Подготовка к походу. Основы

Цель: Проверка уровня и качества знаний, практической подготовки учащихся по курсу основы безопасности и жизнедеятельности, пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни, вовлечение учащихся в движение “Школа безопасности”.

Задача: Формирование сознательного и ответственного отношения учащихся к вопросам личной и общественной безопасности.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Каждый человек во время отдыха стремится “выйти” на природу. Общение с природой может дать, конечно, много положительного: это и познание нашего мира, и ощущение себя его частью, это и резервы для оздоровления. Однако радостные моменты могут быть омрачены неприятными происшествиями, травмами, отравлениями, переохлаждениями, встречами с опасными людьми или дикими животными. А это чаще случается из-за незнания условий, в которые ты попадаешь и неграмотного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Цель нашего урока- игры - убедить самих себя в том, что к любому пребыванию на природе и к организации отдыха необходимо готовиться также серьезно, как и к школьным занятиям или экзаменам. А от результатов сдачи таких экзаменов будет зависеть не только твое хорошее настроение, твое здоровье и, главное - твоя жизнь, но и настроение, здоровье и, возможно жизнь окружающих тебя людей. Итак, мы с вами начинаем подготовку к походу на природу. А туристы, как известно, должны быть готовы к любым неожиданностям.

Сейчас каждый из вас встретится с первой неожиданностью.

Разыгрываются задания. В емкости лежат скрученные карточки с индивидуальными заданиями. Учащиеся достают их. Затем, услышав свой вопрос, отвечают.

Мы с вами уже знаем, что в любых условиях на каждого из нас оказывают влияние три основные группы факторов: природные, техногенные, социальные. 1, 2, 3 Расскажите о них.

Кроме того, на нас влияют эпидемии, различные заболевания, травмы, отравления растительными и животными ядами, укусы насекомых, змей, переутомление и стрессы. Всегда надо знать о возможности наступления опасных ситуаций.

4. Какова формула безопасности?

5. Что мы должны учесть, отправляясь в поход за черту нашего города?

1 этап “Проверка рюкзаков”

6. Групповое снаряжение

7. Личное снаряжение

8. Список продуктов

9. Состав санитарной сумки

10. Список ремонтного набора

2 этап “Источники опасности” (11)

3 этап “ Сам себе телохранитель”

Назвать наиболее опасные места для детей и подростков в городе (12)

Найден предмет, напоминающий… (13)

4 этап “Передвижение в населенном пункте с соблюдением правил дорожного движения” (14, 15, 16, 17, 18)

5 этап “Разбивка бивака”

Сооружение временного укрытия (19)

Приготовление места для костра, разведение огня, типы и виды костров (20)

Приготовление пищи (меню из 3-х блюд) (21)

6 этап “Медицинская помощь”

Понятие о ранах (22)

Виды кровотечения, как остановить кровотечения(23)

Способы переноски пострадавших (24)

7 этап “Мое здоровье в моих руках”

Одной из мер безопасности, которую необходимо учесть, собираясь в поход или путешествия, является оценка своей физической выносливости, а значит, и здоровья.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследственности, на 5%- от работы врачей, остальные 85% - в руках самого человека.

Я предлагаю вам тест, ответив на поставленные вопросы, вы сможете узнать, здоровый образ жизни вы ведете, или вам стоит начать борьбу за свое здоровье. Результаты теста будут известны только вам, поэтому старайтесь отвечать на вопросы честно.

1. КАК ЧАСТО ТЫ МОЕШЬ РУКИ?

  • Около 20 раз в день 0
  • Только перед едой 5
  • Когда сильно испачкаюсь 20

2. СКОЛЬКО РАЗ ТЫ ЧИСТИШЬ ЗУБЫ?

  • Два раза 0
  • Один раз 5
  • Вообще не чищу 15

3. КАК ЧАСТО ТЫ МОЕШЬ НОГИ?

  • Каждый вечер перед сном 0
  • Когда заставит мама 10
  • Только когда купаюсь целиком 20

4. КАК ЧАСТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ ЗАРЯДКУ?

  • Ежедневно 0
  • Когда заставят родители 15
  • Никогда 20

5. КАК ЧАСТО ТЫ ПРОСТУЖАЕШЬСЯ?

  • Один раз в два года 0
  • Один раз в год 5
  • Несколько раз в год 15

6. КАК ЧАСТО ТЫ ЕШЬ СЛАДОСТИ?

  • По праздникам и воскресеньям 0
  • Почти каждый день 20
  • Когда хочу и сколько хочу 30

7. КАК ЧАСТО ТЫ ПЛАЧЕШЬ?

  • Не могу вспомнить, когда это было 0
  • Пару раз на неделе 15
  • Почти каждый день 25

8. ОТ ЧЕГО ТЫ ПЛАЧЕШЬ?

  • От боли 0
  • От обиды 10
  • От злости 20

9. СКОЛЬКО ТЫ ГУЛЯЕШЬ?

  • Ежедневно от 1,5 до 2 часов 0
  • Ежедневно, но меньше часа 10
  • Иногда по выходным 20

10. КОГДА ТЫ ЛОЖИШЬСЯ СПАТЬ?

  • В 21 – 21.30 0
  • После 22 часов 10
  • После 24 часов 35

11. СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ТВОЙ ВЕС РОСТУ И ВОЗРАСТУ?

  • Соответствует или чуть меньше 0
  • Немного больше 10
  • Значительно превышает норму 30

12. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТЫ ПРОВОДИШЬ У ТЕЛЕВИЗОРА?

  • Не больше 1.5 часа, часто с перерывом 0
  • Больше 3 часов 10
  • Смотрю все, что нравится и сколько хочется 30

13. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТЫ ТРАТИШЬ НА УРОКИ?

  • Около 1.5 часа 0
  • Почти 2 часа 10
  • Больше 3 часов 30

14. МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ ВЗБЕЖАТЬ НА 5 ЭТАЖ?

  • С легкостью 0
  • Под конец устаю 15
  • С трудом и отдышкой 25
  • Не могу 35

15. ХОДИШЬ ЛИ ТЫ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ИЛИ В ТАНЦЕВАЛЬНУЮ СТУДИЮ?

  • Нет 15

0-20 баллов - ТЫ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!

21-70 баллов - У ТЕБЯ ПОЯВИЛИСЬ НЕ САМЫЕ ХОРОШИЕ, ВРЕДНЫЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИВЫЧКИ, НО С НИМИ ПОКА НЕ ТРУДНО БОРОТЬСЯ

71-110 баллов - ТЫ ТВЕРДО СТОИШЬ НА ПУТИ РАЗРУШЕНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ! СВОРАЧИВАЙ СКОРЕЙ!

8 этап Очень важно, отправляясь в поход изучить звуковые, световые и наземные сигналы. Сейчас один из ваших одноклассников выложит наземный знак (сообщается учителем перед выполнением, например LL- все в порядке, дети хором могут ответить значение этого знака)

Подходит к завершению наш урок- игра. Вы убедились, что общение с природой требует ответственного, серьезного отношения, а для того чтобы выжить в экстремальных условиях, необходимо четко осознать, как следует вести себя в такие моменты. Но одно знание правил не гарантирует, что человек действительно сможет выжить, если его решимость и воля к жизни недостаточно сильны.

Вы отлично справились с заданиями, и я думаю, что вы сможете достойно представить нашу школу на слете- соревновании “Школа безопасности”!

Карточки-задания

1. Назвать природные факторы 2. Назвать техногенные факторы 3. Назвать социальные факторы
4. Формула безопасности 5. Какие меры безопасности необходимо предпринять, отправляясь в поход? 6. Групповое снаряжение
7. Личное снаряжение 8. Список продуктов 9. Состав санитарной сумки
10. Список ремонтного набора 11. Назвать источники опасности 12. “Сам себе телохранитель”

Назвать наиболее опасные места для детей и подростков в городе

13. “Сам себе телохранитель”

На детской площадке найден пакет...

Ваши действия?

14. ПДД
  1. Какие лица Правилами отнесены к “участникам дорожного движения”?
  2. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?
15. ПДД
  1. Значение термина “населенный пункт”
  2. Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода?
16. ПДД
  1. Что называется тормозным путем?
  2. От чего зависит длина тормозного пути?
17. ПДД
  1. В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?
  2. Где разрешается водить группы детей в населенном пункте?
18. ПДД
  1. Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по дороге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно?
  2. Как переходить дорогу вне населенного пункта?
19. Сооружение временного укрытия 20. Приготовление места для костра, разведения костра, типы костров 21. Составить меню из трех блюд из набора продуктов.
22. Работа в паре.

1-й - Виды ран

2-й - Наложить повязку на кисть.

23. Какие виды кровотечений вы знаете, как остановить кровотечения? 24. Показать способы переноски пострадавших

Предполагаемые ответы

1. Климатические условия: температура воздуха, снег, дождь, гроза, солнечная радиация, рельеф местности. Стихийные явления: ураганы, штормы, сели, оползни, наводнения, лесные и торфяные пожары, землетрясения 2. Факторы, связанные с деятельностью человека. Аварии и катастрофы, загрязнения вод, атмосферы и почвы, выбросы в атмосферу химически опасных веществ, радиационное загрязнение местности. 3. Факторы, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми (военные и национальные конфликты, криминальные проявления)
4. Уметь предвидеть опасные ситуации, предотвращать и быстро устранять их последствия. 5.

Провести инструктаж о мерах безопасности на маршруте следования;

Учесть социальные аспекты региона;

Учесть климатогеографические особенности региона;

Продумать экипировку;

Запастись продовольствием и питьевой водой;

Обратить внимание на психологическую подготовку участников похода;

Произвести оценку своей физической выносливости.

6.
  • Палатка
  • Полиэтиленовая пленка
  • Посуда для приготовления пищи
  • Топор
  • Санитарная сумка
  • Ремнабор
  • Блокнот, ручка, карандаш
  • Компас
  • Фонарь
  • Спички
7.
  1. Спальный мешок
  2. Коврик теплоизоляционный
  3. Головной убор
  4. Накидка от дождя
  5. Сменная спортивная обувь
  6. Обувь для сырой погоды
  7. Теплая куртка
  8. Штормовка
  9. Белье
  10. Носки шерстяные
  11. Носки х/б
  12. Спортивный костюм
  13. Рукавицы брезентовые
  14. Кружка, ложка, миска, нож
8.
  1. Макаронные изделия.
  2. Тушенка
  3. Рыбные консервы
  4. Картофель
  5. Сахар
  6. Печенье
  7. Шоколад
9.
  1. Жгут резиновый
  2. ножницы
  3. Сода питьевая
  4. Спирт нашатырный
  5. дезинфицирующее средство
  6. Сердечные средства
  7. Болеутоляющие средства
  8. Желудочные средства
  9. Кровоостанавливающие средства
  10. Жаропонижающие средства
  11. Медицинский спирт
  12. Противоожоговые средства
  13. Глазные капли
  14. Лейкопластырь
  15. Бинт стерильный
  16. Бинт нестерильный
10.
  1. Плоскогубцы
  2. Иглы швейные малые и большие
  3. Набор ниток простых и капроновых
  4. Ножницы
  5. Изолента, скотч
  6. Клей универсальный
  7. Булавки
  8. Киперная лента, тесьма
  9. Свечи
  10. Набор заплаток
11.
  • Наводнения
  • Землетрясения
  • Извержения вулканов
  • Падение метеоритов
  • Оползни и др.
12.

Места, где играют в азартные игры

Безлюдные окраины города, парки, стройки

Группы людей, ведущих себя вызывающе

Незнакомые взрослые

Подъезды

Места массового скопления людей

13. В случае обнаружения подозрительных предметов: бесхозных (забытых) вещей, посторонних предметов- надо, не трогая их, немедленно сообщить работникам официальных служб (водителю, дежурному, охраннику) или милиции.

В качестве маскировки для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки, кошельки, банки из- под напитков и т.п.

14. ПДД
  1. Водители, пешеходы, пассажиры
  2. Правилам для пешеходов
15. ПДД
  1. Застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками “Начало населенного пункта” и “Конец населенного пункта”
  2. В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
16. ПДД
  1. Расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки
  2. От массы автомобиля, от скорости его движения и от состояния дороги.
17. ПДД
  1. На крутых поворотах, в местах, где дорога идет на подъем, около туннелей и мостов.
  2. Только по тротуару или пешеходной дорожке.
18. ПДД
  1. По внешнему краю проезжей части против движения транспортных средств.
  2. В местах, где дорога просматривается в обе стороны, и перпендикулярно к краю дороги.
19. Шалаш, навес, землянка.

Место должно быть сухим, размещаться поблизости от ручья или другого источника, важно чтобы поблизости находилось топливо.

20. Место для костра выбирают в стороне от деревьев и кустов, не ближе 4-6 метров, необходимо расчистить. Для разжигания огня надо использовать бумагу, сухие ветки, бересту, укладывая не очень плотно, чтобы обеспечить доступ воздуха. Если костер долго не разгорается его необходимо раздуть.

Костры бывают дымовые(отпугивание мошкары), жаровые (приготовление пищи, просушки вещей, согревание), пламенные (освещение поляны).

21.
  1. Суп рыбный- в кипящую воду положить нарезанный кубиками картофель, целую луковицу, посолить, через 15 минут кипения добавить рыбные консервы, кипятить 5-7 минут.
  2. В кипящую подсоленную воду положить макаронные изделия, когда макароны будут готовы добавить тушенку, перемешать.
  3. Вскипятить воду, заварить чай, к чаю дать печенье с шоколадом.
22. Рана - повреждение тканей тела.

Различают колотые (игла, гвоздь, шило, острая щепка и др.), резаные(нож, стекло и т.п.), ушибленные (удар тупым предметом), укушенные, огнестрельные. Все раны должны быть по возможности быстро и надежно закрыты повязкой, чтобы уменьшить боль, предупредить инфицирование и остановить кровотечение

Сосед накладывает повязку на кисть

23. Различают артериальное (кровь ярко-красного цвета, пульсирующей струей), венозное (кровь темно- красная, течет медленно, непрерывно), капиллярное (при неглубоких, но обширных ранах, кровь сочится равномерно со всей поверхности раны), внутреннее кровотечение.

Первая помощь при наружном кровотечении: придать кровоточащей части тела возвышенное положение, наложить давящую повязку или жгут(выше места повреждения), наложить повязку.

24. Транспортировка пострадавшего при отсутствии подручных средств (носилки, щит, доска)

1) переноска пострадавшего одним человеком – на руках, на спине, на плече.

2) переноска двумя людьми – способ “друг за другом”, на “замке” из трех рук, на “замке” из четырех рук.

3) Переноска пострадавшего при помощи лямки – одним человеком, двумя людьми.

4) транспортировка волоком на брезенте, одеяле и т.д.

Бакулин Александр Викторович, преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ № 14 г. Невинномысск

План-конспект урока «Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода»

6 класс

Цели урока:

Образовательная :

. Познакомить учащихся с необходимым снаряжением необходимым в походе.

Развивающая :

Способствовать развитию навыков организации бивачных работ. Развивать монологическую речь обучающихся. Продолжать развивать навыки работы с учебником.

Воспитывающая:

Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании, умение слушать и быть услышанными.

Тип урока: изучение нового материалас элементами практической работы.

Необходимые ресурсы:

учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников «Основы Безопасности жизнедеятельности», параграф 1.6 «Определение необходимого снаряжения», раздаточный материал: тексты стихи, подборка иллюстраций, мультимедийная техника, желательно выход в интернет (или записанный на компьютер мультфильм)

Два комплекта снаряжения (рюкзак, пенка, сидушка, палатка, спальник, аптечка, верёвки, карабины, котелки, миска, ложка, кружка, умывальные принадлежности, карты мира, топографическая карта, компас, утюг, магнитофон, фен, одежда нарядная и спортивная и так далее)

Обоснование:

Программа 6 класса даёт уникальную возможность приобрести туристские навыки, подготовиться к районным соревнованиям, конкурсам и туристским слётам, сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Урок проводится по технологии Критического Мышления

Благодаря технологии Критического Мышления на уроке создаётся здоровьесберегающее пространство, ученикам предлагаются разные формы работы, информация неоднократно повторяется, ученики работают сообща, что позволяет лучше усвоить материал.

Учитель — организатор учебной деятельности учащихся на всех этапах урока.

Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций позволит учащимся учиться . Учащиеся постепенно обучаются основным приемами учебной познавательной деятельности, учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.

Формируется способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

    Фаза вызова

Проверка домашнего задания

(на парте по экземпляру стихотворения)

Вы редактор детского журнала, скоро лето, каникулы …

Чтение стихотворения — работа индивидуальная.

Если ты в поход собрался,

Что возьмёшь с собою, друг?

В этом надо разобраться,

Может, Альпинистский крюк?

Чтоб любые два узла

Связывались ловко,

Вся команда бы взяла

Прочные Верёвки.

Чтобы песни вместе петь,

Барды-тары-бары,

Очень нужно взять успеть…

Правильно, Гитары.

Деньги тоже надо взять,

Пригодятся вроде.

Ежедневник, чтоб была

Память о походе.

Чтоб не ёрзать по камням,

Среди сосен тучных,

Ты из коврика сваргань

Ёрзальник-подштучник.

В борьбе с голодом всегда

Помогают банки,

И сгущёнка, и икра, и горох в Жестянке.

Спички для костра возьми,

Можно Зажигалку,

И Иголку с ниткою,

Вещи тоже жалко.

Йод возьми и кружку тоже

Ложку, миску

В дальний путь

Взять с собою не забудь

Обувь мы возьмём, друзья,

На подошве гладкой.

Без чего в пути нельзя?

Верно, без Палатки.

А ещё без Рюкзака,

Спальника, конечно,

И ещё без Топора,

Он нам нужен вечно.

Надо Удочку, Фонарь,

Хлеба на дорогу,

Целлофана взять, как встарь,

От дождя подмогу.

Чугунок, чтоб чай варить,

Шапку от простуды,

Щётку, пасту и шампунь –

Мыться тоже будем.

Электричек ты возьми

Также расписание,

Чтоб не проводить часы

Даром в ожидании.

Чтоб в пути не заблудиться,

Не отстать от группы вдруг,

Компас точно пригодится.

Знать, где север, а где Юг.

Ну, пожалуй, всё собрали,

Доброго пути, друзья!

Только я хочу, чтоб взяли

Какие ошибки исправите?

Фронтальная работа – каждая пара высказывает свое мнение.

2 фаза – о смысление.

Учитель: Итак, перед нами гора вещей, теперь нам осталось их только сложить и в путь …

Как это сделать продемонстрируют нам знакомые герои мультфильма

«Спасик и его друзья» Правила безопасного поведения на природе» (Видео ролик в папке ). При просмотре будьте предельно внимательны

А теперь пора и нам заняться укладкой своих рюкзаков.

Оборудование для выполнения задания — туристское снаряжение (если нет, то возможно использовать интерактивную доску или карточки)

Два будущих туриста выходят и на разные столы раскладывают

а. снаряжение для группы

б. личное снаряжение

На столе, где лежало оборудование, оставляют вещи, которые в поход не нужны …

(иногда их остаётся много, иногда ни одной: дети собирают в поход даже утюг)

Фронтальная работа: какие ошибки допустили?

Каждый год, отправляясь на турслёт, на платформе мне заново приходится упаковывать вещи туристов, особенно новичков, как вы думаете почему?

Варианты ответов – можно фиксировать на доске в виде кластера, можно выслушать устно в целях экономии времени на уроке.

Индивидуальная работа. Чтение текста.

Примерный текст и схемы для индивидуальной работы:

Правильная укладка рюкзака.

Самое главное при укладке рюкзака - не брать лишнего! Как правило, человек обычного телосложения не должен нести больше 20-25\% от своего веса при длительных походах. Центр тяжести рюкзака должен находится ближе к телу, и в идеале быть на высоте плеч. В таком случае он будет находится выше центра тяжести тела и не будет тянуть назад. О том, как правильно загрузить рюкзак больших объемов (от 30 литров), описано ниже:

Положите спальный мешок, снаряжение из пуха и другие легкие вещи в нижнее отделение рюкзака. Поместите более тяжелые вещи, такие как одежда наверх наружу. Тяжелое снаряжение - палатку, еду, тяжелые куртки - выше уровня плеч, ближе к спине.

    Положите мелкие, часто используемые вещи в карман на крышке рюкзака, чтобы их было легко достать.
    Чтобы повысить обтекаемость рюкзака, уменьшить поверхность воздействия ветра и влаги, нужно стараться размещать все вещи внутри рюкзака, как можно плотнее, и как можно меньше оставлять прикрепленными на ремнях снаружи.

    Сохраняйте равномерное распределение веса, в особенности в боковых карманах.
    Используйте компрессионные мешки для организации вещей и уменьшения их совокупного объема. Также рекомендуется использовать гермомешки для особо чувствительных к влаге вещей (например, для спальника).

Важно! Если рюкзак сильно тянет назад - это говорит о том, что центр тяжести рюкзака расположен очень далеко от центра тяжести тела. Когда вы несете тяжелый рюкзак, при таком положении дел поход превращается в пытку. Рюкзак оказывает сильное давление на плечи и в целом оказывает неравномерную нагрузку на все тело. Если ваш рюкзак уложен неправильно, это может быть рискованным и опасным на сложных маршрутах. В легких походных условияхНа несложной местности (легкие маршруты, например, по холмистой местности) центр тяжести должен быть выше.

В сложных условиях

На трудных маршрутах (сопряженных с альпинизмом) центр тяжести рюкзака должен быть чуть ниже и ближе к центру тяжести тела.Такая укладка рюкзака способствует небольшому наклону вперед и в целом более устойчивому состоянию и равновесию по сравнению с более высоким центром тяжести.

Учитель:

Отлично, теперь вы знаете правила и сможете показать свои умения!

-Необходимо правильно упаковать вещи в рюкзак (личное и групповое снаряжение уже приготовлено на разных столах предыдущими учениками), но предстоит не только упаковать, но и исправить предыдущие ошибки.

Учитель: Времени на упаковку мало, работаем быстро, кстати, мама не помогает, её срочно вызвали на работу!

На старт, внимание (5 -6 минут)

(в результате должен быть собран рюкзак)

Усачёв А.

Иван Петушков собирался в поход.

Взял компас, палатку и бритву «Восход».

Тушёнкой и пшёнкой набил свой рюкзак,

Взял удочку, крючья, фонарь и гамак,

Бинокль и сеточку для комаров,

И сумку берёзовых дров.

На поясе - кружка, топор, котелок,

Под мышкой - подушка и спальный мешок.

Ружьё с альпенштоком, конечно, в руках.

И Чайник-Со-Свистом - в зубах.

В дорогу, туристы! -

Воскликнул Иван.

И Чайник-Со-Свистом

Упал под диван.

Он поднял его,

Но упал котелок,

И тут же в розетку

Попал альпеншток…

Иван задрожал,

Как под ветром трава,

Качнулся, чихнул —

И рассыпал дрова.

И вдруг зацепился за люстру крюком

И на пол упал с рюкзаком.

Иван Петушков закряхтел, застонал.

Иван заскрипел…

Но себя не поднял.

С тех пор, собираясь с друзьями в поход,

Себя Петушков никогда не берёт!

3 фаза — фаза рефлексии

На этой фазе проводится индивидуальная творческая работа.

Например:

1.Составить памятку начинающему туристу (если недостаточно времени на уроке, эта работа может стать интересным домашним заданием).

2.Можно использовать приём «Задай тонкий вопрос» — своему товарищу или учителю.

Лучший вопрос в конце поощрить аплодисментами.

Заключение урока.

Рюкзаки собраны. Вопросы заданы.

Мы собираемся в поход

Отправиться с утра?

Нас в путь далекий уведет

дорога со двора.

Готов походный наш рюкзак,

Там спички, котелок —

В походе без него никак,

И нож в кармашек лег,

Возьмем веревку и топор

И компас, и еду,

Наш туристический набор

Не даст попасть в беду.

Неся палатки за спиной,

Уйдем мы по утру

И обойдем весь шар земной

С тобой мой юный друг

4 фаза — домашнее задание.

    Изучите § 1.4 и § 1.6 учебника.

    Пообщайтесь со своими родителями и друзьями, как они собираются в поход, и с какими сложностями им приходилось столкнутся на природе.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Подготовка к выходу на природуЗахарова Л.Ю., ГБОУ ПК «Школа-интернат для детей с нарушением зрения», г. Пермь Теперь вы знаете, как:ориентироваться на местности;определять стороны горизонта разными способами;пользоваться картой;устанавливать своё местонахождение на местности и на карте;выбирать нужное направление движения. Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем. Для того, чтобы любой выход на природу прошел успешно, к нему необходимо хорошо подготовиться. При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учетом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.
План похода:основные цели похода и учебные задачи;выбрать район похода и определить маршрут движения;детально изучить район путешествия;разработать маршрут с использованием крупномасштабной карты (установить начальную и конечную точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут). Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.
Участники похода собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута. 1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту. Отработка навыков ориентирования на местности2. У ориентира №1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения. З. На отрезке от ориентира №2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса. 4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы. 5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности. Подготовка к походу:собрать необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды;подготовить продукты питания и одежду по сезону;потренироваться в правильной укладке рюкзака;определить способы выхода в исходную точку (пешком или на транспорте). 1. Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает? 2. Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание? З. Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы? 4. Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему? Вопросы и задания Почему второму туристу трудно? Приятного вам отдыха! Ходите в походы, как настоящие профессионалы!


Приложенные файлы









1. В походе необходимо соблюдать установленный режим питания и питьевой режим. 2. Даже в жаркий день при температуре воды не ниже 18 градусов в воде можно проводить не более 10 минут. 3 Купаться в пути можно каждый день но при этом нужно соблюдать меру. 4. Соблюдать правила гигиены. 5. Соблюдать правила дисциплины.


6. солнечные ванны во время походов принимать не следует- это ослабляет организм. В жаркую погоду на голове должна быть шапочка. 7. Необходимо соблюдать режим и график движения. 8. Перед походом необходимо проверить личное снаряжение. 9. Необходимо тщательно готовиться к любому походу, даже простому. 10. Изучение района необходимо проводить по топографической карте района, желательно так же проконсультироваться с туристами, которые там уже были.


Особое внимание при подготовке к походу следует уделить одежде и обуви. - Обувь должна быть удобной, плотно сидеть на ноге, но не сжимать стопу. - Обувь нужно ежедневно проветривать и при необходимости просушивать. - Одежда должна быть по возможности легкой и иметь небольшой объем. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой, а нижнее белье должно хорошо поглощать пот.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 25 человек(а).

Туристический поход на природу может быть как замечательным приключением, так и тяжким испытанием или просто веселым занятием. Но если немного постараться и тщательно всё спланировать, под опытным руководством такое мероприятие может стать абсолютно незабываемым.

Шаги

    Приобретите основные навыки, необходимые для похода. Только прочитать о них будет недостаточно. Чтобы узнать о мнениях и опыте других людей, расспросите знающих туристов. Если вы новичок в пеших походах на природу, рассмотрите возможность присоединиться к группе опытных туристов или к организаторам турпоходов и попросите у них о помощи. Для того, чтобы знать, как вести себя, если что-то пойдет не так, вам нужно будет изучить следующие навыки:

    • Как разжечь костер
    • Как послать дымовой сигнал
    • Как поставить палатку
    • Как пользоваться компасом
  1. Обратитесь заранее за получением нужных разрешений и лицензий. Некоторые из популярных мест для пеших походов требуют специального разрешения на посещение. Для ловли форели вам может понадобиться рыболовная лицензия. И если вы не арендуете домик в конце туристического маршрута, считайте, что вам очень не повезло.

    Научитесь читать карту и правильно использовать компас и GPS-навигатор. Приобретите хороший компас и карту той местности, куда вы собираетесь углубиться, и тщательно изучите местность до начала мероприятия, чтобы примерно знать, что вас ожидает. Возьмите в привычку во время похода осматриваться вокруг и сверяться с картой, чтобы всегда знать свое местонахождение. Старайтесь запомнить местность возле тропы, самые приметные ориентиры, и делайте пометки о них на карте. Если карта не из водостойкого материала, то положите её в чистый целлофановый пакет и запечатайте его. Это может означать, что вам придется разрезать карту на части и поместить каждый из кусков в отдельный пакет, но это поможет сохранить её сухой и чистой. Что же касается использования компаса, то, например, компасы марки Silva обычно комплектуются брошюрой с подробными инструкциями по его применению.

    Изучите информацию о той области, где вы живете, и о той, куда направляетесь. Это может быть чрезвычайно важно, если вы отправитесь в местность, которая очень сильно отличается от вашей родной. Узнайте, какие погодные условия стоит ожидать, какие животные (например, медведи) и растительность вам могут встретиться, условия и рельеф местности, и возможные опасности. Может пригодиться и высококачественный путеводитель. Попросите, если это возможно, местного гида рассказать, к чему стоит подготовиться. Конечно, какое же это приключение без встречи с неизвестностью, но лучше уж всё спланировать, чем получить плохие впечатления от похода, подвергнуться серьезной опасности или даже умереть.

    Расскажите кому-нибудь о планируемом вами маршруте. Перед походом удостоверьтесь, что кто-то из близких знает о вашем путешествии. Если с вами что-нибудь случится, и вы не вернетесь вовремя, этот человек сможет оповестить нужную государственную службу, дать им информацию о вашем возможном местонахождении и тому подобное.

    Будьте разборчивы в выборе попутчиков. Если в группу наберутся люди, которые плохо ладят между собой, могут возникнуть проблемы. Если у вас мало опыта, найдите туристов, кто сможет вам помочь. Нужно, чтобы вы друг другу понравились. Выбирайте попутчиков, которые находятся с вами в одинаковой или в более хорошей физической форме. Очень хорошо будет, если у всех членов группы будут похожие интересы в походе - например, желание узнать о многообразии видов местных птиц, сфотографировать природу, лазить по скалам и так далее. Не надо присоединяться к случайным группам с людьми, которых вы не знаете, или которые производят впечатление тех, кто не понимает, на что идет. Позже такие попутчики могут стать большой обузой.

    Одевайтесь в соответствии с погодой и природными условиями. Температура воздуха и погода могут меняться в широких пределах, будьте готовы к разным условиям. Научитесь тепло одеваться на случай, если будет холодно, или защищать себя от жары.

    Собирайте рюкзак с умом. Выбирайте вещи, которые занимают мало места. Предметы, которые нужно будет вытащить быстро, должны лежать во внешних карманах. Положите более тяжелые вещи в нижний отсек рюкзака, а в верхний - более легкие. Упаковывая вещи в пластиковые пакеты, постарайтесь максимально ужать вещи, которые можно сминать, чтобы они занимали меньше места. Это очень полезный навык, потому что рюкзаки у всех разной вместимости.

    Постарайтесь привыкнуть к своему рюкзаку. Не очень-то хорошо будет, если через два дня блужданий по глуши вы обнаружите, что не в состоянии поднять свой собственный рюкзак. Попробуйте по нескольку часов каждый день ходить с полностью загруженным рюкзаком и старайтесь гулять таким образом так часто, как только можно. Если рюкзак кажется вам слишком тяжелым и громоздким, пока вы ещё находитесь с ним в центре цивилизации, то носить его на природе будет совершенно невозможно. И не пытайтесь носить на спине вес, превышающий 30% от вашего собственного - хотя даже 30% может быть слишком много.

    Подумайте, где вы будете брать воду. Не надо полагать, что можно пить любую воду, не проконсультировавшись с экспертом, даже в кристально чистой воде горного источника могут водиться болезнетворные бактерии. Вода может быть непригодна для питья или вообще недоступна. В жаркий сезон могут пересыхать реки, ручьи и родники. В некоторых сухих регионах, например, в пустыне вам придется вообще всю необходимую воду брать с собой. Помните, что литр воды весит один килограмм. Также вам может понадобиться фильтр для воды.

    Очищайте воду. Обычно воду из сомнительного источника можно достаточно хорошо очистить с помощью насосного фильтра или химикатов типа йода или диоксида хлора, которые можно купить онлайн либо в любом магазине, продающем туристическое снаряжение. Эти химикаты также можно использовать для дезинфекции ран, укусов насекомых или царапин.

    Возьмите с собой аптечку. Её состав зависит от места, куда вы направляетесь в поход и от того, как долго вы там пробудете. Но базовый набор медикаментов должен включать в себя:

    • Перевязочные материалы, как марлевые бинты, так и эластичные (от вывихов и растяжений)
    • Крем от загара
    • Анальгетики (ибупрофен и ему подобные)
    • Пинцет
    • Бактерицидный крем
    • Лекарство от диареи
    • Пластыри
    • Средства для ухода за ногами: спортивные тейпы (пластыри), вытяжные пластыри, мозольные (молескиновые) пластыри и так далее.
    • Всё остальное, что вам необходимо, например, ингалятор от астмы.
  2. Подумайте об источниках света. Всегда берите с собой налобный фонарь или ручной фонарик с запасными батарейками и лампочками, если их можно заменять. Есть механические фонарики, которым не требуются батарейки, но они не всегда могут обеспечить нужную интенсивность света. Вам может понадобиться легкий светильник или светодиодный фонарь для создания естественного освещения.

    Путешествуйте вместе с друзьями. Даже если вы опытный турист, гораздо безопаснее путешествовать вдвоем или группой. Удостоверьтесь, что по крайней мере у одного человека в вашей группе есть необходимый опыт, навыки и здравый смысл, чтобы обеспечить безопасность всей группы.

    Изучите свои палатки. Во время похода вам нужно будет легкое, но прочное укрытие, которое соответствует местности и времени года, и с которым относительно легко обращаться. У новичков очень популярны самораскладывающиеся палатки, но старайтесь все-таки выбрать палатку, которая отвечает вашим нуждам. Попробуйте собрать палатку перед выездом на природу, чтобы знать, как она устанавливается, проверить на наличие дефектов, и, если требуется, заменить недостающие части. Всегда носите с собой набор для ремонта палатки. По мере возможности старайтесь не собирать палатку, когда она промокла. Если же это необходимо, не забудьте при первой же возможности высушить палатку.

    Подготовьте принадлежности для сна. Обычный способ не замерзнуть ночью - это использовать спальный мешок. Удостоверьтесь, что диапазон применяемых температур спальника соответствует той местности, куда вы направляетесь, ведь вам же не хочется ночью замерзать или, наоборот, мучиться от жары. Купите сумку для компактной упаковки спальника, чтобы уменьшить его объем. Возможно, вы захотите также приобрести чехол для сумки со спальником, чтобы сумка была в хорошем состоянии. Также вам может понадобиться подушечка для сна - надувная или самонадувающаяся. Все вышеперечисленное относится к самым тяжелым и объемным вещам в вашей поклаже, поэтому выбирайте их очень внимательно. Сумка нулевого уровня не должна весить больше полутора килограммов. Подушечка для сна - не более килограмма. Сложив их вместе и добавив веса, мы получим достаточно увесистые два с половиной килограмма. Попытайтесь найти снаряжение как можно более легкое по весу.

    Обратите внимание на свою обувь. В случае травмы ноги путешествие на природу в один момент может обернуться катастрофой. Выбирайте комфортную, прочную обувь, подходящую к местности. Лучше всего подойдут специальные ботинки для пешего туризма. Спортивные туристические туфли или сандалии также являются хорошими вариантами. Постарайтесь разносить вашу обувь до начала похода, ведь там даже банальная мозоль может вызвать большие неудобства. Очень важная деталь - носки: удостоверьтесь, что они достаточно мягкие, и возьмите с собой их столько, чтобы можно было их менять для предотвращения возникновения инфекции. Если у вас в походе натерло ноги (место натертости начинает немного болеть), остановитесь и сразу же примите необходимые меры. Так вы сможете избежать многих проблем в будущем.

    Подумайте о еде. При пеших походах на природу необходимы продукты, которые мало весят, содержат много калорий и пригодны для длительного хранения. Избегайте брать с собой хрупкие продукты, либо те, которые требуют хранения в холодильнике. Большинство туристических магазинов и веб-сайтов предлагают большой ассортимент сублимированных или готовых к еде продуктов, которые легко разогреть. Также можно купить армейские сухие пайки. Да и в обычных продуктовых магазинах можно найти продукты, подходящие для того, чтобы взять их в поход. Удостоверьтесь, что вы взяли больше продуктов, чем вам будет нужно, в дополнение к перекусам и двух-трехразовому питанию. В местах, где обитает много медведей, вам будет нужен специальный контейнер для еды, который медведи не смогут открыть, но вам нужно будет правильно его установить.

    Подумайте о готовке. Что вы будете использовать для подогрева еды и напитков, если, конечно, вы собираетесь это делать. В некоторых местах разрешены лагерные костры или использование гриля. Однако, в другой местности может быть запрещено разведение открытого огня или там может быть недостаточно дерева. Легкая походная плитка может стать хорошим выходом из положения, и на ней можно быстрее сготовить пищу, чем на костре, особенно в плохую погоду. Помните, что вам нужны будут кухонные принадлежности для готовки, а также столовые приборы. Самый легкий вариант готовки обычно заключается в кипячении воды для сублимированных продуктов. Более тщательная готовка (жарка, варка, смешивание различных компонентов для одного блюда) требует менее специализированных, но более тяжелых принадлежностей для готовки. Вся кухонная утварь не должна весить более полутора килограмм. Например, ультралегкая плитка весит от ста до двухсот грамм, ультралегкий котелок – двести грамм. Последние модели плиток склонны к экономии горючего, что также поможет вам сэкономить вес, как только вы выясните, сколько горючего вам потребуется. Это зависит от меню, высоты над уровнем моря и температуры воздуха.

    С умом используйте огонь. Лагерный костер может быть чрезвычайно удобным и даже может спасти вам жизнь. Но костер также является одной из главных причин получения травм в туристических лагерях. Будьте уверены, что знаете основные правила разведения костров и правила безопасности.

    • Будьте готовы развести костер двумя способами: водостойкими спичками или зажигалкой.
    • Если для костра есть обозначенное место, используйте именно его.
    • Всегда будьте готовы мгновенно потушить огонь, если он выйдет из-под контроля.
    • Никогда не оставляйте тлеющий костер.
    • Если по правилам в данной местности запрещено разводить открытый огонь, уважайте эти правила.
    • Не сжигайте пластик.
    • Никогда не устанавливайте палатки близко к костру, они легко воспламеняются и плавятся!
  3. Соблюдайте правила гигиены. У вас должна быть возможность перед готовкой вымыть кухонную утварь и руки. Также вам могут понадобиться пластиковые пакеты (лучше всего - закрывающиеся) для тех отходов, которые нуждаются в упаковке (например, обертки от продуктов или собачий кал).

    Правильно ходите в туалет на природе. Постарайтесь утилизировать отходы собственного организма так, как надо: на некотором расстоянии от лагеря в относительно уединенном месте выкопайте яму глубиной около тридцати сантиметров. Это и будет туалет. Пищевые отходы тоже могут отправляться в эту яму. Женщинам в период менструации следует быть очень аккуратными при использовании своих принадлежностей и не зарывать в яму прокладки и пластиковые аппликаторы от тампонов. Впоследствии яму засыпают грунтом и камнями. Такое устройство туалета защищает от загрязнения окружающую среду и источники воды, а также предохраняет других туристов от риска вступить во что-нибудь очень мерзкое. Имейте в виду, что в некоторых областях подобные «кошачьи ямки» запрещены, и вам придется нести с собой собственные отходы в специальных закрытых пластиковых пакетах с кошачьим наполнителем и другими химикатами.

    Путешествуйте с умом. Это пеший туризм, а не пробежка. Идите медленнее, если вы думаете, что нужно экономить силы; главное правило регулирования скорости ходьбы - пока идете, вы должны быть в состоянии поддержать разговор. Каждый час или около того, либо после трудных участков пути обязательно делайте привал.

  4. Советы
    • Если это возможно, начинайте разбивать лагерь как минимум за час до заката. Оборудование стоянки в темноте может стать гораздо более трудной задачей.
    • Дезодорант-антиперспирант, нанесенный на ноги, поможет предотвратить появление мозолей.
    • Всегда будьте готовы повернуть назад, если вашему походу угрожает плохая погода, ранения или ещё какие-нибудь неприятности. Ваша цель - само путешествие, а не какая-то конечная точка в походе. Если принимать неверные решения из-за упрямства, ничего хорошего из этого не выйдет.
    • Возьмите с собой запасные вещи ко всему, к чему только можно: предметы имеют свойство ломаться и теряться, лампочки - перегорают, а шнурки на обуви могут порваться.
    • Веревка в походе всегда пригодится. Полипропиленовая веревка очень легкая и прочная и может использоваться, как бельевая веревка для укрепления палатки от ветра, чтобы вытащить человека из ямы, для переправы через реку; чтобы помочь перетащить рюкзак через скальный уступ, и для того, чтобы подвесить те припасы, которые нужно уберечь от животных.
    • Вы можете купить походные плитки, которые работают на брусках из твердого топлива, и помещаются в карман. Такое устройство может стать вашим спасителем в те минуты, когда все вокруг слишком влажное, чтобы можно было развести костер, а вам срочно потребовался горячий напиток.

    Предупреждения

    • Не разбрасывайте еду возле лагеря. Она может привлечь животных, и вы потом столкнетесь с множеством проблем, пытаясь отвадить их от места стоянки. Для Северной Америки это правило очень актуально для тех мест, где живут медведи.
    • Аккумуляторные батареи у техники ночью на холоде очень быстро садятся, например, если оставить их в рюкзаке. Поместите GPS-навигатор, фотоаппарат, всю остальную технику в легкую сумку с завязками и положите её себе в спальник, в ноги. Там аккумуляторы будут в тепле и не будут разряжаться так быстро.
    • Никогда не употребляйте в пищу незнакомые растения и грибы.
    • Животные, которые в обычном состоянии пугливы и стремятся скорее убраться с глаз долой, вроде медведей или лосей, могут неожиданно стать очень агрессивными, в том случае, если животное-мать почувствует угрозу для своего потомства.
    • Не кормите диких животных, и неважно, насколько «милыми» они могли вам показаться. Это небезопасно, зверь может вас ранить, а вы можете придать ему смелости для посещения других туристических стоянок.

    Что вам понадобится

    • Природа
    • Рюкзак с жестким каркасом
    • Обувь, подходящая для пешего похода
    • Носки
    • Палатка: набор для починки, накидка от дождя, москитная сетка, рейки, колышки и веревки от палатки.
    • Подходящая одежда (футболки, штаны, дождевик, головной убор, нижнее белье, куртка, перчатки...)
    • Спальный мешок и подушечка
    • Аптечка первой помощи
    • Крем от загара
    • Репеллент против насекомых
    • Спички и зажигалка
    • Солнечные очки
    • Топорик или колун
    • Походный нож (складной или в ножнах)
    • Платок на голову (бандана)
    • Легкая походная плитка
    • Продукты
    • Бутылка с водой
    • Легкий котелок
    • Туалетные принадлежности (биоразлагаемое мыло, дезодорант, расческа/щетка, предметы женской гигиены и так далее)
    • Целлофановые пакеты
    • Клейкая лента
    • Туалетная бумага
    • Сотовый телефон (Будет или не будет у вас прием - такие вещи нельзя знать заранее!)
    • Фотоаппарат
    • Компас, GPS-навигатор, карта
    • Путеводитель
    • Средства для проведения досуга: карты, диск Фрисби, рыболовные снасти, купальные принадлежности, роман в мягкой обложке.
Похожие публикации