Главная тема робинзон крузо. «Раскрытие ценности жизни в романе Д

Написанное в жанре авантюрного романа, самое известное произведение талантливого английского журналиста Даниэля Дефо имело оглушительный успех и послужило толчком к развитию такого направления в литературе, как заметки путешественника. Правдоподобие сюжета и достоверность изложения - именно этого эффекта пытался достичь автор, излагая события скупым, будничным языком, по стилю больше напоминающим публицистику.

История создания

Реальный прототип главного героя, шотландский моряк, в результате серьезной ссоры был высажен командой на необитаемый остров, где и провел свыше четырех лет. Изменив время и место действия, писатель создал удивительное жизнеописание молодого англичанина, попавшего в экстремальные обстоятельства.

Опубликованная в 1719 году книга произвела фурор и требовала продолжения. Спустя четыре месяца увидела свет вторая часть эпопеи, а позже - и третья. В России сокращенный перевод издания появился почти полвека спустя.

Описание произведения. Главные герои

Юный Робинзон, влекомый мечтой о море, вопреки воле родителей, покидает отчий дом. После серии приключений, потерпев катастрофу, юноша попадает на необитаемый остров, расположенный вдали от морских торговых путей. Его переживания, шаги по поиску выхода из сложившейся ситуации, описание предпринимаемых действий для создания комфортной и безопасной обстановки на затерянном кусочке суши, нравственное взросление, переосмысление ценностей - всё это легло в основу завораживающего рассказа, сочетающего в себе черты мемуарной литературы и философской притчи.

Главный герой истории - молодой обыватель, буржуа с традиционными взглядами и меркантильными целями. Изменение его характера, трансформацию сознания читатель наблюдает по ходу повествования.

Ещё одним ярким персонажем выступает дикарь Пятница, спасенный Крузо от расправы людоедов. Верность, храбрость, искренность и здравый смысл индейца покоряют Робинзона, Пятница становится хорошим помощником и другом.

Анализ произведения

Рассказ ведется от первого лица, простым, точным языком, позволяющим раскрыть внутренний мир героя, его моральные качества, оценку происходящих событий. Отсутствие специфических художественных приёмов и пафоса в изложении, лаконичность и конкретика добавляют достоверности произведению. События передаются в хронологическом порядке, но порой рассказчик обращается к прошлому.

Сюжетная линия разделяет текст на две составляющие: жизнь центрального персонажа дома и период выживания в дикой обстановке.

Помещая Робинзона на долгие 28 лет в критические условия, Дефо показывает, как благодаря энергии, духовной силе, трудолюбию, наблюдательности, смекалке, оптимизму человек находит пути для решения насущных проблем: добывает еду, обустраивает жилище, изготавливает одежду. Изоляция от общества и привычных стереотипов раскрывают в путешественнике лучшие качества его личности. Анализируя не только окружающую среду, но и изменения, происходящие в собственной душе, автор устами Робинзона, с помощью немудреных слов, даёт понять, что, по его мнению, на самом деле важно и первостепенно, а без чего можно с легкостью обойтись. Оставаясь человеком в сложных условиях, Крузо своим примером подтверждает, что для счастья и гармонии достаточно простых вещей.

Также одной из центральных тем повествования является описание экзотики безлюдного острова и влияние природы на человеческий разум.

Созданный на волне интереса к географическим открытиям, роман «Робинзон Крузо» предназначался для взрослой аудитории, но в наши дни он стал занимательным и поучительным шедевром детской прозы.

Большая часть произведений выдающегося английского писателя XVIII века Д. Дефо основывается на богатом жизненном опыте самого автора. Талантливый публицист, журналист и писатель, Дефо много путешествовал. И впечатления от этих путешествий, мысли, которые они ему навевали, высказывал в своих сочинениях. Одним из таких сочинений и стал роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». К его созданию писателя привело действительное происшествие: в 1704 году шотландский моряк Александр Селькирк, поссорившись с капитаном корабля, высадился на незнакомый берег с небольшим запасом продуктов и оружия. Четыре с лишним года он вел отшельническую жизнь на острове Хуан Фернандес в Тихом океане, пока его не подобрало проходившее мимо судно.

Герой произведения Д. Дефо прожил на необитаемом острове, вдали от цивилизации, целых двадцать восемь лет. Писатель хотел выяснить основные факторы, помогающие человеку выжить в таких жестких условиях. Несокрушимая сила мысли позволяет Робинзону не только нормально существовать на острове, но и улучшать условия своей жизни, вносить в нее некоторое подобие цивилизации. Не одичать, не впасть в безумие без человеческого общения герою помогает постоянное изучение и покорение природы, упорный непрерывный труд и стремление к творчеству. Робинзон предстает перед нами сначала охотником и рыболовом, потом - скотоводом, земледельцем, ремесленником. А с появлением: на острове других людей он становится основателем колонии, устроенной в духе «общественного договора». Ведь труд сам по себе, а еще больше - труд в коллективе, в общении с товарищами - играет главную роль в процессе становления личности.

Значительным эпизодом романа является появление Пятницы и дальнейшее общение между ним и Робинзоном. Благородство, чистота души Робинзона Крузо побуждают его спасти дикаря от каннибалов. Для героя этот абориген - своеобразный светлый лучик в его одинокой жизни. В этом поступке проявляется главная сущность характера Крузо: он не впал в отчаяние, попав на остров и осознав, что остров необитаем, вера в жизнь, стремление к лучшему заставили его создатьсебе все необходимые условия. Такой человекве мог оставить на произвол судьбы несчастного аборигена.

Робинзон с радостью и вдохновением стремится не только к простому общению с новым другом, он хочет сделать из Пятницы человека. На этом пути он сам неожиданно оказывается в тупиковых ситуациях: например, стремясь обратить своего воспитанника в христианство, Робинзон наталкивается на невинные вопросы Пятницы, которые застают его врасплох.. Герой обращается со своим слугой мягко и гуманно, и это во многом помогает ему приобщить своего подопечного к благам духовной и материальной культуры, приобрести благородного и способного ученика. На этом примере Дефо хотел показать необходимость уважать человеческое достоинство даже в дикарях, стремиться к постоянному собственному совершенствованию и помогать духовному совершенствованию окружающих. Ведь в конечном итоге именно эту цель преследует любое общение. Возвышение общечеловеческих ценностей, продвижение идей упорного познания природы, торжества свободного человеческого общения, труда, разума, энергии и воли к жизни придают произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» необычайную поэтичность и убедительность, составляют основную тайну его очарования и бессмертия.

Нужна Основная мысль произведения Робинзон Крузо и получил лучший ответ

Ответ от Дмитрий Мартынов[гуру]
Роман Дефо – это вовсе не роман о приключениях, а роман о духовном становлении человека. Эта книга о том, как происходит встреча человека, оказавшегося в молчании, в тишине, в полном, абсолютном уединении, с Господом Богом, его Творцом и Создателем. Это главный сюжет «Робинзона Крузо» , смею вас уверить, это сюжет, который скрыт от сознания маленького ребенка, даже если он читает текст в полном варианте…
Мы все немного Робинзоны, когда мы маленькие, потому что мир перед нами раскрывается как неосвоенное пространство, пусть даже там уже есть какие-то инструменты, приспособления, технологические традиции, но нам-то они еще не принадлежат.
И с Робинзоном происходит именно это, ведь в начале романа он не слишком симпатичный человек, он шалопай и бездельник. Когда отец говорит ему: «Робинзон, ты не хочешь поучиться или поработать?» , он говорит: «Нет, мне уже учиться поздно, а работать лень. Можно я лучше так как-нибудь поживу? » Он проявляет свою полную неспособность, нежелание заниматься каким-либо нормальным человеческим делом. У него только один ветер в голове. И мы видим, как потом, осваивая это жизненное пространство, научаясь владеть разными инструментами и производить разные действия, он становится другим, потому что он находит и смысл, и ценность человеческой жизни. Это первый сюжет, на который следует обратить внимание – настоящий контакт человека с предметным миром, то как происходит добыча хлеба, одежды, жилища и так далее.
Источник: http://azbyka.ru/deti/neozhidannyy-robinzon-kruzo.html

Ответ от Владимир Медведков [гуру]
Человек может всё и даже больше.


Ответ от Валерий Латынин [гуру]
Человек способен выжить в самых экстремальных условиях, если он не теряет самообладания, находчив, смел и не ленив.


Ответ от Елена Данилова [новичек]
Человек намного сильнее, чем ему кажется, это проявляется в экстремальных ситуациях. Каким бы человек не был, ему тяжело переносить социальный вакуум и отсутствие общения.


Ответ от Бурея [гуру]
Главная мысль -ЧЕЛОВЕК сильнее обстоятельств


Ответ от Надежда Бонина [гуру]
Культурный человек может все. Те, кто остался после него на острове, вряд ли выжили. Хотя он многое оставил, чем можно было воспользоваться.


Ответ от Медб [активный]
Надо слушаться родителей. Если бы Робинзон им не перечил, ничего бы этого не произошло.


Ответ от сеня ыфв [новичек]
Главный герой – Робинзон Крузо, его выбросило после кораблекрушения на остров, который оказался совсем необитаемый. Он абсолютно один. Приходится начинать жизнь с чистого листа, научиться добывать себе пищу и спасаться от различных животных.
Вскоре он встречает на острове дикаря, с которым вместе борются за выживание.


Ответ от Ђаня Дьячкова [новичек]
Это жизнь человека на острове (Ронбинзон Крузо) который мечтал прокатится на корабле. и вот его мечта сбылась, на острове у людоедов он спас вроде 3 людей.Они стали его друзьями. Они и помогли ему выбраться с этого острова и вместо этого исполнить его мечту - прокатится на корабле. А сам ронбинзон был очень трудолюбив и мастерил мебель, посуду, лодки и т. д. 🙂 Главное в том что БУДЬ ДОБР К КОМУ ТО И ТЕБЕ БУДУТ УЛЫБАТЬСЯ и помогать в трудностях.


Ответ от Лям [новичек]
человек может всё если постарается


Ответ от Ђатьяна Тихонова [новичек]
Я думаю каждый согласиться с тем, что любой человек имеет в жизнь определенные стремления и цели, на которые тратит большую часть времени. Каждый из нас строит определенные планы по поводу будущей жизни, причем мы все ищем способы осуществления поставленных целей. Многие строят планы, как подобраться к власти, другие люди намерено посвящают свою жизнь воспитанию потомства. Также люди строят в планах посвятить свою жизнь близким людям. Для таких людей счастье заключается в счастье других. Другими словами, каждый человек имеет планы. Но, каждый планирует провести жизнь по-своему. Именно эта тема является главной в произведении «Робинзон Крузо», которое было опубликовано великим писателем Д. Дефо.
Причем, из-за различностей в планировке будущей жизни, по мнению Дефо, заключается различие в характерах людей. Некоторые из-за неудач опустят руки, Другие же после первой неудачной попытке не опуская руки, возьмутся за вторую. К таким людям, Дефо относит главного героя своего произведения, которым является Робинзон Крузо.
Планы этого образа без сомнений сорвались. Ведь он попал на безлюдный остров. Но, он не опустил руки. Вместо этого Крузо по-другому взглянул на жизнь и осознал, что ему необходимо подумать, как по-другому спланировать проведение своего остатка дней на острове. Он стал бороться не просто за выживание, а за создание счастья на совершенном неизвестном ему месте. Он добыл для себя все необходимое и продолжил не существовать, а жить.

Во второй части романа, повествуя о Робинзоновой колонии, Дефо как бы дает в миниатюре картину социального развития человечества. Первоначально на острове царит естественное равенство (Робинзон выделил всем колонистам равные участки), однако вскоре благодаря различиям в характерах, трудолюбии и т. д. это естественное равенство нарушается, рождаются зависть, вражда, озлобление, выливающиеся в открытые столкновения. И только общая угроза нашествия дикарей заставляет островитян объединиться в целях самозащиты и достичь некоего равновесного существования на основе «общественного договора», Эта островная утопия обнаруживает хорошее знание ее в втором философских трудов Томаса Гоббса («Левиафан», 1651) и Джона Локка («Два трактата о правлении», 1690).

Гоббсовские мерки применяет Дефо и к описанию жизни в Англии, где Робинзон чувствует себя более одиноким, чем за 28 лет пребывания на необитаемом острове. «Наше собственное «я» в конце концов

цель бытия. Таким образом, человек может быть вполне ОДИНОК в гуще толпы, в сутолке деловых людей; все его наблюдения направлены на него самого; всеми удовольствиями наслаждается он сам; все тревоги и горести вкушает тоже он. Что для нас несчастия другого? и что его радости?..» Действительно, в этом, как и в других романах Дефо, нет описаний дружбы (общение с Пятницей не выходит за рамки отношений хозяина и слуги), любви, семейных связей; есть только одинокое «я» в противоборстве с природой и социальным миром.

Изображенные Дефо разобщенность, полнейшее одиночество людей в гуще жизни позволили многим увидеть в нем певца набирающей силу в XVIII столетии новой общественно-экономической формации - капитализма, с особой отчетливостью обнажившего прагматизм и частный интерес, лежащий в основе общественных отношений.

Теперь Робинзон выступает не как «естественный человек» Руссо или «вселенский человек» Колриджа, а как вполне конкретный и социально определенный тип, представитель буржуазного мира. Такой подход к роману и его создателю воплотился в середине прошлого века в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, в оценках И. Тэна, Г. Гетнера и других представителей культурно-исторической школы литературоведения. Но и современный исследователь Ян Уотт, рассматривая Робинзона как «homo economicus», отмечает: «Первородный грех Робинзона - это, в действительности, сама динамическая тенденция капитализма, никогда не сохраняющего «status quo», а постоянно трансформирующегося»

Индивидуализм, который отмечают многие зарубежные писатели и исследователи, безусловно характерен для Робинзона и в еще большей мере для других героев Дефо (пожалуй, эта черта развивается даже по нарастающей, достигая апогея в последнем романе Дефо «Роксана», где героиня ради своего спокойствия и преуспеяния дает молчаливое согласие на убийство собственной дочери). Но как раз в самой удачной и эстетически совершенной части романа - в островном эпизоде - дух буржуазного предпринимательства, частного интереса, своекорыстия менее ощутим, так как герой пребывает наедине с самим собой. Роман в этой части, при всей своей территориальной замкнутости (небольшой остров) и ограниченности персонажей (долгое время один Робинзон, затем - Пятница и лишь в финале несколько других персонажей), затрагивает, как мы убедились, все аспекты человеческой жизни: физической (здесь это решается в терминах Человек и Природа), духовной (Человек и Бог), социальной (Человек и Общество)

«Это повествование - лишь строгое изложение фактов; в нем нет ни тени вымысла», - утверждается в «предисловии издателя», в действительности сочиненном самим автором «Робинзона Крузо».

Одна из главнейших черт повествовательной манеры Дефо - здесь единодушны и исследователи и читатели - достоверность, правдоподобие. Это относится не только к «Робинзону». О чем бы ни писал Дефо, даже об опыте общения с привидениями, он стремился к созданию эффекта максимального правдоподобия. После публикации «Правдивого сообщения о появлении призрака некоей миссис Виль» (1705) многие уверовали в возможность общения с потусторонним миром. «Мемуары кавалера» (1720) и «Дневник чумного года» (1722) некоторыми искушенными литераторами воспринимались как подлинные исторические документы, созданные очевидцами событий.

В самом стремлении имитировать подлинность Дефо не оригинален: интерес к факту, а не к вымыслу - характерная тенденция эпохи, переросшей рыцарские романы и требовавшей повествований о себе самой, Угадывая эту тенденцию, еще предшественница Дефо Афра Бен в предисловии к роману «Оруноко, или Царственный раб» заверяла читателей: «Предлагая вам историю этого раба, я не намерена занимать читателей похождениями вымышленного героя, жизнью и судьбой которого фантазия может распоряжаться по произволу почта; и, рассказывая правду, не собираюсь украшать, ее происшествиями за исключением тех, которые действительно имели место...» Однако на деле ее роман полон самых неправдоподобных совпадений и приключении. А вот автору «Робинзона» удалось не просто декларировать достоверность, но создать ее иллюзию, неотразимость которой действует и поныне.

Как же это удалось? Тут мнения исследователей расходятся: за счет обращения к мемуарной и дневниковой форме; за счет самоустранения автора; за счет введения я «документальных» подтверждений рассказа - описей, реестров и пр.; за счет подробнейшей детализации; за счет как раз не детализации, а умения схватить внешний облик предмета целиком, а потом уж передать его в немногих словах; за счет полного отсутствия литературности, «эстетической преднамеренности», приема и даже... за счет чисто человеческого феноменального умения «лгать», и лгать убедительно.

Все художественные произведения Дефо написаны от первого лица, чаще всего - в мемуарной форме. Это не случайность, а сознательный литературный прием, рассчитанный на устранение автора-сочинителя и передачу повествования свидетелю, очевидцу («Дневник чумного года») или, чаще, главному участнику описываемых событий (Робинзон, Молль Флендерс, капитан Джек, Роксана и др.). «Сам видел», «это произошло со мной самим» - такие утверждения действо-пали на неискушенного читателя неотразимо. Даже когда Свифт в «правдивом» рассказе Гулливера дошел до откровенной небывальщины, убедительность формы и стиля повествования подчас перевешивали в глазах читателей фантастичность содержания.

Но и одной мемуарной формы для Дефо недостаточно. В мемуары героя он вкрапливает еще и дневник («подлинный документ»), причем события, изложенные в мемуарной форме, отчасти дублируются и в дневниковой для вящей убедительности. (Заметим в скобках, что дневниковая форма выдержана в романе непоследовательно: рассказчик то и дело вносит в дневник те сведения, о которых он мог узнать только позднее, тем самым лишаясь основного преимущества дневниковой записи - отсутствия дистанции между моментом действия и моментом описания, эффекта непосредственности. Дневниковая форма исподволь размывается и вновь переходит в мемуарную).

Для той же убедительности вводятся в текст романа и другие «документы» - описи, списки, перечни: сколько и каких вещей увезено с севшего на мель корабля, сколько и каким способом убито индейцев, сколько и какие запасы продовольствия сделаны на сезон дождей... Сама монотонность и деловитость этих перечислений создает иллюзию достоверности - вроде бы, зачем так скучно выдумывать? Однако в детальности сухих и скупых описаний есть свое обаяние, своя поэтичность и своя художественная новизна.

Как каждый поистине великий художник, Дефо расширяет для потомства границы эстетического восприятия действительности. Его младший современник Лоренс Стерн показал, «какой толстый том приключений может выйти из...ничтожного клочка жизни у того, в чьем сердце на все находится отклик» ". А у Дефо была своя сфера «странного и удивительного»: «Удивительно, что почти никто не задумывается над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба». И действительно, большая часть «приключений» Робинзона связана с изготовлением мебели, обжигом горшков, устройством жилища, выращиванием посевов, приручением коз... Происходит именно тот эффект «остранения», о котором в свое время писал В. Шкловский, - самая обычная вещь, самое обыденное действие, становясь предметом искусства, приобретают как бы новое измерение - эстетическое. «„Робинзон Крузо", конечно, пер вый роман в том смысле, что это первое беллетристическое повествование, в котором главный художественный акцент сделан на будничных занятиях рядового человека».

Несмотря на обилие подробностей, проза Дефо производит впечатление простоты, лаконизма, кристальной ясности. Перед нами лишь констатация фактов пусть даже небывало детальная для своего времени), а рассуждения, пояснения, описания душевных движений сведены к минимуму. Патетики же и вовсе нет.

Вот эпизод из «Дальнейших приключений Робинзона Крузо» - описание смерти верного Пятницы: «...в него полетело около трехсот стрел, - он служил им единственной мишенью - и к моему неописуемому огорчению бедный Пятница был убит. В бедняка попало целых три стрелы, и еще три упали возле него: так метко дикари стреляли!»

Огорчение «неописуемое» - и только. Диккенс впоследствии скажет, что в мировой литературе не было ничего более бесчувственного, чем описание смерти Пятницы. Сам он описывал смерть своих литературных любимцев совсем по-иному. «Когда смерть поражает юные, невинные существа и освобожденные души покидают земную оболочку, множество подвигов любви и милосердия возникает из мертвого праха. Слезы, пролитые на безвременных могилах, рождают добро, рождают светлые чувства. По стопам губительницы жизни идут чистые создания человеческого духа - им не страшна ее власть, и угрюмый путь смерти сияющей тропой восходит в небеса», - читаем в «Лавке древностей» по поводу смерти малютки Нелл. А вот реакция автора на смерть одинокого бродяги Джо из Холодного дома»: «Умер, ваше величество. Умер, милорды и джентльмены. Умер, вы, преподобные и не преподобные служители всех культов. Умер, вы, люди; а ведь небом вам было даровано сострадание. И так умирают вокруг нас каждый день». Не удивительно, ню лаконичной сдержанности Дефо Диккенс не мог понять и принять.

Однако лаконизм в изображении эмоций не означает, что Дефо не передавал душевного состояния героя. Но передавал он его скупо и просто, не через отвлеченные патетические рассуждения, а скорее через физические реакции человека: «С крайним омерзением отвернулся я от ужасного зрелища: я ощутил страшную тошноту и, вероятно, лишился бы чувств, если б сама природа не пришла мне на помощь, очистив мой желудок обильной рвотой». Как отмечает Вирджиния Вулф, Дефо описывает прежде всего «воздействие эмоций на тело»: как сжались руки, стиснулись зубы... При этом автор добавляет: «Пусть натуралист объясняет эти явления и их причины: все, что я могу, это описывать голые факты». Такой подход позволяет некоторым исследователям утверждать, что простота у Дефо - не сознательная художественная установка, а результат бесхитростной, добросовестной и точной фиксации фактов. Но существует и другая, не менее убедительная точка зрения: «...именно Дефо был первым состоятельным, то есть последовательным до конца, создателем простоты. Он осознал, что «простота» - это такой же предмет изображения, как и любой другой, как черта лица или характера. Разве что наиболее сложный для изображения предмет».

Возможно, понять главную идею бессмертного романа Даниэля Дефо и охватить сразу все краткое содержание книги «Робинзон Крузо» поможет мысль совершенно другого живущего много веков спустя, - доктора Равика из «Триумфальной арки» Ремарка. Имеются в виду слова о том, что какая бы ни была судьба, все-таки она не может сломить «спокойного мужества», противостоящего ей.

Почему авантюрист и политик, яркий журналист, памфлетист и законспирированный руководитель британской разведки после опалы и тюрьмы в 60-летнем возрасте создает бессмертного «Робинзона»? Как могло получиться, что человек, достигший в своей тайной карьере периода влиятельности на короля и правительство, закончил свою жизнь в нищете? Автор, человек противоречивый, непрестанно и активно взаимодействующий с социумом, создает удивительно внутренне цельного литературного героя, абсолютно оторванного от всякой общественной жизни. Самооценка прожитых дней парадоксальным методом «от противоположного» самим Дефо - «Робинзон Крузо» краткое содержание свое черпает из достоверных историй.

Основой написания книги послужила реальная история пирата за несогласие с капитаном высаженного на Мас-а-Тьерра, расположенном в Тихом океане на расстоянии 670 километров от побережья Чили. Опальный корсар прожил на острове 4 года и 4 месяца.

О чем нам повествует краткое содержание? Робинзон Крузо, уроженец Йорка, бразильский плантатор, отправившись за черными рабами, после кораблекрушения оказывается на атлантическом острове близ Ориноко. Посредством сооруженного плота ему удается доставить на берег с разрушенного корабля плотницкие инструменты, оружие, съестное. У Робинзона происходит переоценка ценностей. Для него самыми дорогим становятся топор, пила, нож, а вынесенное с корабля золото на острове ценности не имеет.

Он остается один на один с природой и климатом острова. Такова завязка сюжета, о чем повествует краткое содержание. Робинзон Крузо выстраивает свой хитроумный дом-крепость, спрятанный за частоколом, куда добраться можно лишь при помощи лестницы. Далее, во время добычи козьего мяса, ему приходит в голову мысль приручить этих животных. Вскоре кроме мяса у него появляется и молоко, и сыр. Настоящим даром небес Робинзон считает случайно проросшие зерна ячменя и риса, без всякой «задней мысли» попросту вытряхнутые им с каким-то мусором из освобождаемых мешков. Став поневоле селекционером, через несколько лет он смог засаживать поле, питающее его.

Прагматичный, «хозяйственный» подход к своей жизни главного героя обусловил всей книге логическое краткое содержание. Робинзон Крузо, благодаря последовательному разумному труду, превращается из несчастного, поверженного стихией скитальца в собственника крепкого Настоящим подарком для него становятся найденные на острове дыни и виноград. Теперь у него вдоволь изюма. Его досуг скрашивают три кошки и пес, чудом уцелевшие на поверженном корабле. Он начинает планировать свой день, выделяя между трудами время для чтения Библии и письма. Робинзон ведет свой календарь.

Все это время скиталец лелеет мечту построить корабль и уплыть на нем к цивилизации. Но выдолбленную из бревна пирогу ему не удается даже подтолкнуть к воде. Ясно одно - нужен помощник. На побережье острова начинают периодически появляться для своих ритуалов каннибалы. Угроза для жизни самого главного героя наполняет нотами тревоги краткое содержание. Робинзон Крузо при помощи оружия отбивает у них предназначенного в жертву Пятницу, который становится верным слугой и другом. Вместе с Пятницей с оружием они освобождают от людоедов испанского пленника со стариком, отцом Пятницы. Сообща, они расширяют свое хозяйство, строят корабль и отправляют спасенных на континент. Вскоре на острове оказываются и соотечественники Робинзона. Взбунтовавшийся экипаж высаживает для расправы капитана, его помощника и одного из пассажиров. Но Робинзон, прекрасно ориентируясь на острове, освобождает обреченных англичан и вместе они разделываются со смутьянами. Двух самых отъявленных негодяев пришлось вздернуть на рее, с остальными же поступили гуманно - оставили им жизнь и передали во владение все хозяйство Робинзона. Далее корабль страны-властительницы морей отправляется к родным берегам.

Закончена двадцативосьмилетняя островная история англичанина, имя которого стало нарицательным. На родине его ждет приятный сюрприз. Бразильская плантация, управляемая в его отсутствие государством, начислила ему доход за все годы отсутствия. Робинзон женится, у него появляются дети. Жизнь наладилась. Классический хэппи энд.

Похожие публикации