Презентация: Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки. Презентация на тему "латинская америка" Технологическая карта урока

Класс: 11

Презентация к уроку








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебно-воспитательные задачи:

– Сформировать понятие и представление о Латинской Америке, как историко-культурном и историческо-географическом регионе.
– Сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, их особенностях экономико-географического положения.

Развивающие:

– Развивать умение оформлять ответ в виде схемы.
– Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику странам.
– Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать.

Оборудование:

  • Настенная политическая карта мира, атлас, мультимедийный проектор.
  • Раздаточный материал для учащихся: ТПО(примеч. Материалы Фестиваля 2009-2010г.) технологическая карта, тест.
  • Методы формы учебной деятельности: частично-посковый, эвристическая беседа.
  1. Презентация “ Особенности стран Латинской Америки”.
  2. План изучения территории.
  3. Сам. работа с ТПО (тетрадь с печатной основой).
  4. Изученик нового материала Состав региона.
  5. Работа по карте у доски “Особенности географического положения материка Южная Америка”.
  6. История открытия региона. Формирование политической карты.
  7. Разнообразие стран Латинской Америки (с.р., схема).
  8. Задания-загадки.
  9. Тест.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня, мы начнём наш урок не совсем обычно, сначала мы совершим виртуальное путешествие по некоторым странам. Перед вами стоит задача: после просмотра презентации ответить на вопрос: Какой регион мы будем сегодня изучать?

2. Показ Презентации. (1-14 слайд )

3.

После просмотра детям задаётся вопрос.

– Ребята, вы определили, с каким регионом мы будем сегодня знакомиться? (Латинская Америка)-(слайд 15).

– Покажите его на карте. (слайд 16)

– Давайте вспомним план, по которому мы даём характеристику региона.

учебник стр.330: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы; население; хозяйство, территориальная структура; характеристика крупнейших стран (Бразилия); охрана окружающей среды и экологические проблемы.

– Итак, назовите тему нашего урока. “ Территория, границы, положение региона на политической карте ” – запишите в тетрадь.(слайд 17)

– Цель нашего урока: Изучить состав региона, закрепить умение определять географическое положение стран и их особенности.

Чтобы перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что нам уже известно о странах данного региона.

Для этого откройте ТПО (Тема 5, блок 1, работа по вариантам).

4.

Самостоятельная работа учащихся с ТПО (10мин.). Приложение 1

5. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

– Что входит в состав Латинской Америки?

Латинской Америкой называют регион Западного полушария между США и Антарктидой. В него входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индии и Южной Америки. Причём, Мексику, Вест– Индию и Центральную Америку часто объединяют в субрегион Карибских стран. Всего в состав региона входит 33 суверенных государства, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. (Это маленькие острова в Карибском море).

Территория Латинской Америки протягивается с севера на юг на 13 тыс. км., а с запада на восток до 5 тыс. км.

В какой части света расположен регион? (Америка), что в неё входит? (два материка).

– В честь какого путешественника названа Америка? (Америго Веспуччи).

– Ребята, кто открыл материк Южная Америка?(Христофор Колумб). Х.Колумб жил в Португалии. Он решил открыть путь в Индию западным путём. Впервые он открыл Багамские острова, один из которых он назвал Сан-Сальвадор.Так как он искал путь в Индию, туземцев стали называть индейцами. Открытые им табак и картофель на острове Куба, завоевали потом весь мир. С открытием новых земель (15-17века) началась эпоха их колонизации испанцами и португальцами.

– Как вы понимаете слово колонизация? (захват, освоение новых земель).

6. История заселения, освоения региона.Формирование политической карты: Название “Латинская Америка” происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова– испанцев, португальцев. Которые в 15-18 веках завоевали эту часть Америки и колонизовали её.

До прихода сюда европейцев на материке существовали развитые государства: ацтеков (слайд 18 )со столицей Теночтитлан, территория современной Мексики и майя (слайды 19,20) на полуострове Юкатан (Мексика), а также империя инков (слайды 21,22) на западном побережье Южной Америки (Перу, Эквадор) со столицей в Куско.

Все эти цивилизации были уничтожены с приходом европейских колонизаторов.

Большая часть современных государств Латинской Америки– это бывшие колонии Испании, а Бразилия– бывшая португальская колония.

Найдите тому подтверждение в атласе с….(правильно, только в Бразилии– население говорит на португальском языке, на остальной территории господствует испанский язык).

Есть ли в этом регионе развитые страны? (нет).

Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся.

6.

Обратите внимание на схему, которую нужно кратко заполнить, применяя условные знаки. По мере заполнения схемы в тетради, заполним схему на доске.

– Что послужило основой выделения региона Латинская Америка? (с.331 уч.)

– Особенности проведения границ между странами.

– Составить схему “ Разнообразие стран Латинской Америки”.

(Слайд 23 )

7

. Работа по карте: Задания-загадки.

А) Государство омываеся двумя океанами, образующими у терриории два залива. С

севера оно граничит с одной более развитой в экономическом оношении страной.

Назвать страну, заливы, пограничное государство. (Мексика слайды 24-27).

Б) На территории этой страны расположена самая сухая пустыня мира-Атакама. Ей принадлежит остров в Тихом океане – о.Пасхи (слайды 28-32 ).

В) Часть территории страны имеет суровый климат. Территория носит название Патагония.(Аргенина слайд 33).

Г) На территории этой страны находится самый высокий водопад в мире– Анхель.

(Венесуэла слайд 34).

Д) Страна где выращивают тростник, какао-бобы и сырьё для химической промышл енности.(Бразилия слайд 35-36).

Е) Отгадай картинку. (Куба слайд 37-40 ).

8.

Закрепленние материала: ТЕСТ. Приложение 3

9.

Подведение итога урока.

Ребята, сегодня мы изучили особенности географического положения стран Латинской Америки. Скажите, на что же влияют особенности территории? (На разнообразие природных условий и наличие природных ресурсов, которые определяют специализацию хозяйства).Значит тема нашего следующего урока: “Природные ресурсы”.

Д/З

.

– Повторите виды природных ресурсов, выполните практическую работу на к/к “Особенности стран ”. Найдите на карте “географические имена”, выпишите их и нанесите на к/к.

Что такое нефть. Много возражений. Некоторые высказывания вспоминаются сейчас только как курьезы. Ряд высказываний и теоретических схем, созданных на заре развития. Трудно сказать откуда взялась нефть. Переходы из жидкой в газообразную или твердую фазу и обратно. Происхождение нефти – одна из труднейших проблем естествознания. В недрах Земли давление возрастает очень быстро. Д. И. Менделеев, как он сам пишет, был поражен параллелизмом.

«Расовый и половозрастной состав населения» - Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Алжир Афганистан Парагвай Дания. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием ………… Трудовые ресурсы. 4. Мужское население преобладает в странах: Основные расы. Половой состав населения мира. 5.Регион мира с преобладанием мужчин над женщинами: Сформулируйте вопросы к диаграммам. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности.

«Достопримечательности Казахстана» - Городище Отрар. Алматинская телебашня Кок Тюбе. Рахмановские ключи. Большое Алматинское озеро. Казахстана. Гостиница «Казахстан» в Алма-Ате. Петроглифы Тамгалы-Тас. Городище Сауран. Байтерек. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Вознесенский собор Алма-Аты. Мавзолей Арыстын-Баба. Монумент независимости Казахстана. Озеро Балхаш. Трон и поляна Абылай Хана.

«Особенности экономического развития Японии» - Положение страны. Показатели промышленного производства. Полезные ископаемые. Структура ВВП Японии. Сравнение Японии и Индии. Индия. Горный рельеф. Особенность ЭГП. Методы исследования. Анализ. Сфера услуг. Высокий экономический потенциал. Почему Япония стала экономически развитым государством. Современные технологии.

«Процесс урбанизации» - Функции. Современный город. ОАЭ. Концентрация населения. Крупнейшие агломерации мира. Фото-викторина. Города – это добро или зло. История возникновения городов. Города отличаются многоэтажностью застроек и планировкой. Темпы и уровни урбанизации. Городские агломерации. «расползание» городов. Первые города. Представление об урбанизации. Быстрые темпы роста. Урбанизация. Рост городов. Города возникли в глубокой древности.

«Общая характеристика Зарубежной Европы» - Религиозный состав. Ресурсы. Природные ресурсы. ЕС – Европейский Союз. НАТО. Транспорт. Алюминиевая промышленность. Химическая промышленность. Национальный состав – пестрота. Плотность населения. Зарубежная Европа. Выберите страну с монархической формой правления. Наибольший уровень урбанизации в Зарубежной Европе. Отдых. Голландия. Урбанизация. Политическая карта. Территория, границы, ЭГП. Сельское хозяйство.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Латинская Америка – регион, расположенный между США и Антарктидой. В него входят: Мексика страны Центральной Америки Вест-Индия Южная Америка Площадь – 21 млн.кв.км Население – 520 млн.человек

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Страны Южной Америки Аргентина Бразилия Боливия Венесуэла Гайана Гвиана (Французская) Колумбия Парагвай Перу Суринам Уругвай Чили Эквадор

5 слайд

Описание слайда:

Мексика и Центральная Америка Мексика Белиз Гватемала Гондурас Коста-Рика Никарагуа Панама Сальвадор

6 слайд

Описание слайда:

Вест-Индия (Карибские страны) 1) Багамские острова 2) Гаити 3) Доминиканская республика 4) Куба 5) Ямайка

7 слайд

Описание слайда:

В Латинской Америке преобладают унитарные государства, но самые крупные страны - федерации Аргентина Мексика Венесуэла Бразилия Сент-Китс и Невис

8 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика стран Латинской Америки Страны Латинской Америки – бывшие колонии Португалии и Испании Страны Латинской Америки стали независимыми в начале XIX в. Этнический состав: индейцы, европейские переселенцы (креолы), африканцы Высокие темпы роста населения, большая доля молодежи Экономическая зависимость от США Религиозный состав – в большинстве католики

9 слайд

Описание слайда:

Природные ресурсы Латинской Америки Богатые природные ресурсы Нефть Венесуэла, Мексика, Эквадор Железная руда Бразилия, Венесуэла, Чили, Перу, Мексика Медная руда Чили, Перу, Мексика Бокситы Ямайка, Суринам, Бразилия Драг. металлы Колумбия, Бразилия, Перу Значительные гидроресурсы Тропические леса Рекреационные ресурсы

10 слайд

Описание слайда:

Площадь Латинской Америки. Состав. Политическая карта региона. S = 21 млн. км2 В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов: 1 – Мексика; 2 – Страны Центральной Америки; 3 – Страны Вест-Индии; 4 – Андские страны; 5 – Страны бассейна Ла-Платы; 6 – Бразилия. Состав субрегионов Латинской Америки. Мексика Центральная Америка Вест-Индия Андские страны Страны бассейна Ла-Платы Бразилия Мексика Гватемала Сальвадор Гондурас Белиз Никарагуа Коста-Рика Панама Куба, Гаити, Доминиканская Республика, Багамские острова, Ямайка, Барбадос, Суринам и др. Венесуэла Колумбия Эквадор Перу Боливия Чили Парагвай Уругвай Аргентина Бразилия

11 слайд

Описание слайда:

46 государств 33 суверенных государств В настоящее время в пределах региона распо-ложено 46 государств и владений некоторых стран Европы и США. Независимых государств в регионе 33. По форме правления страны Латинской Аме-рики отличаются большой однородностью. Все они являются республиками. Особое место занимает Куба – единственная страна региона, относящаяся к социалистическим государствам. По форме административно-территориально-го устройства в Латинской Америке преоб-ладают унитарные государства. Четыре самых крупных её страны и одно государство Вест-Индии имеют федеративное устройство. Республики УНИТАРНЫЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.

12 слайд

Описание слайда:

График. Динамика роста численности населения Латинской Америки. ЗАДАНИЕ. Проанализируйте график динамики роста численности населения Латинской Америки и ответьте на следующие вопросы: 1. Какова численность населения Латинской Америки? 2. Во сколько раз воз-росла численность населения региона с начала ХХ века? 3. Сравните динамику роста численности населения Латинской Америки с другими регионами.

13 слайд

Описание слайда:

Естественный прирост населения Латинской Америки. Воспроизводство населения и естественный прирост. Карты атласа стр. 10-11. Проанализировав карты и диаграмму, можно сделать вывод, что для Лат. Амери-ки характерен II тип восп-роизводства. Это влияет на численность и возрастную структуру населения регио-на. 1. Рассмотрим тематическую карту «Рождаемость». Как видно, на карте преобладающий цвет – желтый, следовательно, число родившихся за год на 1000 жителей Лат. Америки составляет в среднем 25 чел. (Рассмотрев карту, щелкни мышку 2 раза). 2. Рассмотрим тематическую карту «Смертность». Как видно, на карте преобладает светло-зелёная окрас-ка, следовательно, число умерших за год на 1000 жителей Лат. Америки составляет в среднем 7 чел. «Рождаемость» «Смертность» Теперь проанализируем, полученные сведения из карт и рассмотрим диаграмму «Естественный прирост». Зелёный столбик показывает количество родившихся за год на 1000 жителей (25), синий столбик – количество умерших за год на 1000 жителей (7). А сиреневый столбик показывает разницу между числом родившихся и умерших (25 – 7 = 18). Значит численность населения Лат. Америки растет со скоростью 18 чел. на 1000 жителей в год. («Если тебе не лень?» Рассчитайте, зная численность населения Лат. Америки на 2000 г, сколько жителей стало в это регионе в 2001 и т.д.). Щелкни мышкой 2 раза.

14 слайд

Описание слайда:

Для этнического расового состава населения Латинской Америки ха-рактерна большая сложность, что связано с особенностью её историчес-кого развития. Многие представители крупных этносов образовались в этом регионе уже в новое время. В их формировании участвовали три главных элемента: коренное индейское население, эмигранты из стран Европы и рабы, вывозившиеся из Африки. Мачу-Пикчу – древний город инков. Древний храм ацтеков. Сохранившиеся памятники доколумбового периода свидетельствуют о высоком уровне развития культуры ацтеков, майя и инков. Эта культура была полностью разрушена испано-португальскими завоевателями. Эрнандес Кортес в 1521 г. с невероятной жестокостью разрушил государство ацтеков. Франциско Писсаро с такой же жестокостью уничтожил государство инков. В 1532 г. он обманным путем захватил Верховного Инку Атаульпу, который в обмен на свою свободу предложил неслыханный выкуп: заполнить золотом комнату, в которой он был в заклю-чении. Верховный Инка сдержал свое слово, но испанцы, получив золото, казнили его. До прибытия Колумба численность коренного населения составляла 20 млн. чел., а в 1521 г. – 7,3 млн. чел.

15 слайд

Описание слайда:

Почти полное истребление индейцев поставило перед колонизаторами вопрос о рабочей силе, который был разрешен путем ввоза негров-рабов из Африки. Общая численность привезенных в Америку негров составила 10 млн. чел. Так сложились три главных расово-этнических элемента. КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ АФРИКАНЦЫ ИЦТЕКИ МАЙЯ ИСПАНЦЫ, ПОРТУГАЛЬЦЫ (КРЕОЛЫ) МЕТИСЫ МУЛАТ САМБО

16 слайд

Описание слайда:

Более однородный. Преобла-дает испанский и португальс-кий языки. Испанский язык служит государственным в 18 странах (250 млн. чел.). Порту-гальский язык в одной стране Бразилии - 170 млн. чел. В Мек-сике, Боливии, Парагвае наряду с испанским языком официаль-ными считаются – ацтекский, кечуа.

17 слайд

Описание слайда:

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ: - наименее заселенный регион мира со средней плотностью 25 чел. на км. кв.; сильно выражена не-равномерность разме-щения; высока доля высоко-горного населения.

18 слайд

Описание слайда:

УРБАНИЗАЦИЯ Характерна ложная ур-банизация. Формирование трущобных районов, «по-ясов нищеты», в которых живет до 50% населения многих городов. Крупнейшие города с населением более 10 млн. чел.

19 слайд

Описание слайда:

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Долгое время промышленность ре-гиона характеризовалась в первую очередь развитием горно-добывающих отраслей. Однако, в последнее время ведущая роль стала переходить к обрабатывающей промышленности (особенно черная, цветная метал-лургия, нефтепереработка, а так же электроника и машиностроение). В Бразилии получили развитие электроника, автомобиле-, судо-, самолетостроение; в Мексике, Арген-тине – производство автомобилей, станков. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Представлено двумя совершенно разными секторами. Первый сектор – это высокотоварное, плантационное хозяйство. Крупнейшие в мире производители бананов – Коста-Рика, Колумбия, Эк-вадор, Гондурас, Панама. На судах-рефрижераторах весь сбор бананов вывозится в Европу, США, причем по дороге они дозревают. На Кубе 1/2 всех обрабатываемых земель занята плантациями сахарного тростника. Сахарные заводы производят более 5 млн т сахара в год. Сахарная промышленность – отрасль специализации Кубы. Второй сектор – это потребительское малотоварное хозяйство, не затронутое «зелёной революцией». Крестьяне, занятые в нём выращивают кукурузу, маниоку, фасоль, овощи, картофель.

23 слайд

Описание слайда:

Особенности экономики стран Латинской Америки По уровню развития опережают развивающиеся страны Азии и Африки Снижается доля с/х, растет доля обрабатывающей промышленности В добывающей промышленности 80% - добыча топлива, 20% - рудного сырья На Бразилию, Мексику, Аргентину приходится 2/3 промышленного производства В с/х высокотоварные хозяйства сочетаются с мелкотоварным Ведущая отрасль с/х – растениеводство, монокультурность С/х занимает относительно высокую долю в ВВП, особенно в Центральной Америке Специализация в с/х: Кофе – Бразилия, Колумбия, Гватемала Сахар – Гайана, Куба, Белиз Бананы – Эквадор, Гондурас, Панама Пшеница - Аргентина

Слайд 1

Латинская Америка

Слайд 2

Название «Латинская Америка», которое закрепилась в 30-е годы XX в., связано с тем, что большинство жителей региона разговаривает на испанском или португальском языках (возникли от латыни), а также с тем, что романские («латинские») страны Европы заметно повлияли на формирование его культуры. Наиболее благоприятный ЭГП имеют страны, расположенные в Центральной Америке и на островах Карибского моря Выход к Тихому и Атлантическому океанам, по которым проходят важные мировые морские пути

Слайд 3

Регион Латинская Америка занимает 21 млн. кв.км. с населением 561 млн.человек. Расположено 33 суверенных государства, все относятся к числу развивающихся.

Слайд 4

46 государств
33 суверенных государств
Политическая карта региона
В пределах региона расположено 46 государств и владений некоторых стран Европы и США. Независимых государств в регионе 33. По форме правления все страны являются республиками. Особое место занимает Куба – единственная страна региона, относящаяся к социалистическим государствам. По форме административно-территориального устройства в преобладают унитарные государства. Четыре самых крупных её страны и одно государство Вест-Индии имеют федеративное устройство.
Республики
УНИТАРНЫЕ
ФЕДЕРАТИВНЫЕ
Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.

Слайд 5

Страны восточной части Южной Америки Страны горного запада Южной Америки Страны Центральной Америки и островов Карибского моря Мексика
- Равнинные территории с благоприятными почвенно-климатическими условиями - Значительные лесные и водные ресурсы - Месторождения железной и марганцевой руд, бокситов, нефти - Природные условия меняются с высотой - Месторождения цветных металлов, серебра, сурьмы, бериллия, бокситов, железной руды - В Чили селитра - Реки богатые гидроресурсы -Благоприятные условия для выращивания тропических культур - Значительные лесные ресурсы - Бедная на полезные ископаемые - Значительные залежи бокситов на островах - Природные условия разнообразны - Богатая нефтью, газом, серебром, золотом, железными рудами, серой - Недостаток воды
Природные ресурсы

Слайд 6

Латинская Америка – регион переселенческого типа

Слайд 7

График. Динамика роста численности населения Латинской Америки.
Население Латинской Америки
ЗАДАНИЕ. Проанализируйте график и ответьте на следующие вопросы: 1. Какова численность населения Латинской Америки? 2. Во сколько раз воз-росла численность населения региона с начала ХХ века? 3. Сравните динамику роста численности населения Латинской Америки с другими регионами.

Слайд 8

Естественный прирост населения Латинской Америки.
Воспроизводство населения и естественный прирост.
Для Лат. Америки характерен II тип воспроизводства. Это влияет на численность и возрастную структуру населения региона.
«Рождаемость»
«Смертность»

Слайд 9

Этнический состав
Многие представители крупных этносов образовались в этом регионе уже в новое время. В их формировании участвовали три главных элемента: коренное индейское население, эмигранты из стран Европы и рабы, вывозившиеся из Африки.
Сохранившиеся памятники доколумбового периода свидетельствуют о высоком уровне развития культуры ацтеков, майя и инков. Эта культура была полностью разрушена испано-португальскими завоевателями. Эрнандес Кортес в 1521 г. с невероятной жестокостью разрушил государство ацтеков. Франциско Писсаро с такой же жестокостью уничтожил государство инков. В 1532 г. он обманным путем захватил Верховного Инку Атаульпу, который в обмен на свою свободу предложил неслыханный выкуп: заполнить золотом комнату, в которой он был в заключении. Верховный Инка сдержал свое слово, но испанцы, получив золото, казнили его. До прибытия Колумба численность коренного населения составляла 20 млн. чел., а в 1521 г. – 7,3 млн. чел.

Слайд 10

Почти полное истребление индейцев поставило перед колонизаторами вопрос о рабочей силе, который был разрешен путем ввоза негров-рабов из Африки. Общая численность привезенных в Америку негров составила 10 млн. чел. Так сложились три главных расово-этнических элемента.
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
АФРИКАНЦЫ
ИЦТЕКИ МАЙЯ
ИСПАНЦЫ, ПОРТУГАЛЬЦЫ (КРЕОЛЫ)
МЕТИСЫ
МУЛАТ
САМБО

Слайд 11

Испанский язык служит государственным в 18 странах (250 млн. чел.). Португальский язык в одной стране Бразилии - 170 млн. чел. В Мексике, Боливии, Парагвае наряду с испанским языком официальными считаются – ацтекский, кечуа.

Слайд 2

ПЛАН УРОКА:

1. Территория, состав и политическая карта Латинской Америки.

2. Население Латинской Америки:

  • динамика роста численности;
  • воспроизводство;
  • этнический состав;
  • языковой состав;
  • размещение населения.

3. Хозяйство.

Слайд 3

Площадь Латинской Америки.

S = 21 млн. км2

Состав. Политическая карта региона.

В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов:

1 – Мексика;

2 – Страны Центральной Америки;

3 – Страны Вест-Индии;

4 – Андские страны;

5 – Страны бассейна Ла-Платы;

6 – Бразилия.

Слайд 4

Политическая карта региона

46 государств

33 суверенных государств

  • В настоящее время в пределах региона расположено 46 государств и владений некоторых стран Европы и США. Независимых государств в регионе 33.
  • По форме правления страны Латинской Америки отличаются большой однородностью. Все они являются республиками. Особое место занимает Куба – единственная страна региона, относящаяся к социалистическим государствам.
  • По форме административно-территориально-го устройства в Латинской Америке преоб-ладают унитарные государства. Четыре самых крупных её страны и одно государство Вест-Индии имеют федеративное устройство.

Республики

  • УНИТАРНЫЕ
  • ФЕДЕРАТИВНЫЕ
    • Бразилия,
    • Мексика,
    • Аргентина,
    • Венесуэла,
    • Сент-Китс и Невис.
  • Слайд 5

    • Латинская Америка - часть планеты Земля, часть планеты людей.
    • График. Динамика роста численности населения Латинской Америки.
    • Население Латинской Америки
    • ЗАДАНИЕ.

    Проанализируйте график динамики роста численности населения Латинской Америки и ответьте на следующие вопросы:

    1. Какова численность населения Латинской Америки?

    2. Во сколько раз воз-росла численность населения региона с начала ХХ века?

    3. Сравните динамику роста численности населения Латинской Америки с другими регионами.

    Слайд 6

    Воспроизводство населения и естественный прирост

    • Естественный прирост населения
    • Латинской Америки.
    • Карты атласа стр. 10-11.
    • Проанализировав карты и диаграмму, можно сделать вывод, что для Лат. Амери-ки характерен II тип восп-роизводства. Это влияет на численность и возрастную структуру населения регио-на.

    1. Рассмотрим тематическую карту «Рождаемость». Как видно, на карте преобладающий цвет – желтый, следовательно, число родившихся за год на 1000 жителей Лат. Америки составляет в среднем 25 чел. (Рассмотрев карту, щелкни мышку 2 раза).

    2. Рассмотрим тематическую карту «Смертность». Как видно, на карте преобладает светло-зелёная окрас-ка, следовательно, число умерших за год на 1000 жителей Лат. Америки составляет в среднем 7 чел.

    • Теперь проанализируем, полученные сведения из карт и рассмотрим диаграмму «Естественный прирост». Зелёный столбик показывает количество родившихся за год на 1000 жителей (25), синий столбик – количество умерших за год на 1000 жителей (7). А сиреневый столбик показывает разницу между числом родившихся и умерших (25 – 7 = 18). Значит численность населения Лат. Америки растет со скоростью 18 чел. на 1000 жителей в год. («Если тебе не лень?» Рассчитайте, зная численность населения Лат. Америки на 2000 г, сколько жителей стало в это регионе в 2001 и т.д.).
  • Слайд 7

    Этнический состав населения

    • Для этнического расового состава населения Латинской Америки характерна большая сложность, что связано с особенностью её исторического развития. Многие представители крупных этносов образовались в этом регионе уже в новое время. В их формировании участвовали три главных элемента: коренное индейское население, эмигранты из стран Европы и рабы, вывозившиеся из Африки.
    • Мачу-Пикчу – древний город инков.
    • Древний храм ацтеков.
    • Сохранившиеся памятники доколумбового периода свидетельствуют о высоком уровне развития культуры ацтеков, майя и инков.
    • Эта культура была полностью разрушена испано-португальскими завоевателями.
    • Эрнандес Кортес в 1521 г. с невероятной жестокостью разрушил государство ацтеков. Франциско Писсаро с такой же жестокостью уничтожил государство инков. В 1532 г. он обманным путем захватил Верховного Инку Атаульпу, который в обмен на свою свободу предложил неслыханный выкуп: заполнить золотом комнату, в которой он был в заклю-чении. Верховный Инка сдержал свое слово, но испанцы, получив золото, казнили его.
    • До прибытия Колумба численность коренного населения составляла 20 млн. чел., а в 1521 г. – 7,3 млн. чел.
  • Слайд 8

    • Почти полное истребление индейцев поставило перед колонизаторами вопрос о рабочей силе, который был разрешен путем ввоза негров-рабов из Африки. Общая численность привезенных в Америку негров составила 10 млн. чел.
    • Так сложились три главных расово-этнических элемента.
      • КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ
      • ЕВРОПЕЙСКИЕ
      • ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
      • АФРИКАНЦЫ
      • ИЦТЕКИ МАЙЯ
      • ИСПАНЦЫ,
      • ПОРТУГАЛЬЦЫ
      • (КРЕОЛЫ)
      • МЕТИСЫ
      • МУЛАТ
      • САМБО
  • Слайд 9

    Языковой состав

    • Более однородный. Преобладает испанский и португальский языки. Испанский язык служит государственным в 18 странах (250 млн. чел.). Португальский язык в одной стране Бразилии - 170 млн. чел. В Мексике, Боливии, Парагвае наряду с испанским языком официальными считаются – ацтекский, кечуа.
  • Слайд 10

    ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ:

    • наименее заселенный регион мира со средней плотностью 25 чел. на км. кв.;
    • сильно выражена не-равномерность разме-щения;
    • высока доля высоко-горного населения.
  • Слайд 11

    УРБАНИЗАЦИЯ

    • Характерна ложная ур-банизация. Формирование трущобных районов, «по-ясов нищеты», в которых живет до 50% населения многих городов.
    • Крупнейшие города с населением
    • более 10 млн. чел.
  • Слайд 12

    Хозяйство Латинской Америки

    • Латинскую Америку можно отнести к промышленно развитым регионам, хотя все его страны, принято относить к группе развивающихся.
    • Доля региона в мировом валовом продукте составляет 8,5%.
    • 4/5 всей промышленной продукции приходится на тройку экономических лидеров – Бразилию, Мексику, Аргентину.
    • В мировом сельскохозяйственном производстве региону принадлежит видное место.
  • Слайд 13

  • Слайд 14

    ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    • Долгое время промышленность региона характеризовалась в первую очередь развитием горно-добывающих отраслей. Однако, в последнее время ведущая роль стала переходить к обрабатывающей промышленности (особенно черная, цветная металлургия, нефтепереработка, а так же электроника и машиностроение).
    • В Бразилии получили развитие электроника, автомобиле-, судо-, самолетостроение; в Мексике, Арген-тине – производство автомобилей, станков.
    • Хозяйство Латинской Америки.
    • Промышленность и сельское хозяйство.

    СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

    • Представлено двумя совершенно разными секторами.
    • Первый сектор – это высокотоварное, плантационное хозяйство. Крупнейшие в мире производители бананов – Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Гондурас, Панама. На судах-рефрижераторах весь сбор бананов вывозится в Европу, США, причем по дороге они дозревают. На Кубе 1/2 всех обрабатываемых земель занята плантациями сахарного тростника. Сахарные заводы производят более 5 млн т сахара в год. Сахарная промышленность – отрасль специализации Кубы.
    • Второй сектор – это потребительское малотоварное хозяйство, не затронутое «зелёной революцией». Крестьяне, занятые в нём выращивают кукурузу, маниоку, фасоль, овощи, картофель.
  • Слайд 15

    Хозяйство Латинской Америки. Транспорт

    • Транспортная оснащенность Латинской Америки слабая. Недостаточно развиты внутренний вод-ный, трубопроводный транспорт, несмотря на большую протяженность железных дорог их пропускная способность очень низкая, лучше развит – воздушный и автомобильный. Огромную роль играет морской транспорт и морские порты, все дороги в регионе ведут к морскому порту.
    • Грузовой состав. Бразилия.
      • Дорога в Андах.
      • Панамский канал.
      • Гужевой транспорт.
      • Речные трамваи.
  • Посмотреть все слайды

    Похожие публикации