Основные принципы системного подхода. Современные проблемы науки и образования Системный подход в учебном процессе

Системные представления о процессах и явлениях природы возникли ещё в Древней Греции. Однако признанным научным направлением системный подход стал в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Его основоположником считается австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете. К середине прошлого столетия большинство наук существенно трансформировало предметы своего изучения, в качестве которых стали выступать множества взаимосвязанных элементов , то есть системы. Система (греч. sistem – соединённое, составленное из частей) – это совокупность взаимодействующих элементов, простая сумма свойств которых не даёт суммы свойств системы. Существующий вокруг нас мир носит системный характер, состоит из систем и подсистем. Системы есть способ существования материи, формой существования систем является движение. Наиболее сложными, динамичными являются социальные системы, в том числе системы образования. Рассмотрение и анализ систем осуществляется через системный подход.

Системный подход научный метод познания сложно организованных объектов через вычленение совокупности составляющих этот объект ключевых элементов и связей между ними.

Основные понятия системного подхода:

- системность – отличительная особенность сложно организованных объектов, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;

- компонент – это какая-либо часть системы, вступающая в определённые отношения с другими её частями;

- элемент – минимальная единица системы, которую в её рамках можно считать неделимой;

- связь – наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь;

- структура – это совокупность элементов и способ установления устойчивых связей и отношений между ними в процессе их взаимодействия и интеграции;

- подсистема – совокупность части элементов системы и связей между ними, обладающих целостностью и решающих одну из задач её функционирования;

- системообразующий фактор – это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.

Для анализа состояния социальной системы необходимо выделить её элементы, показать их структуру, организацию, связи и среду, по отношению к которой система обладает целостностью. Для обеспечения функционирования выделенной системы необходимо выделить: процесс взаимодействия элементов, условия устойчивости, принципы и методы управления, особенности самоорганизации.

Принципы системного подхода, то есть основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов:


Принцип целостности – обоснованность, учёт объективно существующих связей и отношений при выделении совокупности элементов из окружающей среды.

Выделяют следующие компоненты (подсистемы ) образовательной системы :

идейно-целевой, отношенческий, содержательный, технологический, организационно-управлеческий, результативный;

или : индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный.

Принцип коммуникативности – познание системы прежде всего через рассмотрение внутренних и внешних коммуникаций, связей. Виды связей:

1. связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;

2. связи порождения или генетические

3. связи преобразования

4. связи строения или структурные;

5. связи функционирования;

6. связи развития, которые вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;

7. связи управления.

Принцип структурности – структура системы обладает устойчивостью, подвижностью и изменчивостью. Именно с этими свойствами связана возможность преобразования системы, появления у неё новых интеграционных свойств. Исследования показали, что степень структурированности школьных коллективов и их жизнедеятельности вносит значительный вклад в эффективность функционирования педагогической системы.

Принцип управляемости и целенаправленности – цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития. Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий развития образовательного учреждения. Достижение целевых ориентиров в значительной степени зависит от форм и методов управления жизнедеятельностью системы.

Принцип развития – Развитие системы определяется как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирования её нового интеграционного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своём развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Условием развития является правильное определение исходного уровня развития педагогического сообщества и осуществление соответствующего ему выбора целей, содержания, форм и способов работы.

Важнейшими характеристиками прогрессивных социальных систем являются: целостность, интегративность, гармония, дополнительность, функциональность, целенапрвленность, динамизм, управляемость, открытость, самоорганизуемость, саморегулируемость, самоуправляемость, самовоспроизводство.

Методы познания и преобразования педагогических систем: системный анализ, системный синтез, моделирование. Т

Основные компоненты системного анализа :

1. Морфологический анализ , позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор.

2. Структурный анализ направлен на выявление внутренней организации системы, определение характера связей элементов, выявление системообразующих связей и отношений.

3. Функциональный анализ направлен на раскрытие функций системы в целом и её отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и её основных систем.

4. Генетический анализ – позволяет исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы, её компонентов.

Только применение всех перечисленных компонентов системного анализа способствует формированию системного знания об изучаемой системе, что на практике почти не встречается. Принципы системного анализа : научности, объективности, взаимосвязи и взаимодействия, комплексности, главного звена. Условием системного анализа является структурное накопление информации, определение дерева целей анализа, плана анализа, участие в нём всего коллектива.

Сущность метода системного синтеза заключается в попытке осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученном при различных срезах этого объекта.

Модель - уменьшенная копия, сохраняющая существенные свойства моделируемой системы. Под моделированием в образовании принято понимать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты образовательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях его функционирования и развития. В образовании создают модель выпускника, модель образовательной системы (система в статике), образовательного процесса (система в динамике) и т.д.

Синергетика – достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX столетия. Её название происходит от греческого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах. Первоначально её открытия касались естественно-научных дисциплин, затем они были распространены на социальные и педагогические системы. Синергетика представляет собой синтез идей неклассической физики, кибернетики и системного подхода о происхождении, становлении и преобразовании нелинейных систем. Она ставит своей целью изучение процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений, протекающих в открытых неравновесных и нелинейных системах.

Основные понятии синергетического подхода :

Самоорганизация – процесс поддержания оптимального функционирования системы, содействующий её самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению.

Открытость – свойство системы, обусловленное наличием у неё коммуникативных каналов с внешней средой для обмена энергией и информацией.

Нелинейность – это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействие извне.

Неравновесность – это качество системы, находящейся в дали от состояния равновесия.

Бифукация (с лат “раздвоение”) – это ветвление путей эволюции, развития открытой нелинейной системы.

Флуктуация (с лат. “колебание”) – это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, олт её средних значений, ведущих при определённых условиях к образованию новой структуры и системного качества, то есть к возникновению новой системы.

Диссипативные структуры – это новые структуры, возникающие в системе при её удалении от состояния равновесия и рассеивании свободной энергии.

Аттрактор (близко к понятию цель)это относительно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе всё множество траекторий движения (развития) системного объекта.

Синергетический подход представляет собой методологическую ориентацию, предполагающую принятие и применение следующих идей:

1. Для возникновения и протекания процессов самоорганизации системы важными предпосылками служат: способность системы обмениваться со средой энергией, достаточная удалённость системы от точки равновесия.

2. Хаос выполняем конструктивную роль в процессах самоорганизации: с одной стороны, он разрушителен, так как хаотические малые флуктуации в определённых условиях приводят к разрушению систем, с другой – он созидателен, так как хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эволюции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению.

3. Процесс развития происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости. Хотя устойчивость, стабильность, равновесия представляют собой необходимые условия для существования конкретной системы, тем не менее переход к новой системе невозможен без ликвидации равновесия, устойчивости и однородности.

4. Новое появляется в результате бифукаций как непредсказуемое, и в то же время, запрограммированное в виде спектра возможных путей развития, спектра относительно устойчивых структур - аттрактов эволюции.

5. Системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с её внутренним содержанием и логикой развёртывания её внутренних процессов. Внешнее влияние должно согласовываться с внутренними свойствами системы, находиться в состоянии резонанса с ним.

6. Замкнутость системы способна рождать такой тип устойчивости, который может препятствовать её развитию, привести к эволюционному тупику.

Исходя из этого, главным инструментом развития управляемой системы должны быть диалог субъектов системы, метод мозгового штурма при обсуждении сложной проблемы и поиска различных вариантов разрешения проблемной ситуации, методики преодоления стереотипов индивидуального сознания, его культурной замкнутости и дисциплинарно-предметной ограниченности.

В современной корпоративной культуре такое понятие как «система» используется достаточно часто и в разных контекстах. Начнем с примера. Предположим, у Вас есть такой набор: N-е количество кирпичей, цемент и вода. У Вас есть выбор, как этим распорядиться. Это может стать нагромождением, если все свалить в кучу. Или же из этого можно построить дом, если сложить эти кирпичи определенным образом, да еще и связать их цементным раствором. Напрашивается вопрос - что из этого система?

На первый взгляд, кажется очевидным, что второй вариант. При этом и первый вариант, как ни странно, тоже является системой. Ведь «система» - это набор взаимосвязанных элементов, которые суммарно имеют некоторые полезные свойства, которых нет у отдельных элементов. Если исходить из такого определения, то «не системности», по сути, не бывает. Даже в первом случае у нагромождения есть взаимосвязи, например, сила тяжести. Но тут возникает закономерный вопрос, а зачем нам эти свойства, какой цели мы пытаемся достичь благодаря ним?

Как показывает практика, руководители и HR-специалистычасто отвечают, что им нужно создать систему, которая повысит эффективность бизнес-процессов и увеличит прибыль. В этом случае, стоит объединять элементы в системе так, чтобы они влияли именно на повышение эффективности. Об этом мы расскажем далее в статье.

Каждая компания похожа на часовой механизм, где даже от самого маленького винтика зависит точность и надежность работы. И если в компании больше одного человека, то, собственно, существует и потребность в приеме новых людей, адаптации, передаче опыта, обучении. Мы не случайно сравнили компании с часовым механизмом, ведь без тщательной настройки, часы не заработают. И если мы хотим, чтобы система компании начала работать на цели бизнеса, необходима налаживание ее работы. И здесь уже сложно обойтись без обучения. Каким же должно быть обучение, чтобы оно работало на рост эффективности и было системным?

Еще со школы нам известен метод, которым можно доказать, что теорема верна. Это метод от противного. Им и воспользуемся. Если суммарно сложить все запросы на обучение, которые приходят, то можно увидеть, что чаще всего это что-то вроде «латания дыр». Давайте для наглядности образно представим систему. Возьмем тот же дом из первого примера, где вместо крепкой и надежной стены везде заплатки. Вам бы захотелось жить в таком доме? Как думаете, он долго простоит?

Рассмотрим пример. У двух руководителей были сложности с постановкой задач. В качестве решения, было предложено отправитьих на тренинг «Постановка задач». У трех других руководителей возникли вопросы по мотивации. Их, соответственно, отправили на тренинг «Мотивация и развитие подчиненных». И как бывает, эти запросы могут реализовываться несколькими разными провайдерами. Кажется, ничего необычного. Тогда что же тут не так? Вся сложность заключается в том, что у различных компаний провайдеров разные ценности, разные представления о том, каким должен быть руководитель и что он должен делать. Иногда ценности могут быть диаметрально противоположны друг другу. Как итог такого обучения, мы не можем говорить ни о единой системе управления компанией, ни о единой структуре лидерских и управленческих ценностей и компетенций, ни даже о едином коммуникативном поле.

Какие же есть критерии системного подхода? Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, является ли Ваше обучение набором элементов, либо это взаимосвязанные элементы, которые отвечают конкретным целям. Взаимосвязь - это один из ключевых критериев системы. Связь может осуществляться, например, через ценности компании или через ключевые навыки. Если обращаться к нашим программам, то первая (базовая) ступень - навыки эффективной коммуникации. У Джона Коттера была статья о том, чем занимаются эффективные ТОП-менеджеры крупнейших компании в течение дня. Выяснилось, что от 70 до 90% времени эффективные менеджеры инвестируют в коммуникацию с коллегами, клиентами, партнерами.

Также важным аспектом является формирование у руководителя логики применения навыков, которые были получены по итогам обучения. Тогда они интегрируются в индивидуальный стиль работы руководителя, становятся частью модели управления и используются спонтанно и, что немаловажно, естественно.

У обучения в целом должна быть ключевая идея, вокруг которой все строится. Эта идея взаимосвязана с целями и ценностями компании и другими процессами (подбор, мотивация, карьерное планирование…). Тогда у обучения есть логика и людям легко обучаться. Например, мы знаем одну компанию, в которой сотрудники проходят лайфспринг-обучение. Все взаимодействие в компании строится на идее подвига, которой сотрудники проникаются в ходе обучения. Подвиг, в данном случае, является связующим элементом этой компании.

И если у нас есть ключевая идея, то стоит понимать, что для достижения результата, одного мероприятия будет недостаточно. Нужно продумать комплексную программу, которая будет работать на Вашу цель. Тут нужно ориентироваться на поставленные задачи и уровень персонала, для которого будет проводиться обучение. Если мы хотим получить изменения, то важной задачей обучения является планирование развития у сотрудников новых моделей поведения, а для этого требуется время и многоступенчатая работа.

Давайте предположим, что сотрудники прошли обучение. Что дальше? Далее необходимо начать применять полученные навыки в жизни. Ведь без постоянной тренировки, многое навыки забываются, и не работают на эффективность. Хорошо, когда в компании существует среда, в которой люди смогут начать применять и практиковать в реальности полученные знания. И тут очень важно, как компания это встречает, как руководитель относится к обучению, которое прошел сотрудник. Поддержка внутри компании сильно влияет на рост эффективности. Обычно на этапе планирования обучения мы планируем вопросы и межтренинговой, и постренинговой работы.

Подводя итоги, самое важное, на что стоит обращать внимание — это вопрос: «Какую задачу я решаю, выстраивая систему обучения?». Также стоит прописать, какие изменения Вы хотите получить по результату, и как они будут влиять на эффективность бизнеса. Если есть цель обучить руководителей, то нужно определить их основные задачи. В любом случае, важно проанализировать существующую систему обучения, сформировать желаемый результат и начать прорабатывать элементы и связи между ними.

Системный подход – это методологическая ориентация познания объективной действительности и практики управления сложными системами.

Системный подход в педагогике позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом. Системный подход в педагогике не следует путать с системой педагогических наук, каждая из которых может быть рассмотрена с точки зрения системного подхода.

Основные принципы системного подхода:

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Система – это некоторая совокупность взаимодействующих друг с другом элементов, спроектированная для достижения определенной цели, представляющая собой целосное образование и взаимодействующая со средой.

Пед.системы бывают: 1) большие: они делятся на ПС высшего профес.образ .(вузы – институты, университеты, академии); и ПС среднего спец.образ. (техникумы, училища, колледжи); 2) средние: гос.школы, лицеи, гимназии, частные школы, дошкольные учреждения, внешкольные учреждения; 3) малые: классы, кружки, секции, группы по интересам.

5. Система образования в России. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

2. Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.

4. Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.

Закон об образовании представляет:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

формирование духовно-нравственной личности;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

5. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

6. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

6. Педагогический процесс как система: структура, характеристика основных этапов. Закономерности и принципы педагогического процесса.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:

– педагогической;– методической;– психологической.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:

Первый этап – подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.

Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Закономерности педагогического процесса:

1.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, "ступенчатый" характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2.Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3.Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитателями и воспитуемыми; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7.Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.)

Принципы педагогического процесса:

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира,

9. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

10. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

11. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

Учебник

для соискателей дополнительных (к высшему) квалификаций

"Преподаватель высшей школы" и "Преподаватель",

аспирантов и соискателей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 -

"Теория и методика профессионального образования"

Тюмень 2009

Составители:

доктор педагогических наук, профессор О.Б.Епишева

кандидат педагогических наук, доцент Д.Ю.Трушников

В учебнике представлены учебно-методические материалы по содержанию дисциплины "Инновационные процессы в образовании", раскрывающие сущность инновационных подходов к совершенствованию образования как средства его модернизации.

No государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одним из требований к повышению квалификации преподавателей образовательных учреждений в XXI веке Концепция модернизации образования и Российская Академия образования определяют освоение ими разработанных в педагогической науке инновационных теорий и процессов совершенствования образования, проблем их апробации и внедрения в учреждениях профессионального образования.

По этой причине дисциплина "Инновационные процессы в образовании" входит в учебный план специальностей дополнительного (к высшему) педагогического образования "Преподаватель высшей школы" и "Преподаватель".

Данный учебник включает материал, раскрывающий причины необходимости образовательных инноваций и их внедрения в профессиональной школе в современных условиях; содержание основных понятий, теорий и концепций, на которых они основаны; сущности и закономерностей педагогических инноваций.

Учебник состоит из предисловия, введения, девяти параграфов, заключения и списка рекомендуемой дополнительной литературы.

Во введении отмечена роль инновационных процессов в модернизации российского образования, даны определения связанных с ними основных общих понятий. Каждый параграф содержит развернутую характеристику этих процессов как инновационных подходов к обучению на современном этапе модернизации образования: первый - системного подхода в образовании, второй - гуманистического подхода к обучению, третий - дифференцированного подхода к обучению, четвертый - информационного подхода к обучению, пятый - деятельностного подхода к обучению, шестой - технологического подхода к обучению, седьмой - компетентностного подхода к обучению, восьмой - интегративного подхода в образовании.



В заключении отмечена роль учебника в повышении квалификации преподавателей профессионального учебного заведения.

ВВЕДЕНИЕ

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

Именно инновации (нововведения ), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций. Настоящее пособие поможет творчески работающим преподавателям осмыслить их теоретически и дополнить недостающими компонентами целостных инновационных подходов для совершенствования профессионального образования в рамках задачи его модернизации.

Системный подход в образовании

1.1. Сущность понятий системы и системного подхода

С точки зрения кибернетики для управления течением любого процесса должна существовать некоторая система - множество элементов (объектов, предметов), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство; элементы, образующие это множество, называются компонентами системы. Система характеризуется свойствами : целостностью, структурностью, иерархичностью, взаимосвязанностью со средой, множественностью описаний. Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирующее исследование на раскрытие их целостности, на выявление типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину называется системным подходом . Он начал активно разрабатываться и внедряться в научные исследования в 40-х годах XX века.

Системность есть всеобщее свойство материи, форма ее существования; это - показатель качества результатов любой человеческой деятельности и появление проблемы в деятельности есть признак недостаточной системности, а решение проблемы - результат повышения уровня системности. Основными признаками системности являются: структурированность системы, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации системы определенной цели.

Способом существования системного знания является его модель (материальная, материализованная, идеальная) - системное отображение оригинала. Модели имеют целевой характер; модель, с помощью которой успешно достигается поставленная цель, называют адекватной этой цели; в то же время степень истинности модели проявляется лишь в ее практическом соотнесении с отображаемой ею натурой. Информация, которую несет такая модель, называется нормативной.

Моделирование как метод научного познания применяется в педагогических исследованиях при проектировании моделей исследуемых объектов, дающих возможность решать проблемы построения эффективного процесса обучения и управления им с позиций не только качественных, но и количественных характеристик. В этом случае модель выступает как средство соединения новых знаний с имеющимися, желаемого состояния или деятельности, которую еще предстоит реализовать, с теми, где цель, как и алгоритм деятельности по ее достижению, уже есть.. Такие модели в теории моделирования называют познавательными ; они служат средством управления и организации практических действий, способом представления образцов действий или их результата.

В педагогике системный подход определяет систему организации образования, систему педагогического мышления; для управления течением любого педагогического процесса должна существовать соответствующая педагогическая система, представляющая собой системную модель образовательного процесса. Одним из направлений модернизации образования является развитие системного педагогического мышления; В.П. Беспалько рассматривает историю развития и совершенствования педагогики и школы ("педагогические эпохи") как историю совершенствования педагогических систем и педагогических технологий, а каждую педагогическую систему - как концепцию образования и основу педагогической технологии. Принцип системности является регулятивным требованием и к разработке концепции образования, и к построению системы образования и ее подсистем - системы общего образования, системы профессионального образования (и ее подсистем), системы содержания образования, системы его целей, системы принципов обучения, дидактическая система и система воспитания; методические системы, система материала в учебнике, система методов обучения, система педагогической диагностики, система (структура) педагогического процесса, инновационная система управления качеством образования и др.

1.2. Понятие педагогической системы

Ниже представлены различные определения понятия педагогической системы (табл. 1).

Педагогике свойственна многогранность, сложное структурное строение. Это обуславливает ряд проблем, возникающих при исследовании. Решить их и позволяют существующие в науке подходы. Педагогике системный, личностный приемы анализа позволяют сконструировать наиболее адекватные модели взаимодействия преподавателя и ученика.

Общая информация

В качестве одного из основателей системного подхода выступает Карл Людвиг ф. Берталанфи. Этот австрийский биолог проживал в Америке и изучал изоморфизм в различных сферах научного познания. Формулированием идей и занимались также Чандлер, Друкер, Саймон и Богданов. Эти ученые были далеки от преподавательских дисциплин. Однако благодаря их трудам начал свое формирование .

Стоит сказать, что современная концепция существенно отличается от той, которая была распространена в прошлом. Тем не менее была заложена еще в то время. Все его элементы подчиняются единым целям.

Специфика

Системный подход в педагогике , как и в других дисциплинах, базируется на нескольких положениях: множественности, иерархичности, целостности, структуризации. В отличие от традиционной предметной техники он считается более качественным и соответствующим современным условиям. Вот почему системный подход является общенаучным принципом педагогики . Иерархичность выражается во взаимной подчиненности одних элементов другим. Структуризация проявляется в объединении компонентов в подгруппы, между которыми устанавливаются определенные связи.

Характеристика

Образование, выступая как педагогическое явление, рассматривается как процесс и результат принятия и усвоения системы знаний. Оно направлено на удовлетворение интересов и потребностей государства, общества и отдельного человека. Образование - это многообразная индивидуально-ориентированная работа субъектов. Оно обеспечивает самореализацию и самоопределение человека в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Соответственно, образование само по себе выступает как система.

Заключение

Как указывает профессор Галина Коджаспирова, системный подход в педагогике ориентирован на выявление всего многообразия элементов, исследуемых в образовательных процессах, и их связей. Для этого необходимо провести достаточно масштабную работу. Рассматривая педагогику как систему, важно не только выявить компоненты и их связи, но и провести их классификацию, определить структуру и организацию науки, установить пути и средства управления ею как единым образованием.

Похожие публикации