Основные психологические теории воли. Теории личности Учебные вопросы занятия

В XX в. оформилось несколько психологических теорий, концепций, которые с разных сторон анализировали сущность человеческой психики и закономерности ее развития и функционирования: психоанализ или фрейдизм, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, трансперсональная психология и др.

Бихевиоризм : Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология - это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием следует изгнать из научной психологии. «Выражение «Ребенок боится со баки» в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон).

«Любое поведение определяется своими последствиями».
Скиннер

Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого.
Бандура

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации я анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основной недостаток бихевиоризма в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности. Бихевиоризм (или поведенческая психология) рассматривает человека как своеобразного биоробота, поведением которого можно и нужно управлять с помощью психологических законов.

Фрейдизм рассматривает человека как противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между бессознательными сексуальными желаниями человека, его сознанием и его совестью, в результате чего человек зачастую сам не знает, как он поступит в следующий момент и почему он так поступит. Поведение, психические состояния, здоровье человека значительно зависят от бессознательных процессов психики, в частности от бессознательных сексуальных устремлений и бессознательных комплексов. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательна* мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Неосознаваемые процессы можно разбить на 2 больших класса:

  1. неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки);
  2. неосознаваемые побудители сознательных действий (именно это интенсивно исследовал Фрейд - импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он делает то или иное действие.

Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов - механизмов вытеснения и сопротивления. Сознание оказывает: им сопротивление, т. е. человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Поэтому бессознательные представления, имея" большой энергетический заряд, прорываются в сознательную] жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознательного - сновидения, ошибочные действия - оговорки, описки, забывание вещей, невротические симптомы).

Когнитивная психология рассматривает человека прежде всего как разумное познающее существо, способное самостоятельно познавать окружающий мир и себя, способное найти решение любых сложных проблем, обнаружить свои ошибки и исправить их, способное к самообучению и самоуправлению.. Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят е поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология рассматривает человека как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи высшие человеческие качества и высшие человеческие потребности (потребности в само развитии и самосовершенствовании, потребности е понимании смысла жизни и актуализации своего назначения в мире, потребности в красоте, познании, справедливости и т. п.), и лишь неблагоприятные условия жизни могут временно блокировать проявление высших человеческих качеств в реальном поведении человека. Виднейшие представители гуманистической психологии Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю, в результате чего человек может получить информацию о любом событии, которое было, есть и будет во вселенной. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». На бессознательном уровне идет постоянное информационно-энергетическое взаимодействие человека со Вселенной, с общемировым информационным полем, с «коллективным бессознательным человечества», но человек чаще всего об этом ничего сознательно не знает. На сознательном Уровне информационное взаимодействие человека с мировым информационным полем становится возможным либо спонтанно либо на основе специальных психологических методов: медитация, ребёфинг и пр.

Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла окончательно полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих психологических теорий и концепций раскрывает лишь какую то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности психики человека. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну психологическую теорию и отвергать все другие психологические концепции недопустимо. Чтобы познать психику человека максимально полно и всесторонне, комплексно, необходимо знать и учитывать все существующие психологические теории и подходы, необходимо рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани (вполне возможно, что далеко не все грани психики человека современной науке известны). Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности человека необходимо учитывать биологическую природу (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интерноризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную сферы психики, единство познавательно-интеллектуальной, эмоцнонально-мотивационной, поведенческо-волевой сферы, сущность личности, ее центр, «самость».

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Понятие воли

Определение

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Основные подходы к определению природы воли

Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.

Рисунок 1. «Развитие представлений о воли»

  1. Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
  2. Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.

Идеалистическая психология

Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления.

  1. Воля сводится к интеллекту.
  2. Воля сводится к эмоциям.
  3. Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.

Поведенческая психология

В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.

Рисунок 2. «Поведение в русле бихевиоризма»

Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме рефлексов, для представителя поведенческой психологии - к совокупности реакций: из волевого действия выпадает сознательный волевой процесс.

В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления, подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане, Блондель выдвинул то положение, что воля - продукт социальности. Но его попытка дать психологию воли, учитывающую роль социальных отношений в её формировании, исходит из общих предпосылок социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все её установки. Социальное в ней сводится к идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при этом социальное противопоставляется природному, общественное - личностному.

Теории воли в отечественной психологии

Регулятивный подход

  1. Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия.
  2. Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
  3. Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.

Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:

  1. воля тесно связана с деятельностью;
  2. опосредованность волевого поведения;
  3. воля проявляется в деятельности.

Мотивационный подход

Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации ". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию.

Аспект выбора

  1. Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
  • замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
  • исполнительная часть (деятельность).
  • Теория регуляционно-волевых процессов Л. М. Веккера. Воля представляет собой высшее специфическое регулирование собственного поведения.
  • Одна из задач, которая встает при анализе конкретной психологической теории, заключается в выявлении того психологического принципа, который определяет содержание данной теории. Мы уже говорили о том, что любая психологическая модель подчиняется общеметодологическим принципам и специальным принципам, которые устанавливают своеобразие содержания теории. Психологические принципы в соответствии с общеметодологическими принципами характеризуют предмет, методы и границы конкретной теории. При этом каждый фрагмент содержания теории удерживает именно специальный психологический принцип. В частности, в качестве таких принципов выступают: принцип деятельности для теории деятельности, принцип структурности для гештальт-психологии, принцип реактивности для бихевиоризма, принцип бессознательного для психоанализа. Важно проследить, откуда берутся эти принципы.

    Источниками психологических принципов выступают соответствующие факты реальности. Однако не всякий факт может быть принципом. Для того чтобы факт стал принципом, ему должен быть придан статус принципа. Например, заслуга Л. С. Выготского заключается не в том, что он первым обнаружил факт использования специальных средств для управления психической деятельностью человека, а в том, что он придал этому факту статус принципа и сформулировал на основе принципа опосредованности культурно-историческую теорию развития высших психических функций.

    Специальные психологические принципы определяют соответствующую систему понятий, а значит, и систему содержания конкретной психологической теории. В дальнейшем принцип как фильтр начинает участвовать в отборе тех психологических фактов, которые теория рассматривает как свои или начинает их игнорировать.

    Существенным моментом специального психологического принципа является то, что он базируется на конкретном факте реальности и несет на себе все свойства и особенности этого факта. Так, если принцип опосредствованности имеет прямое отношение к появлению высших психических функций, т. е. характеризует такие качества психики, как осознанность и произвольность, то нужно понимать, что эти свойства вытекают именно из особенностей самого факта реальности, взятого за принцип.

    Так, использование средства в качестве орудия психической деятельности, безусловно, предполагает знание способа применения этого средства и понимание того, на каком этапе применения средства находится субъект, т. е. предполагает произвольность. Соответственно психологическая теория, которая основывается на данном принципе, оказывается чувствительной именно к тем проблемам или тем аспектам психической жизни человека, которые соотносятся с этим принципом.

    Подчеркнем, что в этом случае культурно-историческая теория сталкивается со сложностями в интерпретации бессознательных процессов, что и отразилось, на наш взгляд, в текстах Л. С. Выготского: он подчеркивал в качестве безусловного достижения психоанализа возможность дать положительную характеристику бессознательного, между тем в рамках культурно-исторической теории проблема бессознательного решена не была. Этот результат, на наш взгляд, является следствием того ограничения, которое накладывает принцип на содержание теории. Точно так же последователи теории Л.С.Выготского, например представители теории деятельности, не смогли решить проблему бессознательного, поскольку принцип деятельности предполагает единство сознания и деятельности, но не единство бессознательного и деятельности.

    Психологические принципы определяют границы психологи 1 ческой теории не только вширь, т.е. с точки зрения той проблематики, которая рассматривается данной теорией, но и вглубь, Т.е. с точки зрения предела объяснения.

    Так, например, для объяснения поведения человека в бихевиоризме универсальный принцип «стимул - реакция» предполагает, что поведение будет понято, если мы определим связь между стимулом, который действует на испытуемого (ситуация, в которой он оказался), и той реакцией, которая вызывает данный стимул. Здесь существенный момент состоит в том, что дальше этих категорий психологическое объяснение не движется. Поэтому считается, что поведение адекватно интерпретировано, если описаны сами ситуации и реакции на них.

    Если же обратиться к теории деятельности или к культурно-исторической теории, то предельным объяснением будет объяснение, которое опирается на систему операций и средств, с помощью которых эти операции выполняются. В частности, именно на этих принципах построена теория способностей Л.А.Венгера: понять психологическое строение способности - значит понять систему операций и средств, которыми пользуется человек для решения встающих перед ним задач. Именно этот подход лег в основу системы диагностики развития детей дошкольного возраста. В психоанализе объяснения заканчиваются, когда находится вытесненное в область бессознательного содержание сознания

    (в частности, образы пережитых ситуаций). Приведем следующий отрывок: «"Да, теперь я знаю. Это голова моего дяди... Лицо, которое я теперь вижу это его злое лицо". Эта информация напомнила мне, что ее первый истерический симптом, рвота, прошел. ...Соответственно мы имели дело с истерией, которая была в значительной степени отреагированной. И действительно, вскоре, после того как это произошло, Катарина рассказала о своем открытии своей тете.

    Ты рассказывала своей тете другие истории - о том, как он с тобой заигрывал?

    Да, не сразу, а позже, когда уже шел разговор о разводе. Моя тетя сказала: мы придержим это в запасе. Если он будет чинить неприятности в суде, мы расскажем и об этом тоже.

    Я могу прекрасно понять, что именно этот последний период - когда в доме происходило все больше волнующих сцен и когда состояние девушки перестало интересовать ее тетю, целиком занятую спором, - должно быть, как раз тот период накопления и сохранения информации оставил Катарине в наследство мнемический символ (или галлюцинацию) - лицо.

    Я надеюсь, эта девушка, чья сексуальная чувствительность пострадала в таком юном возрасте, извлекла некоторую пользу из нашего разговора. С тех пор я ее не видел» 1 .

    Из приведенного отрывка видно, что главную задачу З.Фрейд видел в том, чтобы выяснить исходное переживание, которое было вытеснено его пациенткой и впоследствии было обнаружено в результате кропотливой работы. При этом сам факт установления вытесненного переживания является финальным в методологии 3. Фрейда именно в силу понимания принципа бессознательного. При чтении этого отрывка складывается впечатление незавершенности действия: хотелось бы двигаться дальше, но принцип бессознательного не позволяет этого делать. З.Фрейд заключает, что он впоследствии этой пациентки не видел. Но, на наш взгляд, ему и не надо было видеть дальше, поскольку процесс оказался завершенным.

    Особенность специальных психологических принципов заключается и в том, что, хотя каждый из них является центральным для соответствующей ему психологической теории, принципы, образующие разные теории, оказываются связанными между собой. Так, принцип структурности в гештальт-психологии выступает в оппозиции к принципу дискретности в ассоциативной психологии; принцип бессознательного в психоанализе оппозиционен принципу сознательности в ассоциативной психологии; принцип реактивности оппозиционен принципу ненаблюдаемости психических

    1 Фрейджер Р., ФейдименД. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. - СПб., 2006. - С. 57.

    явлений в ассоциативной психологии; принцип операциональное теории Ж.Пиаже является опосредствованием принципа структурности и принципа реактивности в бихевиоризме. Подобные отношения между принципами показывают, что они не являются внутренне независимыми и существующими в рамках конкретной психологической теории, а располагаются в общем пространстве психологического знания. Тем самым принципы не только ограничивают соответствующую психологическую теорию, но и задают возможности ее развития путем формулирования других принципов.

    Говоря о роли принципа в структуре психологической теории, можно заметить, что конкретный психологический принцип выступает в роли ее центра в том смысле, что он в первую очередь стягивает к себе факты, характеризующие данную теорию, основные понятия и методы исследования. Вместе с тем сам принцип ограничивает содержание психологической теории, создает ту«броню», которая не позволяет фактам, не связанным с этим принципом, войти в тело теории. Как писал И.Лакатос, «у всех исследовательских программ есть "твердое ядро"... мы должны напрягать нашу изобретательность, чтобы прояснять, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые "вспомогательные гипотезы", которые образуют защитный пояс вокруг этого ядра... защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок; защищая таким образом окостеневшее ядро...» 1 . Мы хотим подчеркнуть, что именно специальный психологический принцип создаетто самое ядро, вокруг которого выстраиваются многообразные Ясистемы защит.

    В отечественной психологии наиболее разработанной является теория деятельности. Она легла в основу многих исследований по общей и прикладной психологии. Принципы теории деятельности составляют специальную методологию отечественной детской психологии. Их непонимание ведет к непониманию всей отечественной детской психологии и господству натуралистического взгляда на психику ребенка. Поэтому остановимся на анализе этих принципов более подробно. Один из главных принципов теории деятельности - принцип предметности психического отражения. Принцип предметности является большим теоретическим достижением отечественных психологов, и в первую очередь заслуга в его разработке принадлежит А.Н.Леонтьеву. Он отмечает, что психическое развитие человека остается тайной, если не раскрыта человеческая деятельность и ее главная характеристика - ее «предметность»: «Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование

    1 Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских про­грамм. -М., 1995. - С. 162.

    деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может. Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная природа» 1 .

    При этом А.Н.Леонтьев подчеркивает, что управляет процессами деятельности первично «сам предмет и лишь вторично - его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет-процесс деятельности и переход деятель - субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта происходит не только на полюсе субъекта. Еще более явно он происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в "покоящееся свойство" ее объективного продукта» 2 . Другими словами, любая вещь, на которую направлена активность человека, обладает сначала только определенными пространственно-временными, физическими свойствами. Человек как бы сталкивается с этой вещью дважды: до начала деятельности и после окончания деятельности. Ни свойства вещи, определяемые физическими ее особенностями, ни первичный «образ» вещи не характеризуют принцип предметности. Предметность возникает только в результате разрешения противоречия между потребностями человека и свойствами объекта, удовлетворяющими эту потребность.

    Еще раз подчеркнем, что предметность - это не объект сам по себе и не потребность человека, это отношение между потребностью и предметом.

    Эта особенность принципа предметности нашла свое выражение в сформулированном В.Вундтом законе «гетерогонии цели». Суть этого закона сводится к различию конечного продукта деятельности и начального замысла. И это понятно. Конечный продукт как раз и представляет собой разрешенное противоречие между потребностью и объектом. Отличие конечного продукта от представления о нем до начала деятельности характеризуется тем, что в первоначальном представлении о конечном продукте более выражена субъективная сторона предметной деятельности, а в конечном - его объективная сторона. Важно понять, что речь идет

    1 Леонтьев А. И. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - С. 84. 1 Там же. - С. 86.

    не об объективных свойствах вещи, а об объективных свойствах предметной деятельности.

    По А.Н.Леонтьеву, вторичный образ, т.е. образ вещи, полученной в результате деятельностного ее преобразования, и есть опредмеченная деятельность (или потребность). Сама же вещь, преобразованная в результате деятельности, приобрела не только физические свойства, но и предметные свойства, т.е. такие ее физические свойства, которые могут удовлетворять определенные потребности человека.

    Следовательно, в человеческом обществе используются объекты, обладающие двумя группами свойств: вещными и предметными. Специфика человеческой психики как раз и состоит в том, что объект отражается в ней со стороны своих предметных свойств. Сами же предметные свойства есть опредмеченная потребность. Большинство исследований отечественных психологов иллюстрируют действие этого принципа в психическом развитии ребенка. Возьмем в качестве примера эксперимент, проведенный Л.А.Венгером с детьми раннего возраста (1 - 3 года). Детям предлагалась специальная решетка, через которую можно было достать фигуры различной геометрической формы. Для каждой фигуры - призмы, шара и пирамиды - было создано свое отверстие, через которое ее можно было пронести. Что же оказалось? Первоначально дети пытались тащить фигуры через любые отверстия, конечно, при этом у них ничего не получалось. Данный факт свидетельствует, что: 1) дети видели геометрические фигуры; 2) они также видели и отверстия; 3) более того, они улавливали определенное соотношение между фигурой и отверстием. Однако следует ли из этого, что дети воспринимали форму отверстия и форму фигуры?

    Как ответили бы на этот вопрос представители натуралистических взглядов? Главная особенность их подхода заключается в а том, что они выделяют только стимулы (или вещные свойства объектов). Вот, например, описание одного из подобных экспериментов: «Когда мы решили исследовать зрительные способности еще совсем беспомощных младенцев, мы смогли найти лишь один подходящий показатель - движения глаз. Если ребенок всегда чаще направляет свой взор на одни формы, чем на другие, то он, очевидно, способен воспринимать форму. Исходя из этого, мы разработали тест на зрительный интерес, нашими первыми испытуемыми были детеныши шимпанзе, мы обнаружили явное предпочтение определенных предметов, что указывает на врожденную способность различать их.

    Перейдя от шимпанзе к человеку, мы не внесли существенных изменений в методику эксперимента. Интерес к предъявляемым объектам исчезает у детей быстрее, чем у детенышей шимпанзе, и они склонны засыпать во время опытов.

    Суммарное время рассматривания для разных пар было весьма различным: более сложные пары привлекали больше внимания. Было очевидно, что восприятие формы в какой-то мере является врожденным. Показав, что даже в очень раннем возрасте дети способны воспринимать форму, мы уже опровергли распространенное представление о том, что они по анатомическим причинам не могут видеть ничего, кроме неясных светлых и темных пятен» 1 .

    Как сопоставить результаты двух экспериментов? Мы бы сказали, что в этих опытах восприятие отсутствовало в силу того, что противоречие между потребностью ребенка (например, получить эту фигурку) и вещными свойствами предмета еще не разрешено, форма еще не выступила предметом особой деятельности - восприятия, далее эта деятельность еще не опредметилась в образе предмета, отражающего его форму. Возникает вопрос: что же тогда наблюдалось? Вероятнее всего, наблюдались психофизиологические особенности функционирования зрительной сенсорной системы на ранних этапах онтогенеза. Ясно, что существует соответствующий орган, который реагирует на различия в стимуляции, но эти различия носят физиологический характер, они еще не получили предметного, психического значения. Эти реакции А. В. Запорожец вслед за И. П. Павловым называл ориентировочным различением: «Ориентировочное различение создает лишь предпосылки для восприятия, но еще не обеспечивает само по себе возникновения адекватного перцептивного образа» 2 .

    Подтверждение правильности предметности восприятия было показано А. В. Запорожцем на примере восприятия глубины. Американские психологи Р.Уок и Э. Гибсон полагали, что восприятие глубины врожденное, по крайней мере, частично. Для доказательства этого предположения был проделан следующий опыт. Стол накрывали стеклом. На поверхность стола, накрытую стеклом, помещали ребенка. Стекло далеко выступало за край стола, так что ребенок мог видеть пол. У края стекла стояла мать ребенка. Ребенок начинал ползти к матери, но как только он доползал до края стола, останавливался. На основании результатов этого эксперимента делался вывод, что ребенок воспринимает глубину. А. В. Запорожец предложил изменить условия эксперимента: закрасить половину стола другим цветом. В этом случае ребенок доползал до границы цветов и останавливался, хотя объективно различий в глубине расположения поверхностей, раскрашенных в разные цвета, нет. Что же есть? Есть различия в стимуляции, но восприятия глубины нет.

    ¹ Восприятие: механизмы и модели / под ред. А. В. Запорожца - М 1974 - С. 340-344.

    2 Восприятие и действие / под ред. А. В. Запорожца. - М., 1967. - С. 177-181.

    Показательна интерпретация результатов этих исследований, сделанная в книге Т. Бауэра: «Исследователи обнаружили, что младенцы, которые уже могут ползать, ни при каких обстоятельствах не переползают на глубокую сторону обрыва, что, по-видимому, является убедительным доказательством наличия восприятия удаленности. К сожалению, младенцы, возраст которых достаточно велик, чтобы они могли ползать, имеют продолжительную историю развития восприятия и моторики. Поэтому описанный эксперимент мало что может нам сказать об истоках восприятия пространства» 1 . Как видим, Т.Бауэр не сомневается в достоверности результатов, полученных Э. Гибсоном и Р.Уоком. Подобная уверенность есть следствие игнорирования принципа предметности в рамках натуралистического подхода.

    Если продолжать подобные логические рассуждения, можно регистрировать реакцию ребенка на два различных слова. Вероятно, на различные слова, скажем короткое и длинное, реакция будет различной. Будет ли означать это различие, что ребенок их понимает? Конечно, нет. Но если следовать логике подобных экспериментов, нужно говорить о различии в понимании.

    Таким образом, непонимание принципа предметности ведет к искажению при построении психологической интерпретации наблюдаемых психических явлений. Психика человека построена по принципу предметного отражения действительности. Это значит, что содержание психического отражения составляют не вещи, а предметы человеческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека.

    Важный вывод, следующий из принципа предметности, состоит в том, что ребенок сам не может выработать в себе человеческую психику именно в силу того, что объекты выступают для Него со стороны своих вещных свойств. Необходима организованная взрослым система присвоения предметных свойств вещей и 4 явлений, т.е. необходима система обучения и воспитания. Фактически признание принципа предметности ведет к признанию прижизненного формирования психики человека. Еще одним важным принципом, выделяемым в теории деятельности, стал принцип активности. Сущность этого принципа связана с интерпретацией человека либо как существа пассивного,только реагирующего на внешние воздействия, либо как активного.

    Наиболее яркими представителями принципа пассивности являются бихевиористы. Они рассматривают поведение человека как систему реакций на внешние воздействия.

    В отечественной же психологии разрабатывается принцип активности психики человека. Он имеет несколько сторон. Наиболее

    1 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979. - С. 102.

    традиционное понимание активности заключается в анализе психических процессов как зависимых от целей, установок, эмоций, опыта субъекта, что проявляется в избирательности и направленности деятельности субъекта.

    А. Н.Леонтьев отмечал: «Психология издавна описывала и изучала зависимость восприятия, представления и мышления от того, "что человеку нужно", - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом подчеркнуть, что такая пристрастность сама объективно детерминирована и выражается не в неадекватности образа (хотя и может в ней выражаться), а в том, что она позволяет активно проникать в реальность» 1 .

    Подобное понимание активности психики человека сходно с позициями многих ученых. Например, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Иными словами, получается, что человек избирателен к внешним воздействиям. Ж.Пиаже также разделял эту позицию, если под внутренними условиями рассматривать характер операциональных структур, которые складываются у ребенка в процессе его адаптации к действительности. Этот подход можно рассматривать в качестве дополнения к принципу реактивности.

    Однако в отечественной психологии существует другое понимание активности психического отражения. Этот подход выражается во взгляде на познавательные и вообще психические процессы как на творческие, продуктивные, как на процессы порождения психического образа. Представитель этого направления П.Я.Гальперин показывает, что в той среде, в которой поведение возможно как реактивное приспособление к миру, в возникновении психического отражения нет никакой необходимости. Все поведение субъекта в этом случае может быть объяснено на физиологическом уровне, на врожденных и приобретенных физиологических реакциях.

    Разработка принципа опосредствования в психологии была начата Л.С.Выготским. Он говорил, что психическая деятельность человека в отличие от психики животных, носит опосредованный характер: человек использует различные орудия (средства), благодаря которым овладевает своей психикой. Он писал: «В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными психическими процессами» 2 . При этом он указывал на различия между психическими средствами и орудиями практической деятельности человека: «...орудие, будучи тоже выдвинуто как средний член между деятельностью человека и внешним объектом, направлено на

    1 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - С. 56.

    2 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. - М., 1982. - С. 103, 106.

    то, чтобы вызвать те или иные изменения в самом объекте, психологическое орудие ничего не меняет в объекте, оно есть средство воздействия на самого себя (или другого) - на психику, на поведение, а не средство воздействия на объект» 1 .

    Сам Л. С. Выготский исследовал прежде всего знак (слово) как средство психической деятельности человека. Однако он подчер­кивал, что употреблением знаков не исчерпывается опосредствование психики человека. В дальнейших исследованиях учеников Л. С. Выготского были выделены различные виды средств психической деятельности.

    А. В. Запорожец выделил сенсорные эталоны как средства восприятия. Он писал: «В результате многовекового опыта производственной, научной и художественной деятельности человечество выделяет из всего многообразия воспринимаемой действительности некоторые качества, имеющие наиболее важное значение для достижения практических и познавательных целей, определенным образом их квантует, систематизирует и словесно обозначает. Отдельный индивид на протяжении детства усваивает такого рода конденсированный общественный сенсорный опыт и научается им пользоваться как системой чувственных мерок, или эталонов, для анализа окружающего и упорядочивания своего опыта» 2 , Сотрудниками А. В. Запорожца были установлены образные средства умственной деятельности дошкольников. Так, Н. Н. Поддьяков показал роль «операторных эталонов» в мышлении ребенка, относящихся к большой группе «преобразующе-воспроизводящих» средств, группу предпонятийных средств, а также модели исхемы. Л. А. Венгер исследует специфику модельных представлений детей, рассматривая их как особую форму опосредствования. Она характеризуется использованием образов, «передающих отношения между предметами, явлениями и их элементам в более или менее условной и схематической наглядной пространственной форме» 3 . Принцип опосредствования позволяет определить стратегию Исследований в детской психологии. Управление психическим развитием ребенка в этом случае сводится к анализу и формированию соответствующих психических средств и способов их применения. При этом овладение средствами осуществляется детьми в процессе соответствующей деятельности, организуемой взрослым. Принцип интериоризации зародился в бихевиоризме. В отечественной психологии его разработку начал Л. С. Выготский. Он писал:

    1 Выготский Л, С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории Психологии / под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. - М., 1982. - С. 106.

    2 Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М., 1986. - Т. 1. - С. 109.

    3 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. - М, 1986. - С. 6.

    «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной» 1 . Для Л.С.Выготского понятие интериоризации означало переход от внешнего (интерпсихического) к внутреннему (интрапсихическому).

    Принцип интериоризации многопланов. Во-первых, он раскрывает переход от коллективного к индивидуальному. Л.С.Выготский сформулировал этот переход как основной закон культурного развития: от, социальной коллективной деятельности, в которую включен ребенок, к индивидуальной психической деятельности. Суть этого превращения была показана в его книге «Мышление и речь» на примере анализа эгоцентрической речи. Во-вторых, принцип интериоризации раскрывает особенности формирования собственно внутреннего, психического плана, что связано с существенной перестройкой внешней формы деятельности. Принцип интериоризации позволяет решить вопрос о целенаправленном формировании психики ребенка путем организации внешней деятельности.

    Принципы психологии постоянно развиваются. Смещается значение одних, выдвигаются на передний план другие, появляются новые. В последнее время принципы деятельностного анализа психики используются реже, появляются альтернативы других подходов. Однако необходимо отметить безусловную продуктивность специальных принципов предметности, опосредованное, а также интериоризации. Отказ от них будет способствовать усилению господства натуралистических тенденций, что приведет лишь к констатации беспомощности психолога перед «природной» психикой.

    Как мы уже отмечали, принцип - это правило, которому следует автор теории. Он позволяет отличить одну теорию от другой. В этом случае все содержание теории обусловлено этим правилом, и каждый фрагмент теории содержит в себе это правило. Поэтому если мы постараемся сделать наиболее общий срез содержания, то за всеми конкретными высказываниями мы можем увидеть действие исходного принципа. Поскольку принцип определяет предметную область теории, то он же определяет и методы исследования и анализа. Мы могли бы сказать, что связь между принципом и методом оказывается неразрывной, так как метод исследования тоже представляет собой правило, которое должен постоянно удерживать исследователь.

    Существенный вопрос заключается в том, в каком отношении находятся принципы и методы. Ответ состоит в том, что принципы и методы по-разному выстраивают содержание теории. Строго

    1 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В.В.Давыдова. - М., 1982. - С. 103, 106.

    говоря, принцип отвечает на вопрос: как должна быть выстроена теория? А метод позволяет понять, что может быть получено в результате построения данной теории.

    Эти «что» и «как» - ортогональны друг другу, и все содержание теории пронизано ответами на эти вопросы. Поэтому если мы возьмем содержание психологической теории (например, ассоциативной теории), то принципом этой теории является принцип сознательности, т. е. тождественности психики и сознания человека, а методом - метод самонаблюдения.

    Если мы утверждаем, что психика есть сознание и сознание есть внутреннее достояние каждого конкретного человека, то отсюдаследует, что никто, кроме самого человека, не может охарактеризовать собственное сознание. Этот вывод прямо говорит о том, что сознание можно изучать только с помощью метода самонаблюдения.

    Существует большой объем литературы, описывающей метод самонаблюдения, но главное в этом методе - это отождествление содержания сознания и способа, посредством которого это содержание изучается. Причем содержание и способ мы можем рассматривать как вещи противоположные друг другу, но если мыпосмотрим, что можно увидеть в содержании сознания, отвлекаясь от содержательной стороны, то мы увидим только способ получения этого содержания с помощью самонаблюдения. И наоборот, если мы будем рассматривать метод самонаблюдения, то что мы сможем увидеть в этом методе, отвлекаясь от само-К» метода? Только содержание сознания. То есть любое содержание сознания может быть получено только методом самонаблюдения, Яэтот метод всегда стоит как бы за содержанием сознания.


    Похожая информация.


    Тема: Деловое общение и специальные психологические теории

    Тип: Контрольная работа | Размер: 29.96K | Скачано: 69 | Добавлен 21.12.08 в 19:48 | Рейтинг: +18 | Еще Контрольные работы


    Введение 3

    1. Деловое общение и психодиагностика. Разработка методов оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности как основной предмет психодиагностики 4

    2. Проблемы экономической, организационной и профессиональной психологии. Их значение для развития науки «Деловое общение» 8

    3. Практическое задание. Составьте таблицу наиболее применяемых в российской деловой практике типов тестов. Приведите пример текстовых заданий по деловому общению 11

    Заключение 14

    Список используемой литературы 15

    Введение

    Современное общество характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики и так далее. Все это предъявляет огромные требования к психики человека, имеющего дело с современной техникой.

    В современной промышленности, экономики, политики, практически во всех сферах жизнедеятельности общества, большее значение приобретает учет психологического фактора, т.е., возможностей, заключенных в психических познавательных процессах человека - восприятии, мышлении, в свойствах личности.

    Так, например, одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. С таким же успехом существуют и развиваются такие психологические направления как политическая, инженерная, педагогическая психология и др.

    Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. И, разумеется, серьезными исследованиями человеческой психики занимаются лишь профессиональные психологи.

    Деловое общение и психодиагностика. Разработка методов оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности как основной предмет психодиагностики.

    Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

    Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза - описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

    Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

    В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных, вынесение решения - психодиагностический диагноз и прогноз.

    Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально - психологических особенностей личности.

    Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

    Принцип отражения - адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

    Принцип развития - ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

    Принцип диалектической связи сущности и явления - позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

    Принцип единства сознания и деятельности - сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

    Личностный принцип - требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

    Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик - способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

    В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам. Это требования операционализации и верификации.

    Операционализация - предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

    Верификация - т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту , т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

    Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

    1. Бланковые методики - составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

    Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

    1. Опросные методики - занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

    Недостатки:

    • субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
    • эти методики трудно стандартизировать, а, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
    1. Рисуночные психодиагностические методики - используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
    2. Проективные методики - основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве»стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
    3. -манипуляционные методики - в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать - собрать, изготовить, разобрать и т. п. .

    Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2)

    Таблица 2

    Классификация психодиагностических методик

    Критерий

    Наименование

    методики

    Краткая характеристика

    методики

    По типу применяемых тестовых задач

    Опросные

    Используются вопросы, адресуемые испытуемым

    утверждающие

    Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

    продуктивные

    Применяют собственную творческую продукцию испытуемых - вербальную, образную, материальную

    действенные

    Задание выполнить некоторый комплекс практических действий

    физиологические

    П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма

    По адресату используемого тестового материала

    сознательные

    Апеллирующие к сознанию испытуемого

    бессознательные

    Направленные на неосознаваемые реакции человека

    По форме представления тестового материала испытуемым

    бланковые

    Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

    технические

    Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или через иные технические устройства

    сенсорные

    Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

    По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

    объективные

    Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

    субъективные

    Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция)

    По внутренней структуре методики

    мономерные

    В них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство

    многомерные

    Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

    По типу анализа экспериментальных данных

    количественный

    Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

    качественный

    Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия

    Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

    Такими требованиями являются

    1. - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

    Есть несколько разновидностей валидности.

    Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей

    исследуемого качества, получаемых с помощью данной

    методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

    Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

    Валидность эмпирическая - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

    Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной , когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

    Валидность внешняя - примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

    Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

    Критерии валидности:

    • Поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
    • Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
    • Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
    • Данные, полученные от других методик , валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
    1. - характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

    Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

    • путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
    • путем сравнения результатов, получаемых по одной и той жеметодике в различных условиях.
    1. Однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства , для оценки которого данная методика применяется.
    2. - отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок .

    Проблемы экономической, организационной ипрофессиональной психологии. Их значение дляразвития науки «Деловое общение»

    Экономическая психология является относительно новой научной дисциплиной, набирающей силу в нашей стране. В западных странах эта дисциплина имеет более богатый опыт исследования и практики, о чем свидетельствует выпускаемый Международной ассоциацией экономистов-психологов журнала «Экономическая психология».

    Становление и углубление рыночных отношений в российской экономике, ее включение в систему мировых экономических связей, обострение внутренних проблем экономического реформирования и развития сделали чрезвычайно актуальным научное исследование социально-психологических механизмов и закономерностей происходящих процессов.

    Экономическая психология изучает психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений.

    Экономическая психология является молодой синтезированной наукой, вобравшей в себя научную информацию из различных научных дисциплин: экономика, социальная и общая психология, социология и др. Она изучает закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений в регуляции экономического поведения.

    Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономических решений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др.

    Экономическая психология самым тесным образом связана с рядом отраслей психологической науки. На стыке с психологией личности и психологией индивидуальных различий исследуется влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенности экономического поведения субъектов.

    На стыке с психологией труда, организационной психологией и психологией управления наиболее важными проблемами выступают: исследования мотивации трудовой деятельности и поведения человека в организации, удовлетворенности трудом и социально-психологических факторов повышения производительности труда и эффективности работы организаций.

    На стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых, на стыке с этнической психологией исследуются этнокультурные и этнопсихологические особенности экономического сознания и поведения.

    В прикладной области экономической психологии существуют два главных направления: консультирование фирм и отдельных клиентов по конкретным проблемам и обучение и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии. В качестве самостоятельного направления практической психологии активно формируется психология бизнеса.

    Организационная психология занимается психологией поведения людей в организации. Многие организованные психологи работают менеджерами по персоналу, проводят оценку персонала, разрабатывают и проводят тренинги. Организационные психологи занимаются консультированием людей на предмет их профессионального развития, решения проблем связанных с профессиональным поведением, проводят тренинги как внутри фирмы, так и по заказу внешних компаний. Психолог в организации необходим, но часто он работает в качестве менеджера по персоналу или HR (специалист по человеческим ресурсам). Организационный психолог проводит исследования в организации - определяет уровень удовлетворенности трудом, мотивированности, культуры и климата в организации, которые необходимы для налаживания деловых контактов. Также он может быть и конфликтологом, разрешая определенные конфликты.

    Предметом организационной психологии является изучение социально-психологических закономерностей поведения людей в организациях, а также социально-психологических характеристик самих организаций.

    Особое место в исследованиях организационной психологии занимают междисциплинарные связи с науками наиболее близкими по своей проблематики к задачам выявления закономерностей поведения человека в организационном контексте и определения условий эффективного развития организаций - теорией управления организацией (менеджментом) и организационным развитием.

    Цели организации не достижимы без людей, без использования человеческих ресурсов, поэтому организационная психология становится важной областью общей теории управления организацией.

    Знания о социально-психологических закономерностях поведения людей в организациях необходимы любому человеку и, в первую очередь, руководителю. Понимание того, как люди ведут себя в организации, особенности их делового поведения и построения деловых отношений, позволяют руководству сформировать эффективную стратегию развития организации, разработать специальные программы подготовки и обучения сотрудников.

    Когда руководитель организации выполняет свои функции, то есть планирует, организует, мотивирует и контролирует деятельность других, то ему необходимо знать, как все эти перечисленные действия повлияют на людей. Поскольку руководитель способен достигать цели организации только через посредство других людей, понимание психологии поведения людей в организационном контексте делает руководителя организации эффективным.

    Профессиональная психология представляет собой разнородные направления психологии в различных областях, будь то юриспруденция, политика, социология, спорт и др. В любой профессии задействовано огромное количество людей, существуют свои тонкости общения и работы в коллективе. Для налаживания деловых отношений необходим психологический подход.

    Психология труда - область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности. Одна из основных задач профессиональной психологии в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. И решение этой задачи возможно лишь при изучении психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (средств, содержания, условий и организации).

    Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержания практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии.

    Проблема профессионального становления личности является отражением проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две парадигмы на этот счет. Первая - отрицание влияния профессии на личность, исходя из традиционного тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Вторая - факт влияния профессии на личность - процесс профессионализации. Последняя характерна для большинства зарубежных исследователей и общепринята в отечественной психологии.

    Профессиональное развитие - довольно сложный процесс, начинаясь на стадии освоения профессии, продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.

    В результате профессионального развития человек приобретает профессиональные навыки, знания. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

    Элементы делового общения, делового этикета необходимы в практике профессиональной психологии, так как эти знания дают человеку дополнительную возможность адаптироваться в рабочем коллективе и в дальнейшем продвигаться по карьерной лестнице. Ведь от того, как человек адаптировался к рабочей среде, правильно ли он выбрал свою профессию, имеет ли наклонности для нормального решения стоящих перед ним профессиональных задач, зависит его отношение к работе и к коллективу и даже к окружающим его людям и жизни вообще.

    Практическое задание. Составьте таблицу наиболее применяемых в российской деловой практике типов тестов. Приведите пример тестовых заданий по деловому общению.

    Тесты - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

    Стандартизированность методики - т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

    Сопоставимость - т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

    К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

    1. Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
    2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
    3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
    4. Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

    Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик.

    Наиболее применяемые в российской деловой практике типы тестов.

    Тип теста

    Наименование теста

    Краткое описание

    Самооценка деловых качеств руководителя и определение индивидуального стиля межличностного общения

    Ваш темперамент

    Нужно ответить «да» или «нет» на 12 утверждений. Тест выделяет основные темпераменты человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

    Общепсихологическая типология личности

    Выяснение степени экстравертности и интровертности, уровня эмоциональной стабильности.

    Характерологический

    Выявление определенного направления характера

    Уровень субъективного контроля

    Оценка уровня субъективного контроля, который определяет его поведение в различных ситуациях

    Ваш уровень общительности

    Оценка коммуникабельности, корректности в отношениях с людьми

    Ваш стиль делового общения

    Оценка стиля делового общения. Из 80 утверждений из каждой пары выбирается одно - наиболее подходящее для тестирующегося.

    Трансакционный анализ общения (по Э.Берну)

    Оценка поведения на основе возможных состояний: «Родителя», «Взрослого» или «Ребенка»

    Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?

    Оценка своих управленческих способностей, поведения, уровня ответственности, независимости, целеустремленности

    Самооценка практических навыков по искусству общения и решение конкретных деловых ситуаций

    Удовлетворенность работой

    Основывается на выборе из двух вариантов решения конкретной ситуации правильного с точки зрения психологического подхода

    Какой вы управляющий

    Оценка степени профессиональности в управлении, сильных и слабых сторон тестируемого

    Оценка самоконтроля в общении (по М. Снайдеру)

    Оценка уровня контроля при общении с людьми

    Вы склонны действовать или размышлять?

    Определяет степень активности в определенной ситуации, степень склонности к действиям

    Каков ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения?

    Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения

    Способны ли вы решить свои проблемы?

    Определение способности человека объективно оценивать стоящие перед ним проблемы и находит приемлемые пути их решения

    В качестве примера хочется привести тест «Оценка самоконтроля в общении (по М. Снайдеру). Предлагается оценить 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации, как верные (В)и неверные (Н) для себя.

    1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
    2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
    3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
    4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
    5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
    6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
    7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
    8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
    9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
    10. Я не всегда такой, каким кажусь.

    Оценка результатов : по одному балл начисляется ответ «Н» за 1,5,7 вопросы и за ответ «В» - на все остальные. Подсчитайте сумму.

    0-3 балла показывает низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и не считаете нужным меняться в зависимости " ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, от чего многие считают вас слишком прямолинейным.

    4-6 баллов говорит о среднем коммуникативном контроле. Вы искренне, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

    7-10 баллов указывает на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих .

    Заключение

    Тайны человеческой души во все времена привлекали людей. Раньше эти тайны разгадывали философы и астрологи, медики и алхимики. В позапрошлом веке появилась наука психология.

    Психология манит людей, но это не простой вид деятельности. Не все могут освоить и выдержать нагрузки, связанные с работой психолога. Способность чувствовать других людей - это не просто способность плакать вместе с ними, а умение оказать нужную помощь.

    Но из узкоспециальной дисциплины (так сказать, только для посвященных) психология становится неотъемлемой частью любой профподготовки. При профотборе на вакантное место используются все чаще психологические тесты, оценивающие способности и возможности потенциального работника.

    Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности. Не секрет, что в наше время условием успешной профессиональной деятельности любого специалиста, будь то инженер или бизнесмен, выступает умение общаться с людьми.

    Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностны особенности, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

    Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к современному руководителю, который обязан обладать элементарной социально-психологической культурой.

    Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии.

    Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

    Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

    Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение трактовалось, как совокупность ответных реакций организма на стимулы внешней среды. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса.

    Бихевиористы ставили следующие задачи:

    1) выявить и описать максимальное число возможных типов поведенческих реакций; 2)изучить процесс их образования;

    3)установить законы их комбинации, т.е. образования сложных форм поведения

    ПСИХОАНАЛИЗ (англ. psychoanalysis ) - направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З . Фрейдом в конце XIX - 1-й трети XX в.

    П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов .Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

    Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация (см. Стремление ).П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии (см. Ассоциациям ).

    П. рассматривает душевную жизнь с 3 т. зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики).

    учение о личности ,в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго).

    Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные влечения и желания.

    Структура Я образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением Оно и Сверх-Я.

    Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности (см. Защита психологическая ),а также сублимацию бессознательных влечений - замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.

    По Фрейду, творчество человека - результат преобразования его энергии либидо .

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Аналитическая психология - одно из психодинамических направлений , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг . Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного,


    ПСИХОИНТЕЗ - В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, соединив в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, которому дал название «психосинтез». Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения её от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я».

    Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход:

    1. Глубокое познание своей личности.

    2. Контроль над составными частями своей личности.

    3. Постижение своего «Высшего Я» (см. модель) - выявление или создание объединяющего центра.

    4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

    Гештальт-психология. - возникшее в Германии в первой трети 20 века и выдвинувшее

    У истоков данного направления стояли Вертхеймер, Коффка и Келлер.

    Согласно теории гештальт-психологии, мир состоит из целостных сложноорганизованных форм, и человеческое сознание также представляет собой интегрированное структурное целое.

    Фундаментальное обобщающее понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт.

    Гештальт – означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей.

    Выделяют следующие законы гештальта:

    1)тяготение частей к образованию симметричного целого;

    2)выделение в поле восприятия фигуры и фона;

    3)группировка частей целого в направлении максимальной близости, равновесия и простоты;

    4)принцип «прегнантности» (тенденция каждого психического феномена принять максимально определенную, отчетливую и завершенную форму).

    Позднее понятие «гештальт» стало пониматься расширенно, как целостная структура, форма или организация чего-либо, а не только применительно к перцептивным процессам.

    «Гештальт» представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения.

    Гештальт-психология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психических структур стало главной проблемой и объяснительным принципом гештальт-психологии.

    Трансперсональная психология - течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология - недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье. 20 в. Трансперсональная психология - С. Гроф, Альберт хоффман ЛСД

    Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, признающее главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную структуру. Гуманистическая психология сконцентрирована на изучение здоровых и творческих людей, на изучении их психики. Отношение к личности рассматривается как к абсолютной, бесспорной и непреходящей ценности. В контексте гуманистической психологии подчеркивается уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования. В гуманистической психологии в качестве приоритетных тем психологического анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Данное направление в психологии связано с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллера и др.

    Основные положения гуманистической теории личности:

    1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

    2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

    3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность.

    4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

    5. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

    6. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

    Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии.

    Главной задачей - изучение роли знания в поведении человека

    Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

    Жан Пиаже, Анри Валлон, Брунер, Колберг. Жан Пиаже

    Анри Валлон представлял развитие психики человека через его взаимодействие с внешней средой, с условиями существования

    Психологическая теория деятельности
    Деятельность - это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

    Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

    Цель - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

    Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

    Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития

    Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонть­ев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.

    Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и лич­ность.

    Уровни деятельности:

    Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.

    Основополагающие принципы психологической теории деятельности:

    1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно долж­но проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

    2Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

    3Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип актив­ности).

    4Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (прин­цип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обу­словленности).

    Теория деятельности С.Л.Рубинштейна - (открывает принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма) утверждает и доказывает, что базу для построения новой конкретной психологии может составить философия марксизма.

    Похожие публикации