Тема урока: Древний мир - рождение первых цивилизаций. "Древний мир - рождение первых цивилизаций" план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему 11 параграф древний мир рождение первых цивилизаций

Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Прочитайте ещё раз тему урока.

Все ли слова вам понятны?

Какое слово вам не понятно? (цивилизация)

Чтобы узнать, что такое цивилизация откройте учебник на стр. 53. Читаем 2 абзац.

Цивилизация – это возникновение первых городов, поселения ремесленников, торговцев и правителей, возникновение государства.

Внизу есть рисунок «Переход от первобытного общества к цивилизации».

- Сейчас вы поработаете в парах.

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ.

То есть назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. (проверка)

Итак, в эпоху Древнего мира появляются – города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Физкультминутка

Рассмотрим карту с.55-54

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Что находится за пределами этой границы?

Какой мир обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?

Что отмечено разными цветами на карте?

Какие цивилизации расположены в Европе?

Назовите цивилизации Древнего Востока?

Где именно располагалась каждая древняя цивилизация?

Задание по рядам:

1. рассмотреть карту и сравнить памятники архитектуры

2. рассмотреть карту и сравнить письменность разных стран(рис. на доске)

3. рассмотреть карту и сравнить одежду разных стран(на интерактивной доске)

Сделать вывод

Наводящие вопросы:

Похожи ли архитектурные сооружения между собой?

Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций.

Что можете сказать об одежде?

Сравните письменность

- Какой можно сделать вывод?

Мы сравнили с вами архитектурные памятники, одежду, письменность. И к какому выводу пришли?

Давайте попробуем дать второе определение слову «цивилизация».

Давайте проверим стр.53 (3 абзац)

А теперь давайте узнаем какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?

- Древний Египет – Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звёздное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили сутки на 24 часа, час – на 60 мин.,а минуту на – 60 сек. Так была создана система счёта времени, которой мы сейчас пользуемся.

Древняя Индия. Учёные впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2…9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир лёгкими изящными тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция – Эллада. В её приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян – латынь знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др.В наших календарях название месяцев происходят от имён римских богов или императоров(март – бог Марс, июль – Юлий Цезарь)

Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с 50 и с. 57.

Что вы можете сказать?

В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Перелистните страницу, прочитайте текст.

Ответьте на вопрос: что считалось добром, а что злом в эпоху Древнего мира?

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха Древнего мира - это рождение первых цивилизаций . Стали появляться первые города . Чтобы организовать и защитить жизнь разных людей, надо былоиметь законы, содержать войско, собирать налоги . Так появлялись государства .

Продолжи предложения.

Люди стали меньше зависеть от природы, так как научились делать орудия труда из железа . Другим важнейшим изобретением этого времени было колесо . Многими достижениями Древнего мира мы пользуемся до сих пор, например: умение обращаться и использовать огонь для приготовления пищи и обогрева жилища .

Определи и впиши в таблицу, к какой из древних цивилизаций относятся приведённые иллюстрации. Используя дополнительную литературу, заполни второй столбик таблицы (нарисуй или опиши другие особенности цивилизаций).

2. Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретателями следующих достижений:

1. Алфавит из гласных и согласных букв (Эллада) .
2. Календарь, в котором год равен 365 дням (Египет) .
3. Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) .
4. Шёлковые ткани (Китай) .
5. Латинский язык (Рим) .

Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «Междуречье» и запиши изобретения этой цивилизации

6. Первая письменность (клинопись)

3. « Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Древнего мира. Отметь годы следующих событий:

  • 776 г. до н.э. - первые в истории Олимпийские игры;
  • 74 г. до н.э. - восстание рабов под предводительством Спартака.
  • Эти изобретения эпохи Древнего мира повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем на «реке времени» в нужном месте.

Появление орудий труда из железа (конец II тыс. до н.э.)
Изобретение колеса (рубеж III-II тыс. до н.э.)

4. Выполни задания на контурной карте (см. стр. 84-85).

  • Обведи границу цивилизованного мира.
  • Раскрась разными цветами территории цивилизаций Древнего мира

Напиши, в каких частях света расположены цивилизации Древнего мира.

Африка. Азия. Европа

Подчеркни цивилизацию, занимавшую большую площадь.

  • Мир первобытных племён
  • Мир древних цивилизаций

Придумай символические изображения архитектурных памятников Древнего мира (см. стр. 54-55 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили древние люди? Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения морали Древнего мира.

Скорее всего, пойманного чужака жители Древнего мира поймали бы и превратили в раба. Они считали, что люди другой культуры не являются цивилизованными людьми, что они дикари. Поэтому они были уверены, что они могут быть только рабами.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же,
Аргумент(ы) потому что я свободный цивилизованный человек и относиться ко мне нужно как к равному человеку .

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

В современном мире в такой ситуации нужно обратиться в полицию, чтобы вора задержали, а чемодан вернули туристу. В современном обществе закон действует в отношении всех людей одинаково. Не важно приезжий человек или свой, он в любом случае находится под защитой закона.

Сделай вывод.
Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны с уважением относиться ко всем людям, не зависимо от его национальности, расы и вероисповедания.
Аргумент(ы) потому что тогда люди смогут путешествовать по всему миру и не опасаться за свою безопасность.

Цель урока: познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.

На уроке используются технологии исследовательской работы, метод проектов, работа в группах. При изучении Древних цивилизаций (Египет, Китай, Индия, Греция, Рим) создаются газеты с краткой информацией о каждой: управление, достижения, достопримечательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

«Древний мир – рождение первых цивилизаций».

4 класс

Программа : «Школа 2100», «Окружающий мир», Вахрушев А.А., Раутиан А.С.,

«Мир и человек», М., «Баласс», 2000г.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Познавательные:

  • Познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.
  • Формировать умение создавать учебные проекты

Развивающие:

  • Развивать умение работать с исторической картой в учебнике и контурной картой в тетради.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к истории, расширять кругозор.

УУД:

Личностные: становление ценностных ориентиров по формированию уважительного отношения к истории народов.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему, умение работать по заданному алгоритму.

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи древнего мира с точки зрения их морали, перерабатывать полученную информацию из одной форы в другую, представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению, умение договариваться, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Форма организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • презентация.
  • учебник, контурные карты.
  • материалы для групповой работы

Примечание: метод проектов, предполагает большую подготовку учителя и учеников. Учащиеся класса разбиваются на 5 групп.

Каждой из которых предлагается материал об одной из древних цивилизаций. Учитель корректирует работу школьников, помогает составить план защиты проекта. Во время проведения урока каждая группа рассказывает об одной из цивилизаций, а также демонстрируя иллюстрации из энциклопедий и других источников информации.

Учитель: Семенова Светлана Владимировна

Ход урока.

Этап урока, цель

Использование цифровых образовательных ресурсов

1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)

Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться)

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, милые ребята,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало в нашем классе

И светлее, и теплей!

2. Повторение изученного материала

- повторить изученный материал, закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу

На прошлом уроке истории мы говорили о первобытных людях.

Назовите основные занятия первобытных людей.

Как современный человек узнал, о том как жили первобытные люди?

Какими достижениями мы пользуемся до сих пор?

Учащиеся рассказывают материал предыдущего урока:

1) Люди живут на охотничьих стоянках, либо в маленьких селениях.

2) Общество состоит из родов и племен, в которых нет расслоения на богатых и бедных.

3) Власть принадлежит народным собраниям племени, старейшинам, избранным вождям.

4) Знания передают путем устных сказаний в виде изображений.

Археологи находили вещественные доказательства (инструменты, наскальная живопись)

огонь

На доске вывешиваются таблицы:

Пещеры

Охота

Община, вождь

Наскальная живопись

3. Вводно-мотивационный

Подготовить учащихся к общению, к усвоению нового материала

На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по реке времени. Мы отправляемся в Древний мир.

Это новая ступенька развития общества. Как вы думаете какая главная цель и задача нашего урока?

Действительно, мы узнаем о древнейших государствах, узнаем, какую страну можно назвать государством.

Как мы узнаем об эпохе, которой была 3 миллиона лет назад?

А еще будем работать с исторической картой Древнего мира, познакомимся с достопримечательностями древних цивилизаций, которые дошли до наших времен.

Понять, чем отличатся первобытный мир от древнего.

Из учебника, из рассказа учителя, из энциклопедий, компьютер

4. Этап собственно-учебной деятельности.

Образовательный аспект цели урока.

Работа с учебником с. 53

Чем же отличается Древняя цивилизация от Первобытного общества?

Как только человек научился обрабатывать землю, выращивать растения и животных, он встал на следующую ступеньку своего развития

Появились ремесла, стали строить города, появились люди, управляющие другими людьми, начался переход от первобытности к цивилизации . Это произошло примерно в середине 4 тысячелетия до

нашей эры.

Посмотрите нп схему и ответьте, что является началом Древнего мира?

Учащиеся наблюдают по схеме переход от первобытности к первым цивилизациям

Появление городов

Слайд 1

Сделайте предположения: что такое «цивилизация»?

Слово «цивилизация» произошло от латинского слова «цивилис», что означает «гражданский, городской, государственный». Т.е. «цивилизация» - это такая организация жизни людей, которая противоположна дикому состоянию жизни, грубому поведению человека.

Цивилизации – это организованные сообщества людей с высоко развитой культурой, религией.

Чем отличается Древняя цивилизация от Первобытного общества?

Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, высказывают предположения, учитель предлагает перевод слова, подводит их к определению термина.

Учащиеся читают текст учебника

Слайд 2

Цивилизация

Слайд 3

Возникновение городов

Слайд 4

Государство

Слайд 5

Неоходимо иметь

Слайд 6

Письменность

Слайд 7

Работа с контурной картой

Работа с картой с. 54-55

Посмотрите на условные обозначения

Какие государства относятся к Древнему миру?

Что объединят Древние цивилизации?

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизации зародились в долинах крупнейших рек.

Как вы думаете, почему?

Работа с контурной картой с. 84-85

Сюда, в плодородные долины, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Египет, Междуречье, Рим, Греция, Китай, Индия

Учащиеся высказываются, на доске записываются наиболее точные предположения.

Учащиеся смотрят на изображения рек, на карту и отмечают на контурных исторических картах реки Тигр и Евфрат, Нил, Хуанхэ, Янцзы, Инд и Ганг.

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией, что означает «земля между двумя реками»

Действительно, Месопотамия располагалась между двумя реками: Тигром и Евфратом.

Школьники заполняют контурную карту

Слайд 8

Слайд 9 Первые дома

В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ – шумеры. В переводе с древнего языка слово «шумеры» означало «черноголовые».

Как вы думаете, почему этот народ так себя назвал?

Школьники на карте отмечают красным цветом шумерское государство, отвечают на вопрос.

Слайд 10

С шумерами связана одна из загадок истории Древнего Мира.

Неизвестно, откуда они пришли в Месопотамию. Язык шумеров не похож ни на какой другой.

По сохранившимся изображениям мы знаем, что у шумеров были овальные лица с большими глазами. Кажется, что это пришельцы с других миров.

И мужчины, и женщины носили юбки из шерстяной ткани или листьев. Мужчины брили головы, а женщины носили красивые головные уборы.

Из глины они делали кирпичи и строили города.

Города появились на холмах, были обнесены стенами, т.е. имели

определенную территорию и границы.

Во главе шумерских городов стояли правители (цари).

Правители издавали законы . Это были первые законы в истории.

Город-государство имел свою казну , находящуюся в распоряжении правителя.

Государства воевали между собой, и поэтому они нуждались в войске.

Итак, на примере Шумера вы увидели, что появление цивилизации связано с появлением государства .

Используя полученную схему, назовите признаки государства.

Ключевые слова записываются в виде схемы. Так дети подводятся к определению «государства»

Перечисляют признаки государства

Для управления государством, учета имущества, для обозначения того, кому, сколько и что принадлежит, были придуманы знаки – рисунки. Шумеры выдавливали их на глиняных дощечках палочками.

Изобретение письменности – это одно из величайших достижений человечества.

4. Первичное закрепление нового материала.

Образовательный аспект цели урока

- повысить уровень осмысления изученного материала на основе применения его на практике

Работа в группах

В Африке, в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация древнего Египта, ровесницы Шумера.

Учащиеся каждой группы читают энциклопедические данные о Древней цивилизации и по плану готовят рассказ.

Слайд 11

Огромная каменистая пустыня покрывает северо-восток Африки. Климат сухой и жаркий, дожди редко.

Жизнь развивается в этих местах благодаря реке Нил.

Рекой жизни называли ее египтяне. Почему?

Разливаясь, Нил оставлял плодородный ил.

Египтяне строили каналы для отвода лишней воды с полей и для полива в засуху.

Кроме того, по берегам Нила рос папирус. Из этого растения делали лодки, а позже – материал для письма.

Что вы узнали о Египте?

Предположения детей

Группа учащихся рассказывает о Древнем Египте.

В древнем Египте для царей (фараонов) строили гробницы – пирамиды, в которых они должны были жить после смерти.

Строили пирамиды крестьяне, рабы. Их была не одна тысяча человек. На строительство пирамиды уходили десятки лет

Самая большая пирамида – пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м (это примерно 50-этажный дом). Сложена более чем из 2 млн. каменных блоков, каждый блок весил почти 2,5 тонн. Блоки очень плотно укладывали, без использования связующего раствора. Мастерство строителей пирамид было столь совершенным, что их творения стоят уже более 4,5 лет.

Пирамиды – это одно из чудес света.

Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека.

Слайд 12

Древние цивилизации существовали и на Дальнем Востоке.

В долине 2-х рек: Хуанхэ и Янцзы (в переводе «желтая» и «голубая» река)расположилась Китайская цивилизация.

Заполняют контурную карту

Для защиты государства с севера от набегов кочевников была построена стена.

Для строительства этого заградительного сооружения со всей страны согнали сотни тысяч рабов, военнопленных, земледельцев.

День и ночь трудились они под плетьми надсмотрщиков. Строители укладывали огромные камни, кирпичи, утрамбовывали землю. Множество людей погибло при возведении стены.

Она протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала 10 м (2-3-этажный дом).

Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам.

Через определенные промежутки возвышались укрепленные башни. Они охранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижения врагов, они зажигали на башне огонь. Зажженный огонь видели с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на много километров передавался сигнал об опасности. Тут же приходила подмога.

Китайцы открыли производство шелка и долго не раскрывали свой секрет, пока китайская принцесса, отданная замуж в далекую страну не вывезла в своей прическе несколько коконов шелкопряда.

Китайская письменность – иероглифы произошла из рисунков.

Китайцы изобрели бумагу – лучший материал для письма, которым мы пользуемся до сих пор.

Из шелковых нитей ткали прозрачную ткань, из нее шили красивые наряды. Художники писали на шелке свои картины.

Еще они изобрели порох, компас, прибор, предсказывающий землетрясения.

На полуострове Индостан расположилась Индия.

Заполняют контурную карту

Группа школьников рассказывают об Индии, комментируют слайды

Жители Древней Индии изобрели цифры, которыми мы пользуемся и называем арабскими. На самом деле арабы позаимствовали их у индийцев.

Очень важным математическим открытием индийцев был нуль – знак для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись.

Искусству мудро править людьми царей учила игра «чатуранга» - шахматы/

Греки называли свою страну Элладой, а себя – эллинами.

Что вы знаете о Греции?

Заполняют контурную карту

Рассказывают о Греции

Древняя Греция – родина Олимпийских игр. В них принимали участие только мужчины, женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни.

Греки соревновались в беге, прыжках, метании копья, борьбе и соревновании колесниц.

Афины – самый красивый город Греции. В нем находились храмы для богов. В центре построили Парфенон – храм богини Афины.

Ее 12-метровая статуя стояла в Парфеноне.

Заполняют контурную карту, комментируют слайды, добавляют материалом энциклопедий.

Отметим на контурной карте Древний Рим и послушаем об этой древней цивилизации

Древний Рим славился гладиаторскими боями.

Гладиаторы – это самые сильные рабы. Их заставляли сражаться друг с другом на арене цирка для развлечения собравшихся римлян.

Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, со львами.

Поединки зачастую были очень жестокими. Как рассказывали римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было посыпать песком, чтобы возобновить бой.

Колизей – самое большое и красивое сооружение для проведения гладиаторских боев и других зрелищ. Здесь могло поместиться 56 тысяч человек

5. Подведение итога урока.

Подвести итог урока, оценить работу учащихся

С какими цивилизациями познакомились?

Что такое цивилизация?

Какое сообщество людей можно назвать государством?

1) Люди строят города- новые центры хозяйства (ремесла, торговля)

2) Общество состоит из семей и народов, расслаивается на богатых и бедных, знатных и незнатных

3) Власть осуществляет государство через чиновников, законы, армию.

4) Знания хранят и передают с помощью письменности.

Игра «Верю – не верю»

6. Этап информирования д/з и инструктаж по его выполнению.

Сообщить д/з, разъяснить способ его выполнения и мотивировать необходимость и обязательность его выполнения

Дома вы продолжите работать с контурной картой. На рассмотренных сегодня цивилизациях отметьте условными обозначениями те достопримечательности, о которых вы рассказывали на уроке. А также можно подготовить интересный доп. Материал «7чудес света»


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Древний Египет - одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н.э. Сущность обряда мумификации (бальзамирования). Описание крупнейших египетских пирамид.

    презентация , добавлен 27.12.2011

    Первые поселения на берегах реки Нил. Возникновение Древнего Египта - одной из древнейших цивилизаций, возникшей на северо-востоке африканского континента. Война между правителями Нижнего и Верхнего Египта, объединение государства. Рацион древних египтян.

    презентация , добавлен 18.10.2011

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Цивилизация как общество людей со своей культурой, законами, властью, предпосылки их появления и факторы развития. Общая характеристика и история возникновения самых известных древних цивилизаций: шумерской, египетской, греческой, индийской, китайской.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Персия - древнее название страны, которая с 1935 г. называется Ираном. География империи, нашествие ариев и Мидийское царство. Персидское государство ахменидов. Эллинское владычество, парфянское государство аршакидов. Экономика и религия Персии.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Египет – одна из древнейших цивилизаций; история развития государства и культуры. Истоки колоссальных достояний человечества: изобретение бытовых предметов, косметики, обуви; использование чернил, бумаги, летоисчисления; достижения медицины; архитектура.

    презентация , добавлен 10.02.2015

    Цивилизация как иерархически оформленный уровень развития социальных организмов, соответствующий государственным структурам. Древний Египет и шумеро-вавилонский мир. Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Греция и Древний Рим, типы мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

  • По линии объяснять мир" - научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории- на примере Древнего мира. Это умение можно развивать через:
    • хронологические рамки(3 тыс.до н.э. и 4 век н.э.);
    • изменение в уровне техники;
    • устройство общества.
  • По линии "определять свое отношение к миру" - научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.

Оборудование : песочные часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38

Ход урока

1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас, а также гостей, которые пришли к нам на урок. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнулись. Садитесь.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?

Дети: В первобытном мире. (Слайд 2)

Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?

Откройте учебник на с.46, посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

Дети: В эпоху Древнего мира.

Учитель: какая это по счету эпоха?

Дети: Вторая.

Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. (записывается на доску)

Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций" (записывается на доску), (Слайд 3)

Учитель: Наше путешествие будет сопровождать Муза истории - Клио.(входит Клио- старшеклассница)

Вы - Клио, Муза истории. Вы помогаете вспомнить о том, что человек может достичь многого, помогаете найти свое предназначение. Вы четко понимаете,чего вы хотите и " заражаете" вашей уверенностью других. Свиток пергамента и скрижаль -ваши любимые атрибуты. С их помощью Вы ведете летопись достижений и успехов, а в момент неуверенности Вы напоминаете нам, что все у нас получится. Так будьте сегодня нашей музой!

Я слословий не люблю,
А признаю работу.
Здесь все, с кем я всегда делю
Историков заботы.
Коль готовы себя вы назвать,
И знания свои показать,
Я непременно отмечу это,
И орден обязана буду дать.

(за правильные ответы Клио вручает детям ордена виде буквы У)

3. Постановка проблемы.

Учитель : Ребята, посмотрите на набор предметов, которые я принесла на урок.

Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

Дети: Да, постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.

Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?

Дети: Кто из нас прав?

Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

Дети: Да, могли.

Учитель: А вам хотелось бы узнать что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?

Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?

Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?(записывается на доску)

4. Актуализация знаний.

Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

Учитель: Давайте вспомним, что такое Древний мир?

Дети: Вторая эпоха всемирной истории.

Учитель: Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.

Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: А каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем, что -нибудь об эпохе Древнего мира?

Дети: Нет.

Учитель: Таким образом нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?

Давайте занесем наши ответы в таблицу " Знаем. Не знаем"(Слайд 4)

5. Поиск решения. Открытие нового знания.

Учитель: Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Прочитаем еще раз тему урока. Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны?

Вы сможете дать определение слову " цивилизации"?

Трудно, тогда давайте разбираться вместе.

Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации."

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ вот по такому плану. (Слайд 5)

1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?

2. Кто управлял людьми?

3. Как передавались сообщения, знания?

(работают в группах) Выслушиваются ответы.

Учитель: Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества?

Дети: Появляются города, государство, письменность.

Учитель: в форме чего изображена розовая линия?

Дети: В форме ступеньки.

Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Цивилизация - это:::::::ступень развития человечества. (Слайд 6)

Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух.

Так что же такое цивилизация?

Дети: Новая, более высокая ступень развития человечества. (Слайд 7)

Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются (Слайд 8,9) - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Учитель: Рассмотрите карту с. 54-55. (Слайд 10)

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Дети: Граница цивилизованного мира.

Учитель: Что находится за пределами этой границы?

Дети: Мир первобытных людей.

Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

Дети: Мир первобытных племен обширнее.

Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?

Дети: Два мира одновременно существовало на планете.

Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем

Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое?

Вновь обратимся к карте.с.54-55 (Слайд 12)

Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?

Дети : Древние цивилизации.

Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?

Дети: Древний Рим, Древняя Греция.

Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?

Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.

Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?

Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Учитель: Сейчас работу проведем в группах. Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Вам надо будет записать на листочке - название цивилизации и памятник архитектуры, которым она прославилась.

Кто быстрее?

Проверяем, кто готов?

Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?

Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.

Учитель: - Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?(Слайд 13,14)

Дети: одежда тоже разная.

Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?(Слайд 15,16)

Дети: В каждой стране своя письменность.

Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.

Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.

Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу.

Цивилизации - это разные::::::::..со своей особой::::::..(Слайд 17)

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

Мы были правы? (Да) (Слайд 18)

В колонку " Не знаем" записываем второе определение.

Физминутка.

Учитель: давайте сейчас поиграем в игру " Лото"(работа в паре)

Перед вами листок он разделен на две колонки. Есть конверт, в которых содержатся фразы из двух определений нового понятия " Цивилизация". Ваша задача правильно разложить эти определения в нужную колонку. Приступаем к работе. Проверим (Слайд 20)

Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?(Слайд 21)

Дети: Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?

Учитель: Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего мира"

Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?(учитель дополняет:

Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. . Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.

Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2:::9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция - Эллада. В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян - латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март - бог Марс, июль- Юлий Цезарь).

Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с50 и с. 57.

Что вы можете сказать?

Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.

Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Учитель: Вернемся к нашей таблице. (Слайд 21)

Ответили мы на второй вопрос?

Учитель: Значит, под вопросом пишем

Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.

Учитель: Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.

Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.- с.56, 2 абзац, 2в.- с.56, 3 абзац.

Какими событиями прославилась Древняя Греция?

Дети: Олимпийскими играми. (Слайд 23)

Учитель: А мы проводим Олимпийские игры? Кто знает, когда в России будут проходить зимние олимпийские игры?

Дети: В Сочи 2014г. (Слайд 24)

Учитель: Что произошло в Древнем Риме?

Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака. (Слайд 25)

Учитель: Все вы, наверное, слышали название спортивной команды "Спартак"? Теперь вы знаете откуда пришло это название. (Слайд 26)

Вернемся к главному вопросу.

6. Применение знаний.

Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2.

Заполните кроссворд самостоятельно.

Проверим (Слайд 27)

Следующее задание №1 с.36.

Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку.

7. Итог урока.

Учитель: На главный вопрос урока мы нашли ответы?

Что интересного вы узнали на уроке?

Другим ребятам вручаются грамоты "Знаток истории".

"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным тем кто шел впереди"

8. Домашнее задание

Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор.

Похожие публикации