Основные этапы развития зоологии. История развития зоологии позвоночных

Урок 1. История развития зоологии Цели:

Ход урока

    Повторение

    1. Беседа о свойствах живых организмов, о царствах живой природы, заполнение схемы «Царства органического мира» (характеристика царств составляется на уроке 2 ):

      Царства

    2. Закончить предложения:

Ботаника – наука о … . Микробиология – наука о … . Микология – наука о … . Зоология – наука о … .

    Изучение нового материала

2.1. Постановка проблемной ситуации и её решение

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами: знали повадки зверей и птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться мертвым, чтобы подманить добычу.

С какой целью люди охотились на животных? Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке? [рисунки в учебнике, а также статья Е.Хартенштейн « Ребята-исследователи пещер (о находках пещер с первобытными рисунками)» ]

Из опыта проведения урока

Во время беседы об обитателях Шилкинской пещеры шестиклассники вспомнили 16 видов рыб, обитающих в Шилке и известных им самим.

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона-Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады с другом-индейцем [Сетон-Томпсон Э. Рольф в лесах. – М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя. Только если тебе нужны иглы для каких-нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка – быть беде».

Кто такой кэк? О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники. Так нужно ли изучать зоологию?

2.2. Постановка проблемной ситуации и её решение

Итак, зоология – важнейшая биологическая наука. Но как изучать животных?

Первый этап развития зоологии – донаучный, или описательный. Легко ли описать животное? Попробуем это сделать.

Лаб.раб. Описать выданный экземпляр насекомого.

(Проводится групповая работа. Без помощи учителя ученики делают описание насекомых, затем представители каждой группы читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране. Цель данной лаб.раб. – развитие наблюдательности, развитие речи, умения сравнивать биологические объекты. В ходе последующей беседы выясняем, на что необходимо обращать внимание при описании животных: отделы тела, количество конечностей и их особенности, другие органы на голове, груди, брюшке, особенности покровов, их окраска).

Примеры работ учащихся (биологические ошибки исправляли при обсуждении результатов)

    Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки. Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

    Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко черного цвета. 2 уса.

    Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

    Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

    Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних. Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

    Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело светло-коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Гораздо труднее оказалось по данным описаниям найти насекомых, которые описывали другие учащиеся. Причина – неумение внимательно слушать то, что говорят товарищи.

      Второй этап развития зоологии – научный.

Родоначальником научной зоологии является Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Рассказ о работах Аристотеля – [Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. – М.: «Аванта+», 1994, стр. 94-96] Аристотель описал около 500 видов животных. В книге «История животных» он впервые попытался дать систему животных. Он разделил животных на обладающих кровью и лишенных её. Эта система просуществовала до начала XVIII века. Даже Карл Линней не внес существенных изменений в систему Аристотеля.

Самые значительные труды Аристотеля по биологии - «История животных», «О частях животных» и «Возникновение животных». О первом из них французский биолог Жорж Кювье написал: «Это один из самых удивительных трудов, оставленных нам древностью, один из величайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания».

В «Истории животных» Аристотель первым в истории науки разработал систематику животных. Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих.

Человека Аристотель разместил на почётном месте - во главе животных с кровью. Аристотелю принадлежит крылатая фраза о том, что человек - это «общественное животное» (по-древнегречески - «zoon politicon»), наделённое разумом.

В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд усложняющихся форм. Эта книга произвела неизгладимое впечатление на Чарлза Дарвина. Он писал: «Я редко читал что-нибудь более интересное. Моими богами, хотя очень по-разному, были Линней и Кювье, но они просто школьники по сравнению со стариком Аристотелем. Какой это был необыкновенный человек!»

В работе «Возникновение животных» Аристотель, в частности, изо дня в день проследил развитие куриного зародыша. Он обратил внимание, что на начальных стадиях развития зародыши самых разных животных похожи. Аристотель предположил, что зародыш живородящих животных в начале своего развития тоже представляет собой яйцо, хотя и лишённое твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля можно в какой-то степени считать основателем эмбриологии (науки о зародышевом развитии), предвосхитившим многие позднейшие биологические идеи.

Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их внешний вид и строение, образ жизни и поведение. Он доказал, что акулы и некоторые змеи являются живородящими, а также то, что трутни развиваются из неоплодотворённых яиц. Изучил третье веко у птиц, рудиментарные глаза у крота, жевательный аппарат морских ежей (который до сих пор зовётся «аристотелевым фонарём»), зимнюю спячку животных, перелёты птиц, миграции рыб и млекопитающих и многое другое.

Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарождается сама собой, причём даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникать из морского ила.

С именем Аристотеля связывают и открытие некоторых биологических законов. Он разработал учение об аналогичных и гомологичных частях тела. «У животных различных родов большая часть органов имеет различную форму. Одни сходны по положению и функции, а происхождения различного. Другие одной и той же природы, но различны по форме», - утверждал учёный.

Аристотель как бы начерно сформулировал принцип корреляции органов, позже блестяще развитый Жоржем Кювье (см. ст. «Жорж Кювье»). Аристотель писал: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места... Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других. Изменение в одном органе вызывает перемены в другом». После себя Аристотель оставил около 300 трудов. Его идеи и сочинения распространили многочисленные ученики и последователи. До нас дошла лишь небольшая часть работ философа.

Вспомним, что такое классификация и зачем она нужна? Классификация животных – распределение всего множества животных на соподчиненные группы.

Работы Линнея . Вид – основная систематическая категория. Естественная классификация (стр.7 учебника)

Задание . Найти изображение вида, зная его систематическое положение.

Например, → → → →

Д.з. выучить названия систематических категорий животного мира; написать рассказ «Мои летние встречи с животными».

Урок 2. Современная зоология

Цели:

Отражение в конкретном содержании

Ход урока

1.Повторение и изучение нового материала

      Беседа о свойствах живых организмов, о царствах живой природы, заполнение схемы «Царства органического мира» (не характеризуя животных):

Бактерии

1.2 Демонстрация рисунка с представителями растений, животных, грибов (например, биогеоценоз луга и леса). Ученики называют, к каким царствам принадлежат изображенные виды. Отвечают на вопрос, есть ли в данном биогеоценозе бактерии.

1.3. Работа с карточками (по материалам книги Козловой Т.А. [Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2013]:

Определить, о представителях какого царства идет речь :

    Распространены повсеместно: в атмосфере, гидросфере, литосфере, в живых организмах. (В 1 г почвы – до 2 млрд, в 1 см 3 молока – до 1 млн, в 1 м 3 городского воздуха летом – до 25 тысяч, зимой – до 5 тысяч. Прокариоты.

    Имеют гетеротрофный тип питания путем всасывания. Есть одноклеточные и многоклеточные формы. Вегетативное тело (мицелий) представляет систему ветвящихся нитей – гифов.

    Царство эукариотических организмов, растущих всю жизнь. Их характеризуют способность к фотосинтезу и плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом обычно служит крахмал.

    Являются поставщиками кислорода, органических веществ; очищают воздух; служат средой обитания животных; дают корм животным. Выполняют важную водоохранную функцию.

Постановка проблемной ситуации (Какими признаками обладают животные? Заполнение последней колонки в таблице)

Беседа:

    Всегда ли возможно по внешнему виду быстро определить, к какому царству относится вид?

    Посмотрите видеофрагменты «Гидра зеленая», «Актиния», «Губка». Это растения или животные? Верно ли, что все растения не могут свободно перемещаться с места на место? А все ли животные активно ползают, прыгают, бегают, летают, плавают?

Что является главным отличительным признаком? Чем же животные отличаются от других царств? Какие особенности строения и жизнедеятельности отражены на схеме? (питание, строение клетки, запасные вещества).

    Демонстрация. Строение растительной и животной клеток .

    Заполните последнюю колонку таблицы.

    Структура современной зоологии

Работа с учебником (§2) и карточками. В каких отрывках речь идёт об энтомологах, ихтиологах, орнитологах?

    Пока, ползая на четвереньках, я отмечаю прутиком найденное гнёздышко, к месту происшествия слетается несколько зуйков с соседних участков. С тревогой они перебегают с места на место, видимо стараясь всеми средствами отвлечь человека, отвести его в сторону. Тонкий писк вдруг привлекает моё внимание. Маленький птенчик, покрытый светло-коричневым пухом, не выдерживает моей близости. Неожиданно он появляется впереди меня и быстро бежит на своих длинных ножках. Я без труда нагоняю птенца и беру его в руки, а затем, осмотрев окраску, отпускаю на волю. Когда же я вновь опускаюсь на четвереньки, чтобы продолжать поиски, около десятка зуйков вертятся поблизости. Видимо преодолевая страх к человеку, буквально в пяти шагах от меня они прибегают к различным птичьим уловкам: одни беспомощно бьются на месте, другие, прихрамывая, отползают в сторону. Так вот в чем дело! Теперь мне ясно, что каспийские зуйки привыкли не бояться человека. Ведь он их не трогает. Ну разве обычный охотник будет преследовать маленького куличка ради мяса или искать его яйца? Зато страшны для них четвероногие посетители. Страшно стадо глупых баранов, под ногами которых нередко гибнут птенцы и яйца, страшна лисица.

Когда в поисках гнезд я передвигаюсь нормальным для человека способом, я не внушаю опасения птицам, но стоит мне опуститься на четвереньки, как зуйки теряют спокойствие. Страшен тот враг, кто на четырех ногах!

Спангенберг Е.П. Птицы, зайцы, лисицы и прочие… Рассказы натуралиста. – М.: «Дет.лит.», 1973, стр. 150-151

    В 1703 году леди Элинор Глэнвилль привезла прекраснейшую коллекцию бабочек, исключительно английских. Соседи же вспоминали о странном поведении Элинор: дескать, одевалась она на манер цыганки, бродила по холмам, «расстилала простыню под кустами и живыми изгородями, колотила длинным шестом по вышеуказанным кустам и собирала целые кучи червяков».

Мириам Ротшильд родилась в 1908 году. Она была дочерью Чарльза Ротшильда, который однажды, заметив из окна вагона редкую бабочку, рванул стоп-кран. Впрочем, главной страстью Чарльза Ротшильда были блохи. Его дочь подготовила и издала шеститомный каталог отцовской коллекции, насчитывавшей несколько миллионов экземпляров. В своих работах о бабочках Мириам описала, как гусеницы монарха поглощают и накапливают в своем теле яды растения молочая.

Шарман Эпт Рассел. Роман с бабочками. Как человек влюбился в насекомое. – КоЛибри, 2005.

3) Ученый захлёбывался от счастья. Он глядел на пойманную муху глазами влюбленного. Казалось, он готов был её расцеловать.

Что это такое? – спросила мистрис Уэлдон.

Это двукрылое насекомое, и какое замечательное!..

Кузен Бенедикт показал всем крупную муху с длинным хоботком и желтыми полосками на брюхе.

Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан .

    Там, где кораллы отсутствовали, дно было покрыто белым песком. В таких местах следовало быть начеку. Здесь, чуть зарывшись в песок, прятались скаты. Скат лежит в своей засаде совершенно неподвижно. Поэтому притаившееся животное можно не заметить и наступить на него, а это очень опасно, так как шип на хвосте ската имеет ядоносный аппарат.

Уже через несколько дней я завел "личные знакомства" с некоторыми рыбами. С одним пятнистым каменным окунем у нас завязалась настоящая дружба. Он постоянно сидел в своей норе в кораллах и очень любил, когда я почесывал ему "за ухом" - гладил по жаберным крышкам. Вообще крупные каменные окуни на удивление безобидные существа. Это, вероятно, потому, что обычно им никто не причиняет зла. Когда окунь сидит в норе, к этой большой рыбине не может подобраться ни один ее враг.

Эйбль-Эйбесфельдт И. - В царстве тысячи атоллов

    Специалист по рыбам изучает рыб не только тех, что плавают в ближайшей речке или водоёме, а часто тех обитателей морей и океанов, которые «живут» очень далеко. Вот поэтому работа эта связана с длительными командировками, проживание в которых практически происходит под открытым небом.
    Такой специалист изучает рыб, их анатомические особенности и способы размножения. Самая главная его цель – это изучение промысловых видов рыб. Ведь никто другой не сможет точно и достоверно ответить на вопросы о том, как правильно разводить те или иные виды рыб, как правильно их содержать и выращивать.
    Чаще всего для ловли рыбы используется траловая сеть. Ихтиолог поднимается на борт какого – нибудь исследовательского судна, траловая сеть закидывается в бескрайние просторы моря или простой речки и начинается ловля водных обитателей. Сама траловая сеть имеет форму сачка, поэтому рыба, которая попала в такие сети, выбраться на свободу уже не может. После того, как ученый решает, что улова достаточно, сеть поднимают на борт, а её содержимое выкладывается на брезент. И тут начинается самое интересное. Всю интересующую его рыбу ихтиолог складывает в сосуды с формалином и спиртом, чтобы законсервировать нужные экземпляры. Некоторые экземпляры пойманной рыбы фотографируются. Конечно, иногда ученый сам надевает акваланг и ласты и спускается под воду для того, чтобы вживую понаблюдать за загадочным подводным миром.


6) В прошлом году судно "Тангароа" в течение четырех недель исследовало Тасманово море, поймав 500 видов рыб. В ходе экспедиции удалось обнаружить странных и удивительных морских обитателей, например, рыб с языком, покрытым зубами, или зубами, вращающимися, как на петлях, для поглощения добычи больших размеров. Большое впечатление на исследователей произвели саблезубы - рыбы с двумя острыми зубами, которые выступают из нижней челюсти. Среди новых открытых видов есть и морская мышь, которая ходит по морскому дну. Ее плавники почти превратились в ноги, а голова - как у единорога .

    Методы зоологии: описание, наблюдение, эксперимент.

    1. Объяснение учителя.

      Работа с текстом: какие методы здесь описаны?

    В 1926 году в Калифорнии в графстве Сан-Бенито один человек увидел сороконожку толщиной в помиллиметра и длиной в три сантиметра. Когда человек пересчитал лапки, их оказалось 760! Так было открыто животное с самым большим количеством ножек на Земле.

    Группа исследователей из Франции поместили под микроскоп клещика рода Indotritia размером 0,8 мм. Клещик прыгнул назад, совершив в то же время 15 переворотов вперед. Самое удивительное – это не последовательность фигур в прыжке, а стартовая скорость клеща: он отрывается от поверхности за половину тысячной доли секунды. Чтобы рассчитать его скорость, потребовалось записать прыжок на сверхскоростную камеру, способную делать 200 кадров в секунду. Но даже и тогда момент взлета смогли зафиксировать лишь на одном-единственном кадре, где изображение «объекта» смазано - настолько быстро клещик прыгает!

    Исследователи поставили пластиковый тент на высоте 1 см от земли, помешав тем самым муравьям-листорезам тащить на спинах огромные кучки листьев. Поскольку другой дороги у муравьев не было, то, вероятно, должен был возникнуть большой затор. Но нет – насекомые быстро принялись от листьев куски меньших размеров и более округлой формы, чтобы проскользнуть с ними под искусственной крышей. Одновременно возросло количество носильщиков, что позволило колонии обеспечить прежний объем поставок листьев в муравейник. [по материалам книги Лоне Э. Падение кошки и другие зоологические сенсации. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. – 208 с. (Galileo)]

      Лаб.раб . Наблюдение за поведением черепахи.

Д.з. Записать свои наблюдения за поведением опылителей садовых растений.

Урок №1. Введение. История развития зоологии

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игро-вые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, упражнения и практические работы. За основу взята рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа)

Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.

Метапредметные УУД

Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ход урока

Изучение нового материала

Краткая история развития зоологии. Основные этапы развития зоологии.

Люди испытывали интерес к окружающим их живых организмам с древних пор. Изучить их помогла такая наука как зоология. Как она возникла и на каком этапе развития находится сейчас?

Древние знания История развития науки «зоология» уходит корнями в давние времена. Уже до нашей эры люди были способны накопить достаточное количество знаний о том, какую роль могут играть животные, как они устроены и связаны между собой. Началом науки можно посчитать работы Аристотеля, древнегреческого философа и ученого. Он написал труды «О частях животных» и другие работы о истории и возникновении организмов, где описал 452 вида. Ему принадлежат также значимые открытия о строении живых организмов. Еще одним выдающимся ученым был Плиний Старший, создавший многотомную «Естественную историю». В этой книге он дал описания всех известных на тот момент человечеству животных. Это был лучший трактат, которым тогда могла пользоваться наука зоология.

История развития зоологии Современная зоология

Зоология наука о животных

Зоология - наука о животных , которая занимается изучением представителей соответствующего рода. Сюда можно отнести все типы организмов, питающихся пищей с содержанием белка, углеводов и жиров. Такие виды отличаются от растений тем, что они постоянно синтезируют необходимые для жизни органические вещества из определенных источников.

Многие представители рода животных способны самостоятельно передвигаться. Грибы всегда считали растениями. Однако заметили, что у них есть способность поглощать органические вещества из внешних источников. Также существуют такие организмы, которые синтезируют крахмал из неорганических молекул. При этом они не имеют способности передвигаться. Иными словами, нельзя дать общее понятие и выделить альтернативные критерии между животными и растениями, так как их не существует.

Знания наших предков накапливались и передавались из поко-ления в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом ос-ваивались новые варианты ис-пользования продуктов промысла и животноводства.

Зоология в древние и средние века. Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания по зоологии предпринял известный греческий ученый Ари-стотель в IV в. до н. э. Слово зооло-гия — греческое, означающее «нау-ка о животных ».

В своем труде «История жи-вотных» Аристотель приводит све-дения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения, постройке гнезд. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, спосо-бы и направления передвижения, спячку, линьку, питание различ-ных животных.

Аристотель составил первую систематическую сводку живот-ных, так называемую «Лестницу существ». Многие из его трудов за-тем были использованы другими учеными и значительно дополнены.

Эпоха Великих географиче-ских открытий позволила резко расширить знания о видовом со-ставе животного мира и привнес-ла в зоологию много легенд и вы-мыслов о мифических существах.

Изобретение книгопечатания позволило издавать научные тру-ды и расширило круг лиц, изучаю-щих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхожде-нию, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значи-мая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных.

Карл Линней

Поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввел в науку систе-матические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность ученым разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) по-зволяет сразу определить, о ком идет речь. Например: медведь бе-лый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните мате-риал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном числе видов животных (их по разным оценкам от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют сис-тематические категории, схожие с ботаническими.

Классификация Линнея

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии — это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Вот как выглядит один из примеров естественной классифика-ции животного мира:

Вид — Шимпанзе карликовый Род — Шимпанзе

Семейство — Человекообразные обезьяны

Отряд — Приматы

Класс — Млекопитающие

Подтип — Позвоночные

Тип — Хордовые

Царство — Животные

Постепенно раздвигали границы познания природы работы уче-ных, изучающих ископаемые останки. Такие находки позволили Ми-хаилу Васильевичу Ломоносову утверждать, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были... как ныне находим, но великие происходили в нем перемены».

Благодаря изучению ископаемых животных, были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие живот-ного мира

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Как приобретало человечество зоологические знания?

2.О чем говорят наскальные рисунки?

3.Как ученые разбираются в многообразии животных?

4.В чем значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен

Зоология - это наука о животных

Хостинг презентаций

Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знании об окружающей природе, особенно О животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до и. э.).

Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов (земноводных и пресмыкающихся) И рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а ее автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных». Этот труд был написан во второй половине IV в. до н. э. на древнегреческом языке, а впервые переведен на русский язык и издан в России ТОЛЬКО в 1996 г.

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц,

Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.

Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира.

Важное значение для изучения простейших имело изобретение микроскопа. Искусство шлифовать линзы было известно давно. Неоднократно пытались рассматривать мелкие объекты при помощи нескольких линз. Наибольшего успеха добился голландец Антони ван Левенгук (1632-1723). Его конструкция микроскопа была наиболее удачной. Он открыл и описал неизвестный тогда ученым Мир простейших животных. Приезжал к Левенгуку и Петр I с целью увидеть «тайны природы».

Число изученных организмов стало так велико, что необходимо было их классифицировать. Предлагались разные классификации растений н животных.

Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.


Большое значение для изучения животного мира России имели экспедиции, организованные Академией наук, созданной и 1725 г. по указанию Петра I.

Русский академик П.С. Паллас (1741-1811) совершил экспедиции в Поволжье, на Урал, юг Сибири, исследовал Прикаспийскую низменность, Северный Кавказ, Крым. Используя сведения собственных и других академических экспедиций, Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором были описаны все известные к тому времени позвоночные животные России.

Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетня - 400 тыс., а сейчас известно более 1 млн видов.

Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии - В.О. Ковалевского, по физиологии - ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Изучение животных имеет длительную и интересную историю. Исследованиями многих ученых создана современная зоологическая паука, имеющая важное значение. Она продолжает успешно развиваться.

Зоологическая номенклатура - совокупность правил, регламентирующих образование и изменение научных названий таксонов. Основные принципы зоологической номенклатуры - стабильность и универсальность. Важнейшие общие правила - приоритета, омонимии, координации. Из частных правил важно определение количества слов в названии таксонов разных рангов: названия надвидовых таксонов состоят из 1-го слова, названия видов - из 2-х слов, названия подвидов - из 3-х слов. Свод правил зоологической номенклатуры содержится в Международном Кодексе зоологической номенклатуры.

Номенклатура в зоологии

(способ наименования животных) - см. статью Вид. Кроме указанных там названий рода, вида и разновидности употребляется иногда еще название подрода (subgenus), которое ставится в скобках после называется рода, напр. Neptunea (Sipho) islandica Chemn. указывает, что данный вид рода Neptunea принадлежит к тем, которые составляют в этом роде особую группу, подрод, называемый Sipho. Употребляются также обозначения подвида, систематической категории, промежуточной между видом и разновидностью, и формы, категории, стоящей между разновидностью и особью и отмечаемой буквой f. (т. е. forma).

Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знании об окружающей природе, особенно О животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до и. э.).

Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а ее автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных». Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц,

Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.

Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира.

Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.

Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных.

Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии - В.О. Ковалевского, по физиологии - ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Люди испытывали интерес к окружающим их живых организмам с древних пор. Изучить их помогла такая наука как зоология. Как она возникла и на каком этапе развития находится сейчас?

Древние знания

История развития науки «зоология» уходит корнями в давние времена. Уже люди были способны накопить достаточное количество знаний о том, какую роль могут играть животные, как они устроены и связаны между собой. Началом науки можно посчитать работы Аристотеля, древнегреческого философа и ученого. Он написал труды «О частях животных» и другие работы о истории и возникновении организмов, где описал 452 вида. Ему принадлежат также значимые открытия о строении живых организмов. Еще одним выдающимся ученым был Плиний Старший, создавший многотомную «Естественную историю». В этой книге он дал описания всех известных на тот момент человечеству животных. Это был лучший трактат, которым тогда могла пользоваться наука зоология.

Средневековье и Возрождение

Во времена феодализма Европа была сильно разобщена, а над обществом господствовала религия, которая тормозила развитие любых наук. Поэтому краткая история развития зоологии описывает этот период как момент абсолютного застоя. Никаких новых открытий и значимых трудов написано не было, изучением животных практически никто не занимался. Ситуация сильно изменилась во время Ренессанса. Перечисляя основные этапы развития зоологии, нельзя не упомянуть об том периоде, когда такие как Магеллан, Колумб и Марко Поло, позволили ученым сильно обогатить знания, привезя информацию о существах с далеких континентов, прежде неизвестных европейцам. Возрождение стало временем накопления знаний, которые требовали дальнейшей систематизации.

Время расцвета

Следующим периодом, который пережила наука зоология, стало время обобщения имеющихся знаний о фауне разных частей планеты. Самым выдающимся в этом плане стал швейцарский ученый Геспер, написавший обширную энциклопедию «История животных».

В семнадцатом веке был изобретен микроскоп. Краткая история развития зоологии отмечает этот момент как один из самых значимых. Ученые смогли открыть для себя новый мир мельчайших организмов, а также изучить тончайшие структуры органов многоклеточных. На этом поприще особенно выделяется голландский натуралист Левенгук, создавший четырехтомник «Тайны природы, открытые при помощи микроскопа». Именно он открыл существование инфузорий, изучил эритроциты и мышечную Другим серьезным ученым тех времен стал итальянец Малышги, описавший кровеносную систему и капилляры позвоночных, основательно изучивший выделительные органы и покровы разнообразных видов.

Появление новых отраслей

Краткая история развития зоологии будет неполной без описания периода, ставшего началом для многих современных ответвлений науки. До восемнадцатого века возникли такие разделы как и палеонтология, занимающаяся изучением ископаемых. Невероятное развитие случилось в сфере физиологии, где трудились ученые Сервет и Гарвей, детально описавшие систему кровообращения. Кювье разработал важный принцип корреляции, которым объяснялась связь внутренних органов и результаты воздействия на один из них в контексте всех остальных. Его значимыми работами являются «Царство животных» и «Иконография животного царства». Последняя включала 450 таблиц и 6200 рисунков, которые используются в учебной литературе даже сейчас. Еще одна важная книга - «Рассуждения о переворотах на поверхности и об изменениях, какие они произвели». Этот труд изложил теорию о распределении ископаемых по слоям планеты.

Открытия Дарвина

Следующим периодом, который включает в себя краткое развитие зоологии, является время изучения эволюционной теории и ее утверждение как основы всей науки. Люди заинтересовались идеями постепенного развития живой природы от простейших форм существ к сложным. Развитию этой теории поспособствовали не только открытия Дарвина, но и работы Швапна и Шлейдепа, которые позволили составить представление о единстве животного и растительного мира. Еще одним выдающимся ученым стал Ламарк. Он развил систематику, предложенную Линнеем, и тщательно изучил мир беспозвоночных. Работа «Философия зоологии», увидевшая свет в 1809 году, стала одной из важнейших в его карьере - в ней ученый опроверг метафизические воззрения о том, что животные всегда остаются неизменными, и целостно изложил теорию эволюции, в ходе которой организмы преображаются под воздействием внешних и внутренних процессов. Тимирязев считал эту теорию одной из самых всеобъемлющих, поэтому ее можно смело внести в список важных периодов, составляющих основные этапы развития зоологии.

Современный период

Завершается краткая история развития зоологии двадцатым и двадцать первым веком. Это время появления новых технологий изучения предмета, глобальных открытий и сильного разветвления науки. Развитие зоологии напрямую связано с ростом сельского хозяйства и животноводства, охотничьих промыслов и других подобных направлений. Кроме того, сказывается интерес к охране здоровья человека. На данный момент человечество владеет огромным количеством фактической и теоретической информации. Процесс дальнейшего получения данных идет путем создания хорошо оснащенных зоологических экспедиций, которые направляются в отдаленные районы планеты. Не менее значимыми являются работы на молекулярном и генетическом уровне, а также работы, изучающие животный мир с точки экологической безопасности и здоровья. Проблемы употребления в пищу мяса, эксперименты с клонированием и модификацией цепочек ДНК, а также разведение сельскохозяйственных видов, которые приводят к загрязнению окружающей среды, волнуют ученых в первую очередь. Поэтому перспективы дальнейшего развития стоит связывать именно с этими вопросами, которые определенно не потеряют актуальность для научного сообщества и в ближайшие несколько десятилетий.

Похожие публикации