина и даже отказался принять его больного у себя дома (но сам съездил к нему оказать помощь). Татьяна Боткина считала, что улучшение здоровья наследника при посещении «старца» наступало как раз тогда, когда Евгений Сергеевич уже провел лечебные мероприятия, укрепившие здоровье мальчика, а Распутин приписывал этот результат себе.

Последние слова

Когда государю предложили выбрать себе небольшую свиту для сопровождения его в ссылку, из указанных им генералов согласился только один. К счастью, нашлись верные слуги среди других, и они последовали за царской семьей в Сибирь, а некоторые и приняли мученическую смерть вместе с последними Романовыми. Среди них был Евгений Сергеевич Боткин. Для этого лейб-медика не было вопроса выбора своей судьбы - он его сделал давно. В глухие месяцы под арестом Боткин не только лечил, укреплял, духовно поддерживал своих пациентов, но и выполнял роль домашнего учителя - царственные супруги решили, что образование детей не должно прерываться, и все заключенные занимались с ними по какому-нибудь предмету.

Его собственные младшие дети Татьяна и Глеб жили неподалеку в съемном доме. Великие княжны и императрица Александра Федоровна посылали открытки, записки, маленькие подарочки, сделанные своими руками, чтобы скрасить трудную жизнь этих ребят, по собственному желанию последовавших в ссылку за отцом. С «папочкой» дети могли видеться всего несколько часов в день. Но и от того времени, когда его отпускали из-под ареста, Боткин выкраивал возможность посетить больных сибиряков и радовался внезапно открывшейся возможности широкой практики.

В Екатеринбург, где состоялась казнь, Татьяну и Глеба не пустили, они остались в Тобольске. Долго ничего не слышали об отце, а узнав, не могли поверить.

Боткин Евгений Сергеевич (27 мая (8 июня) 1865, Царское Село - 17 июля 1918, Екатеринбург) - русский врач, лейб-медик семьи Николая II, дворянин. Расстрелян большевиками вместе с Царской семьёй.

Был четвёртым ребёнком в семье известного русского врача Сергея Боткина (лейб-медика Александра II и Александра III) и Анастасии Александровны Крыловой. В 1878 г. на основе полученного дома воспитания был принят сразу в 5-й класс 2-й Петербургской классической гимназии. После окончания гимназии в 1882 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, однако, сдав экзамены за первый курс университета, ушёл на младшее отделение открывшегося приготовительного курса Военно-медицинской академии. В 1889 году окончил академию третьим в выпуске, удостоившись звания лекаря с отличием. С января 1890 г. работал врачом-ассистентом в Мариинской больнице для бедных. В декабре 1890 г. на собственные средства командирован за границу для научных целей. Занимался у ведущих европейских ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. По окончании командировки в мае 1892 г. Евгений Сергеевич стал врачом придворной капеллы, а с января 1894 г. вернулся в Мариинскую больницу сверхштатным ординатором. 8 мая 1893 г. защитил в академии диссертацию на соискание степени доктора медицины «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма», посвящённую отцу. Официальным оппонентом на защите был И. П. Павлов. Весной 1895 был командирован за границу и два года провёл в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина, где слушал лекции и занимался практикой у ведущих немецких врачей - профессоров Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста и других. В мае 1897 избирается приват-доцентом Военно-медицинской академии. В 1904 году с началом Русско-японской войны убыл в действующую армию добровольцем и был назначен заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста (РОКК) в Маньчжурской армии. Доктор не раз сам выходил на передовую, заменяя раненого фельдшера. Личная храбрость его сочеталась с сердечной верой. Скорбные мысли, которые вызывала у горячего патриота эта позорная война, свидетельствовали о его глубокой религиозности: «Удручаюсь все более и более ходом нашей войны, и потому больно… что целая масса наших бед есть только результат отсутствия у людей духовности, чувства долга, что мелкие расчеты становятся выше понятий об Отчизне, выше Бога». У него, как и у многих русских людей того времени, было тяжелое предчувствие: «Что-то будет у нас в России! Бедная, бедная родина!»«За отличия, оказанные в делах против японцев» был награждён офицерскими боевыми орденами - орденами Святого Владимира III и II степени с мечами, Св. Анны II степени, Св. Станислава III степени, сербским орденом Св. Саввы II степени и болгарским - «За гражданские заслуги». Осенью 1905 г. Евгений Боткин возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 г. назначается главным врачом общины святого Георгия. По просьбе Императрицы Александры Фёдоровны был приглашен как врач в царскую семью и в апреле 1908 назначен лейб-медиком Николая II. Однажды царевич, от которого Боткин не отходил сутками, признался ему: «Я Вас люблю всем своим маленьким сердцем». Пробыл в этой должности до своей гибели. Также являлся совещательным членом Военно-санитарного Ученого комитета при Императорской Главной квартире, членом Главного управления Российского общества Красного Креста. Имел чин действительного статского советника. Медицинский талант доктора Боткина соединялся с высокими нравственными качествами души. Е.С. Боткину суждено было стать последним русским лейб-медиком. После февральской революции и ареста царской семьи Временное правительство предложило Боткину на выбор – остаться со своими еще совсем недавно царственными пациентами или покинуть их. Перед таким же выбором позже поставили его и большевики. Врач им ответил: «Я дал царю мое честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив». Потом в своем последнем письме он признавался, что его душевные силы укрепляет Слово Господа: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 10: 22). Был расстрелян вместе со всей императорской семьёй в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Канонизирован РПЦЗ в 1981 году вместе с другими расстрелянными. 30 октября 2009 года Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о реабилитации 52 человек из окружения императора Николая II и его семьи, подвергшихся репрессиям после Революции. В числе реабилитированных находится и Евгений Боткин. У Евгения Боткина было четверо детей: Юрий, Дмитрий, Глеб и Татьяна. В 1910 г. Боткин развёлся с женой (Ольгой Владимировной). Сын Дмитрий - хорунжий лейб-гвардии казачьего полка - погиб в I мировую войну (3 декабря 1914 г. он прикрывал отход разведывательного казачьего дозора. Награждён посмертно Георгиевским крестом IV степени). После революции Татьяна и Глеб Боткины последовали за отцом в ссылку в Тобольск, но в Екатеринбург власти их не пустили. После разгрома белых Татьяна и Глеб уехали в эмиграцию. За границей Татьяна Боткина (в замужестве - Мельник) написала «Воспоминания о Царской семье», где упоминала и о своём отце. В настоящее время во Франции живёт внук Боткина - Константин Константинович Мельник-Боткин (сын Татьяны Боткиной, который руководил Французскими спецслужбами в 1960ых годах, и Константина Мельника - всего у них было трое детей).

Религиозное чтение: святой страстотерпец евгений боткин молитва в помощь нашим читателям.

имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского

Алтайское отделение

общества православных

врачей России

мученик евгений (боткин)

В феврале 2016 г. в лике святых был прославлен врач Императорской семьи Романовых, Евгений Сергеевич Боткин . При знакомстве с его житием невозможно не проникнуться глубоким почитанием и любовью к этому святому. Как сложилась жизнь человека, выбравшего профессию врача и через нее достигшего святости жизни? Внимательное, заинтересованное чтение и просмотр материалов о святом враче недавнего прошлого принесет несомненную пользу, в первую очередь, современным врачам, да и всем нашим соплеменникам.

Верный Императору, верный Христу (жизнь и подвиг святого страстотерпца Евгения Боткина). На Архиерейском Соборе был причислен к лику святых страстотерпец Евгений Боткин, последний лейб-медик Императора Николая ІІ. Материалы на его канонизацию были поданы Екатеринбургской комиссией по канонизации святых, председателем которой является духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга схиархимандрит Авраам. О жизни и подвиге святого страстотерпца Евгения. Подробнее.

Терлецкий О.В., к.м.н., подполковник медицинской службы (выпускник военно-медицинской академии, 1989 г.), диакон.

Святой врач страстотерпец Евгений Боткин: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя” (Ин. 15:13). Подробнее.

Христианская православная газета Севера России “ВЕРА”. Подробнее.

ВИДЕО: Лейб-медик царской семьи

Евгений Сергеевич Боткин

(рассказ внука мч. Евгения)

ВИДЕО: Радость Церкви. Новый святой целитель

(проповедь протоиерея Константина Пархоменко)

СВЕТ И ТЕНИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904-1905 гг.. Е.С. БОТКИН

Книга, составленная из дневников святого врача жене с фронта, наиболее ярко и достоверно свидетельствует о свойствах личности Евгения Сергеевича Боткина. После прочтения этой книги императрицей Александрой Фёдоровной Евгений Сергеевич стал личным доктором императорской семьи. Скачать.

ЦАРСКИЙ ЛЕЙБ-МЕДИК: ЖИЗНЬ И ПОДВИГ ЕВГЕНИЯ БОТКИНА

Сост. О.Т. Ковалевская – СПб.: “Царское дело”, 2014. – 536 с., ил.

Книга включает воспоминания дочери Евгения Сергеевича Боткина – Т.Е. Боткиной и письма родным Е.С. Боткина. Скачать.

ВИДЕО: БОТКИН ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ (часть 1)

О подвиге царских слуг

Уроки православия (ТВ -“СОЮЗ”).

ВИДЕО: БОТКИН ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ (часть 2)

Группа

страстотерпец праведный врач Евгений Боткин

Информация

В 1893 г. Евгений Сергеевич защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины на тему «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма». Официальным оппонентом на защите был И.П. Павлов.

В 1904 году с началом Русско-японской войны Евгений Сергеевич добровольно уехал на фронт, где был назначен заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. «За отличия, оказанные в делах против японцев» был награждён офицерскими боевыми орденами - орденами Святого Владимира III и II степени с мечами, Св. Анны II степени, Св. Станислава III степени, сербским орденом Св. Саввы II степени и болгарским - «За гражданские заслуги».

Свои воспоминания о войне Евгений Сергеевич описал в книге «Свет и тени Русско-Японской войны», прочтя которую Императрица Александра Фёдоровна избрала этого истинного врача Лейб-медиком Царской семьи. Этому служению Евгений Сергеевич всецело посвятил всю оставшуюся жизнь, нередко для здоровья и благополучия Венценосной Семьи жертвуя не только своими силами и временем, но и возможностью видеть горячо любимых детей.

Всю жизнь Евгений Сергеевич был искренне верующим человеком, на деле реализовавшим идеалы Христианства, о чем свидетельствуют отзывы современников, архивные документы и его письма.

Во время революции Евгений Сергеевич был одним из немногих приближенных, оставшимся преданным Царской Семье. Лейб-медик добровольно последовал за Императором в ссылку, разделяя все тяготы и скорби, и в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян с членами Императорской семьи в подвале дома купца Ипатьева в Екатеринбурге.

Память о Евгении Сергеевиче Боткине сохранялась все эти годы, его почитали православные в России и за рубежом. 1981 году он был канонизирован Русской православной церковью заграницей вместе с другими расстрелянными в доме Ипатьева.

3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви было принято решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения врача. Глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион так прокомментировал это: «Архиерейский собор вынес решение о прославлении доктора Евгения Боткина. Я думаю, это давно желанное решение, потому что это один из святых, который почитается не только в Русской зарубежной церкви, но и во многих епархиях Русской православной церкви, в том числе в медицинском сообществе».

Напомним, что Общество православных врачей России принимало активное участие в подготовке прославления врача-страстотерпца Евгения (Боткина). На V Всероссийском съезде православных врачей, проходившем 1-3 октября 2015 г. В Санкт-Петербурге, усилиями православного врачебного сообщества в Военно-медицинской академии была открыта памятная доска, посвящённая лейб-медику Царской семьи, при подготовке к Съезду была написана икона врача-страстотерпца, а резолюцией съезда было принято решение об обращении в Святейший Синод с просьбой о прославлении Евгения Боткина Руской Православной Церковью. Место: Москва, Россия

Действия

14 записей ко всем записям

Это первый храм в России, освященный в честь святого страстотерпца, лейб-медика семьи Николая II Евгения Боткина, недавно канонизированного Русской Православной Церковью, сообщается на сайте Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Святой врач-страстотерпец Евгений Боткин

Раздел сайта: Святые угодники Божьи – Покровители больных и врачей.

Святой врач-страстотерпец Евгений Боткин.

6 февраля 2016 года, накануне праздника Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и епископ Каменский и Алапаевский Мефодий совершили Всенощное бдение в Храме-на-Крови.

Архипастырям сослужили многочисленные клирики Екатеринбургской епархии.

По окончании богослужения митрополит Кирилл и епископ Мефодий с сонмом духовенства отслужили панихиду по усопшему рабу Божию убиенному Евгению Сергеевичу Боткину.

После чего владыка Кирилл обратился к молящимся:

– Мы сегодня в последний раз отслужили здесь панихиду по убиенному 98 лет назад на этом месте Евгению Сергеевичу Боткину. Убиенному вместе с царской семьей и вместо с теми, кто смог с ними остаться. С ними было четыре человека не потому, что осталось их только четверо, а потому, что других не пустили. Но и тех, кого допустили – их все равно была горстка людей. Точно так же, как у Креста Господня – тоже осталось немного людей, когда Христа распинали.

Мы с вами сегодня стоим здесь, у этого священного места, у этой русской Голгофы, и давайте подумаем о том, что 98 лет понадобилось нам, Церкви, чтобы канонизировать тех, кто мученически за Веру, Царя и Отечество положил свою жизнь. А сколько нам нужно лет еще, чтобы мы осознали всю ту тяжесть и всю ту беду, которая постигла наш народ, нашу Родину эти 98 лет назад? И когда мы будем осознавать это, может, тогда что-нибудь изменится в нашей с вами жизни?

А пока мы живем так, как жили раньше, и пока нас не касаются ни слухи о войне, ни происходящие беды, ни болезни и другие грозные события – мы живем, как жили, зарываем голову в песок, чтобы не видеть и не слышать, чтобы не знать ничего и не чувствовать. А время приближается, и мы должны это осознавать и молиться, молиться и молиться. У нас нет никаких других средств, чтобы что-то изменить: ни армии, ни флота, ничего другого, что может быть у человека, который имеет власть и силу. Но у нас есть то, чего нет у многих других: мы знаем Христа, мы знаем силу молитвы и мы должны сегодня пользоваться, стремиться к этому, чтобы наша жизнь превратилась в молитву. Чтобы мы стали молиться осознанно, откровенно, чистосердечно, и молиться не только за себя и своих близких, но особым образом вновь и вновь молиться за нашу Родину, за нашу святую Церковь.

И быть верующими и верными, каким был Евгений Сергеевич Боткин – великий муж и человек, который – мы знаем и верим – сегодня предстоит перед престолом Божиим и за всех здесь стоящих молится и покрывает нас своим благодатным молитвенным покровом – покровом мученика. Сегодня мы последний раз помянули его «Со святыми упокой», а завтра будем просить его: «Святый страстотерпче Евгение, моли Бога о нас».

7 февраля 2016 года в Храме-на-Крови митрополит Кирилл с духовенством Екатеринбургской епархии в соответствии с решением Архиерейского Собора совершит прославление в Лике святых врача-страстотерпца Евгения Сергеевича Боткина.

А после литургии владыка Кирилл откроет в Храме-на-Крови выставку «Дивен Бог во святых Своих», посвященную подвигу во имя веры священномучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века.

Святой праведный Евгений Боткин, врач, страстотерпец

Евгений Боткин со своими детьми

Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич Бот­кин ро­дил­ся 27 мая 1865 го­да в Цар­ском Се­ле Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье из­вест­но­го рус­ско­го вра­ча-те­ра­пев­та, про­фес­со­ра Ме­ди­ко-хи­рур­ги­че­ской ака­де­мии Сер­гея Пет­ро­ви­ча Бот­ки­на.

Он про­ис­хо­дил из ку­пе­че­ской ди­на­стии Бот­ки­ных, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой от­ли­ча­лись глу­бо­кой пра­во­слав­ной ве­рой и бла­го­тво­ри­тель­но­стью, по­мо­га­ли Пра­во­слав­ной Церк­ви не толь­ко сво­и­ми сред­ства­ми, но и сво­и­ми тру­да­ми.

Бла­го­да­ря ра­зум­но ор­га­ни­зо­ван­ной си­сте­ме вос­пи­та­ния в се­мье и муд­рой опе­ке ро­ди­те­лей в серд­це Ев­ге­ния уже с дет­ских лет бы­ли за­ло­же­ны мно­гие доб­ро­де­те­ли, в том чис­ле ве­ли­ко­ду­шие, скром­ность и непри­я­тие на­си­лия. Его брат Петр Сер­ге­е­вич вспо­ми­нал: «Он был бес­ко­неч­но доб­рым. Мож­но бы­ло бы ска­зать, что при­шел он в мир ра­ди лю­дей и для то­го, чтобы по­жерт­во­вать со­бой».

Ев­ге­ний по­лу­чил ос­но­ва­тель­ное до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое поз­во­ли­ло ему в 1878 го­ду по­сту­пить сра­зу в пя­тый класс 2-й Санкт-Пе­тер­бург­ской клас­си­че­ской гим­на­зии. В 1882 го­ду Ев­ге­ний окон­чил гим­на­зию и стал сту­ден­том физи­ко-ма­те­ма­ти­че­ско­го фа­куль­те­та Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. Од­на­ко уже на сле­ду­ю­щий год, сдав эк­за­ме­ны за пер­вый курс уни­вер­си­те­та, он по­сту­пил на млад­шее от­де­ле­ние от­крыв­ше­го­ся при­го­то­ви­тель­но­го кур­са им­пе­ра­тор­ской Во­ен­но-ме­ди­цин­ской ака­де­мии.

Его вы­бор ме­ди­цин­ской про­фес­сии с са­мо­го на­ча­ла но­сил осо­знан­ный и це­ле­на­прав­лен­ный ха­рак­тер. Петр Бот­кин пи­сал о Ев­ге­нии: «Про­фес­си­ей сво­ей он из­брал ме­ди­ци­ну. Это со­от­вет­ство­ва­ло его при­зва­нию: по­мо­гать, под­дер­жи­вать в тя­же­лую ми­ну­ту, об­лег­чать боль, ис­це­лять без кон­ца». В 1889 го­ду Ев­ге­ний успеш­но окон­чил ака­де­мию, по­лу­чив зва­ние ле­ка­ря с от­ли­чи­ем, и с ян­ва­ря 1890 го­да на­чал свою тру­до­вую де­я­тель­ность в Ма­ри­ин­ской боль­ни­це для бед­ных.

В 25 лет Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич Бот­кин всту­пил в брак с до­че­рью потом­ствен­но­го дво­ря­ни­на Оль­гой Вла­ди­ми­ров­ной Ма­нуй­ло­вой. В се­мье Бот­ки­ных вы­рос­ло чет­ве­ро де­тей: Дмит­рий (1894–1914), Ге­ор­гий (1895–1941), Та­тья­на (1898–1986), Глеб (1900–1969).

Праведный Евгений Боткин, врач, страстотерпец

Од­новре­мен­но с ра­бо­той в боль­ни­це Е. С. Бот­кин за­ни­мал­ся на­у­кой, его ин­те­ре­со­ва­ли во­про­сы им­му­но­ло­гии, сущ­но­сти про­цес­са лей­ко­ци­то­за. В 1893 го­ду Е. С. Бот­кин бле­стя­ще за­щи­тил дис­сер­та­цию на сте­пень док­то­ра ме­ди­ци­ны. Через 2 го­да Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич был ко­ман­ди­ро­ван за гра­ни­цу, где про­хо­дил прак­ти­ку в ме­ди­цин­ских учре­жде­ни­ях Гей­дель­бер­га и Бер­ли­на. В 1897 го­ду Е. С. Бот­кин был удо­сто­ен зва­ния при­ват-до­цен­та по внут­рен­ним бо­лез­ням с кли­ни­кой. На сво­ей пер­вой лек­ции он ска­зал сту­ден­там о са­мом важ­ном в де­я­тель­но­сти вра­ча: «Пой­дем­те все с лю­бо­вью к боль­но­му че­ло­ве­ку, чтобы вме­сте учить­ся, как быть ему по­лез­ны­ми».

Слу­же­ние ме­ди­ка Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич счи­тал ис­тин­но хри­сти­ан­ским де­ла­ни­ем, он имел ре­ли­ги­оз­ный взгляд на бо­лез­ни, ви­дел их связь с ду­шев­ным со­сто­я­ни­ем че­ло­ве­ка. В од­ном из сво­их пи­сем к сы­ну Ге­ор­гию, он вы­ра­зил свое от­но­ше­ние к про­фес­сии ме­ди­ка как к сред­ству по­зна­ния Бо­жи­ей пре­муд­ро­сти: «Глав­ный же вос­торг, ко­то­рый ис­пы­ты­ва­ешь в на­шем де­ле… за­клю­ча­ет­ся в том, что для это­го мы долж­ны все глуб­же и глуб­же про­ни­кать в по­дроб­но­сти и тай­ны тво­ре­ний Бо­га, при­чем невоз­мож­но не на­сла­ждать­ся их це­ле­со­об­раз­но­стью и гар­мо­ни­ей и Его выс­шей муд­ро­стью».

С 1897 го­да Е. С. Бот­кин на­чал свою вра­чеб­ную де­я­тель­ность в об­щи­нах се­стер ми­ло­сер­дия Рос­сий­ско­го Об­ще­ства Крас­но­го Кре­ста. 19 но­яб­ря 1897 го­да он стал вра­чом в Свя­то-Тро­иц­кой об­щине се­стер ми­ло­сер­дия, а с 1 ян­ва­ря 1899 го­да стал так­же глав­ным вра­чом Санкт-Пе­тер­бург­ской об­щи­ны се­стер ми­ло­сер­дия в честь свя­то­го Ге­ор­гия. Глав­ны­ми па­ци­ен­та­ми об­щи­ны свя­то­го Ге­ор­гия яв­ля­лись лю­ди из бед­ней­ших сло­ев об­ще­ства, од­на­ко вра­чи и об­слу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал под­би­ра­лись в ней с осо­бен­ной тща­тель­но­стью.

Неко­то­рые жен­щи­ны выс­ше­го со­сло­вия тру­ди­лись там про­сты­ми мед­сест­ра­ми на об­щих ос­но­ва­ни­ях и счи­та­ли по­чет­ным для се­бя это за­ня­тие. Сре­ди со­труд­ни­ков ца­ри­ло та­кое во­оду­шев­ле­ние, та­кое же­ла­ние по­мо­гать страж­ду­щим лю­дям, что ге­ор­ги­ев­цев срав­ни­ва­ли ино­гда с пер­во­хри­сти­ан­ской об­щи­ной. Тот факт, что Ев­ге­ния Сер­ге­е­ви­ча при­ня­ли ра­бо­тать в это «об­раз­цо­вое учре­жде­ние», сви­де­тель­ство­вал не толь­ко о его воз­рос­шем ав­то­ри­те­те как вра­ча, но и о его хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях и доб­ро­по­ря­доч­ной жиз­ни. Долж­ность глав­но­го вра­ча об­щи­ны мог­ла быть до­ве­ре­на толь­ко вы­со­ко­нрав­ствен­но­му и ве­ру­ю­ще­му че­ло­ве­ку.

В 1904 го­ду на­ча­лась рус­ско-япон­ская вой­на, и Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич, оста­вив же­ну и чет­ве­рых ма­лень­ких де­тей (стар­ше­му бы­ло в то вре­мя де­сять лет, млад­ше­му – че­ты­ре го­да), доб­ро­воль­цем от­пра­вил­ся на Даль­ний Во­сток. 2 фев­ра­ля 1904 го­да по­ста­нов­ле­ни­ем Глав­но­го управ­ле­ния Рос­сий­ско­го Об­ще­ства Крас­но­го Кре­ста он был на­зна­чен по­мощ­ни­ком Глав­но­упол­но­мо­чен­но­го при дей­ству­ю­щих ар­ми­ях по ме­ди­цин­ской ча­сти. За­ни­мая эту до­ста­точ­но вы­со­кую адми­ни­стра­тив­ную долж­ность, док­тор Бот­кин ча­сто на­хо­дил­ся на пе­ре­до­вых по­зи­ци­ях.

Во вре­мя вой­ны Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич не толь­ко по­ка­зал се­бя пре­крас­ным вра­чом, но и про­явил лич­ные храб­рость и му­же­ство. Он на­пи­сал с фрон­та мно­же­ство пи­сем, из ко­то­рых со­ста­ви­лась це­лая кни­га – «Свет и те­ни рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–1905 го­дов» Эта кни­га вско­ре бы­ла опуб­ли­ко­ва­на, и мно­гие, про­чи­тав ее, от­кры­ли для се­бя но­вые сто­ро­ны пе­тер­бург­ско­го вра­ча: его хри­сти­ан­ское, лю­бя­щее, без­гра­нич­но со­стра­да­тель­ное серд­це и непо­ко­ле­би­мую ве­ру в Бо­га. Им­пе­ра­три­ца Алек­сандра Фе­о­до­ров­на, про­чи­тав кни­гу Бот­ки­на, по­же­ла­ла, чтобы Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич стал лич­ным док­то­ром Цар­ской се­мьи. В пас­халь­ное вос­кре­се­нье, 13 ап­ре­ля 1908 го­да, им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II под­пи­сал указ о на­зна­че­нии док­то­ра Бот­ки­на лейб-ме­ди­ком Вы­со­чай­ше­го дво­ра.

Те­перь, по­сле но­во­го на­зна­че­ния, Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич дол­жен был по­сто­ян­но на­хо­дить­ся при им­пе­ра­то­ре и чле­нах его се­мьи, его служ­ба при цар­ском дво­ре про­те­ка­ла без вы­ход­ных дней и от­пус­ков. Вы­со­кая долж­ность и бли­зость к Цар­ской се­мье не из­ме­ни­ли ха­рак­те­ра Е. С. Бот­ки­на. Он оста­вал­ся та­ким же доб­рым и вни­ма­тель­ным к ближ­ним, ка­ким был и рань­ше.

Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич об­ра­тил­ся с прось­бой к го­су­да­рю на­пра­вить его на фронт для ре­ор­га­ни­за­ции са­ни­тар­ной служ­бы. Од­на­ко им­пе­ра­тор по­ру­чил ему оста­вать­ся при го­су­да­рыне и де­тях в Цар­ском Се­ле, где их ста­ра­ни­я­ми ста­ли от­кры­вать­ся ла­за­ре­ты. У се­бя до­ма в Цар­ском Се­ле Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич так­же устро­ил ла­за­рет для лег­ко ра­не­ных, ко­то­рый по­се­ща­ла им­пе­ра­три­ца с до­че­ря­ми.

В фев­ра­ле 1917 го­да в Рос­сии про­изо­шла ре­во­лю­ция. 2 мар­та го­су­дарь под­пи­сал Ма­ни­фест об от­ре­че­нии от пре­сто­ла. Цар­ская се­мья бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на под стра­жу в Алек­сан­дров­ском двор­це. Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич не оста­вил сво­их цар­ствен­ных па­ци­ен­тов: он доб­ро­воль­но ре­шил на­хо­дить­ся с ни­ми, несмот­ря на то, что долж­ность его бы­ла упразд­не­на, и ему пе­ре­ста­ли вы­пла­чи­вать жа­ло­ва­нье. В это вре­мя Бот­кин стал для цар­ствен­ных уз­ни­ков боль­ше, чем дру­гом: он взял на се­бя обя­зан­ность был по­сред­ни­ком меж­ду им­пе­ра­тор­ской се­мьей и ко­мис­са­ра­ми, хо­да­тай­ствуя обо всех их нуж­дах.

Святой праведный Евгений Боткин, врач, страстотерпец

Ко­гда Цар­скую се­мью бы­ло ре­ше­но пе­ре­вез­ти в То­больск, док­тор Бот­кин ока­зал­ся сре­ди немно­гих при­бли­жен­ных, ко­то­рые доб­ро­воль­но по­сле­до­ва­ли за го­су­да­рем в ссыл­ку. Пись­ма док­то­ра Бот­ки­на из То­боль­ска по­ра­жа­ют сво­им под­лин­но хри­сти­ан­ским на­стро­е­ни­ем: ни сло­ва ро­по­та, осуж­де­ния, недо­воль­ства или оби­ды, но бла­го­ду­шие и да­же ра­дость. Ис­точ­ни­ком это­го бла­го­ду­шия бы­ла твер­дая ве­ра во все­бла­гой Про­мысл Бо­жий: «Под­дер­жи­ва­ет толь­ко мо­лит­ва и го­ря­чее без­гра­нич­ное упо­ва­ние на ми­лость Бо­жию, неиз­мен­но на­шим Небес­ным От­цом на нас из­ли­ва­е­мую».

В это вре­мя он про­дол­жал вы­пол­нять свои обя­зан­но­сти: ле­чил не толь­ко чле­нов Цар­ской се­мьи, но и про­стых го­ро­жан. Уче­ный, мно­го лет об­щав­ший­ся с на­уч­ной, ме­ди­цин­ской, адми­ни­стра­тив­ной эли­той Рос­сии, он сми­рен­но слу­жил, как зем­ский или го­род­ской врач, про­стым кре­стья­нам, сол­да­там, ра­бо­чим.

В ап­ре­ле 1918 го­да док­тор Бот­кин вы­звал­ся со­про­вож­дать цар­скую че­ту в Ека­те­рин­бург, оста­вив в То­боль­ске сво­их род­ных де­тей, ко­то­рых го­ря­чо и неж­но лю­бил. В Ека­те­рин­бур­ге боль­ше­ви­ки сно­ва пред­ло­жи­ли слу­гам по­ки­нуть аре­сто­ван­ных, но все от­ка­за­лись. Че­кист И. Ро­дзин­ский со­об­щал: «Во­об­ще од­но вре­мя по­сле пе­ре­во­да в Ека­те­рин­бург бы­ла мысль от­де­лить от них всех, в част­но­сти да­же до­че­рям пред­ла­га­ли уехать. Но все от­ка­за­лись. Бот­ки­ну пред­ла­га­ли. Он за­явил, что хо­чет раз­де­лить участь се­мьи. И от­ка­зал­ся».

В ночь с 16 на 17 июля 1918 го­да Цар­ская се­мья, их при­бли­жен­ные, в том чис­ле и док­тор Бот­кин, бы­ли рас­стре­ля­ны в под­ва­ле до­ма Ипа­тье­ва.

За несколь­ко лет до сво­ей кон­чи­ны Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич по­лу­чил ти­тул потом­ствен­но­го дво­ря­ни­на. Для сво­е­го гер­ба он вы­брал де­виз: «Ве­рою, вер­но­стью, тру­дом». В этих сло­вах как бы скон­цен­три­ро­ва­лись все жиз­нен­ные иде­а­лы и устрем­ле­ния док­то­ра Бот­ки­на. Глу­бо­кое внут­рен­нее бла­го­че­стие, са­мое глав­ное – жерт­вен­ное слу­же­ние ближ­не­му, непо­ко­ле­би­мая пре­дан­ность Цар­ской се­мье и вер­ность Бо­гу и Его за­по­ве­дям во всех об­сто­я­тель­ствах, вер­ность до смер­ти. Та­кую вер­ность Гос­подь при­ем­лет как чи­стую жерт­ву и да­ет за нее выс­шую, небес­ную на­гра­ду: Будь ве­рен до смер­ти, и дам те­бе ве­нец жиз­ни (Откр.2 :10).

2-3 февраля 2016 г. Архиерейский собор Русской православной церкви Московского патриархата благословил общецерковное почитание ранее канонизированного Русской православной церковью заграницей святого праведного страстотерпца врача Евгения (Боткина) (†1918, память 4/17 июля).

Святой праведный страстотерпче врачу Евгение, моли Бога о нас!

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Паломничество в Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль. Окт-2017

Евгений Боткин родился 27 мая 1865 г. в Царском Селе, в семье выдающегося русского ученого и врача, основателя экспериментального направления в медицине Сергея Петровича Боткина. Его отец был придворным медиком императоров Александра II и Александра III.

В детстве он получил прекрасное образование и сразу был принят в пятый класс Петербургской классической гимназии. После окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, однако после первого курса решил стать врачом и поступил на приготовительный курс Военно-медицинской академии.

Врачебный путь Евгения Боткина начался в январе 1890 г. с должности врача-ассистента Мариинской больницы для бедных. Через год он уехал за границу с научными целями, учился у ведущих европейский ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. В мае 1892 г. Евгений Сергеевич стал врачом Придворной Капеллы, а с января 1894 г. вернулся в Мариинскую больницу. Вместе с тем он продолжил научную деятельность: занимался иммунологией, изучал сущность процесса лейкоцитоза и защитные свойства форменных элементов крови.

В 1893 году он блестяще защитил диссертацию. Официальным оппонентом на защите был физиолог и первый нобелевский лауреат Иван Павлов.

С началом Русско-японской войны (1904) Евгений Боткин убыл в действующую армию добровольцем и стал заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. По воспоминаниям очевидцев, несмотря на административную должность, он много времени проводил на передовой. За отличие в работе был награжден многими орденами, в том числе и боевыми офицерскими.

Осенью 1905 г. Евгений Сергеевич возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 г. он был назначен главным врачом общины святого Георгия в столице. В 1907 г. после смерти Густава Гирша царская семья осталась без лейб-медика. Кандидатура нового лейб-медика была названа самой императрицей, которая на вопрос, кого бы она хотела видеть на этой должности, ответила: «Боткина». Когда ей сказали о том, что сейчас в Петербурге одинаково известны два Боткина, сказала: «Того, что был на войне!».

Боткин был старше своего августейшего пациента - Николая II - на три года. В обязанность лейб-медика входило лечение всех членов царской фамилии, что он тщательно и скрупулезно выполнял. Приходилось обследовать и лечить императора, обладавшего крепким здоровьем, великих княжон, болевших разными детскими инфекциями. Но главным объектом усилий Евгения Сергеевича был цесаревич Алексей, болевший гемофилией.

После февральского переворота 1917 года императорская семья была заключена в Александровском дворце Царского Села. Всем слугам и помощникам предложили по желанию покинуть узников. Но доктор Боткин остался с пациентами. Не пожелал он покинуть их и когда царскую семью было решено отправить в Тобольск. В Тобольске он открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. В апреле 1918 года вместе с царской четой и их дочерью Марией доктора Боткина перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В тот момент была еще возможность покинуть царскую семью, но медик их не оставил.

Иоганн Мейер, австрийский солдат, попавший в русский плен в годы Первой мировой войны и перешедший на сторону большевиков в Екатеринбурге, написал воспоминания «Как погибла царская семья». В книге он сообщает о сделанном большевиками предложении доктору Боткину оставить царскую семью и выбрать себе место работы, например, где-нибудь в московской клинике. Таким образом, один из всех заключенных дома особого назначения точно знал о скорой казни. Знал и, имея возможность выбора, предпочел спасению верность присяге, данной когда-то царю. Вот как это описывает Мейер: «Видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить наследника одного. Как могу я это совместить со своей совестью? Вы все должны это понять».

Доктор Боткин был убит вместе со всей императорской семьёй в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

В 1981 году вместе с другими расстрелянными в Ипатьевском доме был канонизирован Русской Православной Церковью Зарубежом.

СТРАСТОТЕРПЕЦ ЕВГЕНИЙ ВРАЧ (БОТКИН) – житие и икона

Евгений Сергеевич Боткин родился 27 мая 1865 года в Царском Селе Санкт-Петербургской губернии в семье известного русского врача-терапевта, профессора Медико-хирургической академии Сергея Петровича Боткина. Он происходил из купеческой династии Боткиных, представители которой отличались глубокой православной верой и благотворительностью, помогали Православной Церкви не только своими средствами, но и своими трудами. Благодаря разумно организованной системе воспитания в семье и мудрой опеке родителей в сердце Евгения уже с детских лет были заложены многие добродетели, в том числе великодушие, скромность и неприятие насилия. Его брат Петр Сергеевич вспоминал: «Он был бесконечно добрым. Можно было бы сказать, что пришел он в мир ради людей и для того, чтобы пожертвовать собой».

Евгений получил основательное домашнее образование, которое позволило ему в 1878 году поступить сразу в пятый класс 2-й Санкт-Петербургской классической гимназии. В 1882 году Евгений окончил гимназию и стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Однако уже на следующий год, сдав экзамены за первый курс университета, он поступил на младшее отделение открывшегося приготовительного курса императорской Военно-медицинской академии. Его выбор медицинской профессии с самого начала носил осознанный и целенаправленный характер. Петр Боткин писал о Евгении: «Профессией своей он избрал медицину. Это соответствовало его призванию: помогать, поддерживать в тяжелую минуту, облегчать боль, исцелять без конца». В 1889 году Евгений успешно окончил академию, получив звание лекаря с отличием, и с января 1890 года начал свою трудовую деятельность в Мариинской больнице для бедных.


В 25 лет Евгений Сергеевич Боткин вступил в брак с дочерью потомственного дворянина Ольгой Владимировной Мануйловой. В семье Боткиных выросло четверо детей: Дмитрий (1894–1914), Георгий (1895–1941), Татьяна (1898–1986), Глеб (1900–1969).


Одновременно с работой в больнице Е. С. Боткин занимался наукой, его интересовали вопросы иммунологии, сущности процесса лейкоцитоза. В 1893 году Е. С. Боткин блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. Через 2 года Евгений Сергеевич был командирован за границу, где проходил практику в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина. В 1897 году Е. С. Боткин был удостоен звания приват-доцента по внутренним болезням с клиникой. На своей первой лекции он сказал студентам о самом важном в деятельности врача: «Пойдемте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными». Служение медика Евгений Сергеевич считал истинно христианским деланием, он имел религиозный взгляд на болезни, видел их связь с душевным состоянием человека. В одном из своих писем к сыну Георгию, он выразил свое отношение к профессии медика как к средству познания Божией премудрости: «Главный же восторг, который испытываешь в нашем деле… заключается в том, что для этого мы должны все глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога, причем невозможно не наслаждаться их целесообразностью и гармонией и Его высшей мудростью».
С 1897 года Е. С. Боткин начал свою врачебную деятельность в общинах сестер милосердия Российского Общества Красного Креста. 19 ноября 1897 года он стал врачом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия, а с 1 января 1899 года стал также главным врачом Санкт-Петербургской общины сестер милосердия в честь святого Георгия. Главными пациентами общины святого Георгия являлись люди из беднейших слоев общества, однако врачи и обслуживающий персонал подбирались в ней с особенной тщательностью. Некоторые женщины высшего сословия трудились там простыми медсестрами на общих основаниях и считали почетным для себя это занятие. Среди сотрудников царило такое воодушевление, такое желание помогать страждущим людям, что георгиевцев сравнивали иногда с первохристианской общиной. Тот факт, что Евгения Сергеевича приняли работать в это «образцовое учреждение», свидетельствовал не только о его возросшем авторитете как врача, но и о его христианских добродетелях и добропорядочной жизни. Должность главного врача общины могла быть доверена только высоконравственному и верующему человеку.


В 1904 году началась русско-японская война, и Евгений Сергеевич, оставив жену и четверых маленьких детей (старшему было в то время десять лет, младшему – четыре года), добровольцем отправился на Дальний Восток. 2 февраля 1904 года постановлением Главного управления Российского Общества Красного Креста он был назначен помощником Главноуполномоченного при действующих армиях по медицинской части. Занимая эту достаточно высокую административную должность, доктор Боткин часто находился на передовых позициях. Во время войны Евгений Сергеевич не только показал себя прекрасным врачом, но и проявил личные храбрость и мужество. Он написал с фронта множество писем, из которых составилась целая книга – «Свет и тени русско-японской войны 1904–1905 годов» Эта книга вскоре была опубликована, и многие, прочитав ее, открыли для себя новые стороны петербургского врача: его христианское, любящее, безгранично сострадательное сердце и непоколебимую веру в Бога. Императрица Александра Феодоровна, прочитав книгу Боткина, пожелала, чтобы Евгений Сергеевич стал личным доктором Царской семьи. В пасхальное воскресенье, 13 апреля 1908 года, император Николай II подписал указ о назначении доктора Боткина лейб-медиком Высочайшего двора.


Теперь, после нового назначения, Евгений Сергеевич должен был постоянно находиться при императоре и членах его семьи, его служба при царском дворе протекала без выходных дней и отпусков. Высокая должность и близость к Царской семье не изменили характера Е. С. Боткина. Он оставался таким же добрым и внимательным к ближним, каким был и раньше.


Когда началась Первая мировая война, Евгений Сергеевич обратился с просьбой к государю направить его на фронт для реорганизации санитарной службы. Однако император поручил ему оставаться при государыне и детях в Царском Селе, где их стараниями стали открываться лазареты. У себя дома в Царском Селе Евгений Сергеевич также устроил лазарет для легко раненых, который посещала императрица с дочерями.


В феврале 1917 года в России произошла революция. 2 марта государь подписал Манифест об отречении от престола. Царская семья была арестована и заключена под стражу в Александровском дворце. Евгений Сергеевич не оставил своих царственных пациентов: он добровольно решил находиться с ними, несмотря на то, что должность его была упразднена, и ему перестали выплачивать жалованье. В это время Боткин стал для царственных узников больше, чем другом: он взял на себя обязанность был посредником между императорской семьей и комиссарами, ходатайствуя обо всех их нуждах.


Когда Царскую семью было решено перевезти в Тобольск, доктор Боткин оказался среди немногих приближенных, которые добровольно последовали за государем в ссылку. Письма доктора Боткина из Тобольска поражают своим подлинно христианским настроением: ни слова ропота, осуждения, недовольства или обиды, но благодушие и даже радость. Источником этого благодушия была твердая вера во всеблагой Промысл Божий: «Поддерживает только молитва и горячее безграничное упование на милость Божию, неизменно нашим Небесным Отцом на нас изливаемую». В это время он продолжал выполнять свои обязанности: лечил не только членов Царской семьи, но и простых горожан. Ученый, много лет общавшийся с научной, медицинской, административной элитой России, он смиренно служил, как земский или городской врач, простым крестьянам, солдатам, рабочим.


В апреле 1918 года доктор Боткин вызвался сопровождать царскую чету в Екатеринбург, оставив в Тобольске своих родных детей, которых горячо и нежно любил. В Екатеринбурге большевики снова предложили слугам покинуть арестованных, но все отказались. Чекист И. Родзинский сообщал: «Вообще одно время после перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех, в частности даже дочерям предлагали уехать. Но все отказались. Боткину предлагали. Он заявил, что хочет разделить участь семьи. И отказался».


В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Царская семья, их приближенные, в том числе и доктор Боткин, были расстреляны в подвале дома Ипатьева.
За несколько лет до своей кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». В этих словах как бы сконцентрировались все жизненные идеалы и устремления доктора Боткина. Глубокое внутреннее благочестие, самое главное – жертвенное служение ближнему, непоколебимая преданность Царской семье и верность Богу и Его заповедям во всех обстоятельствах, верность до смерти. Такую верность Господь приемлет как чистую жертву и дает за нее высшую, небесную награду: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

Похожие публикации