Точность как качество грамотной речи. Open Library - открытая библиотека учебной информации Вопросы для самопроверки

Тире ставится на месте пропуска между членами предложения:

Выберите один ответ:

Мой брат _ мастер на все руки.

Этот офицер _ не чета вам, он принес России славу.

Учиться _ всегда пригодится.

Он _ староста нашего класса.

Укажите предложения с ошибкой в образовании формы слова

Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый

На сто первом километре от Москвы размещали людей, не имевших прописки

В двухтысяча девятом году был создан автомобиль-лаборатория по идентификации фальшивых лекарств

Штрафу в шестьдесят тысяч рублей подвергаются чиновники, употребляющие нецензурную лексику

Определите, к какому функциональному стилю относится данный отрывок: «Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией»

Выберите один ответ:

официально-деловой стиль

научный стиль

разговорный стиль

публицистический стиль

Нарушение логики речи присутствует в предложении:

Выберите один ответ:

Автобус перевернулся вследствие сильного снегопада.

Статьи лингвистических словарей отличаются от словарей энциклопедических.

Дети больше любят смотреть телевизор, чем читать книги.

Угонщик не смог справиться с угнанным автотранспортным средством.

Выберите один ответ:

Князь говорил мне, что (заработав денег) мы поплывём до Батума.

Солнечные блики от воды бежали по берегам (потухая в кронах деревьев).

(Однако) пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

(Отвернувшись) он стал смотреть на другой берег.

Определите, в каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении

Выберите один ответ:

Пароход задрожал от резких ударов винта и боком пристал к дебаркадеру

Гость передачи имел настолько респектабельную внешность и уверенный вид, что задавать ему каверзные вопросы казалось просто неуместным

При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало меланхоличным и восторженным

На главной площади средневекового города возвышался собор в готическом стиле

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит прямой вопрос, то между частями ставится:

Выберите один ответ:

точка с запятой

двоеточие

Непроизносимый согласный есть в слове:

Выберите один ответ:

аген…ство

дерма…тин

бескомпромисс…ность

преце…дент

Буква А пишется в слове:

Выберите один ответ:

разг…раться

подр…внять волосы

выск…чить

Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению - это…

Выберите один ответ:

синонимы

антонимы

паронимы

Уместность речи тесно связана

Выберите один ответ:

со стилем речи, в рамках которого реализуется высказывание

с информативной насыщенностью речи

с языковой нормой

с доступностью речи

В каком предложении слова в скобках не нужно выделять запятыми?

Выберите один ответ:

Её взгляд (обращённый к новому пейзажу за окном поезда) казался счастливым

Рабочие не разбрелись по городу, но (выйдя их вагонов) выстроились и пошли прямо на комбинат

Под ногами похрустывает (пахнущий влажной свежестью) мартовский снег

Лось (этот лесной великан) способен преодолевать значительные расстояния

Употребление в словосочетании лишнего слова - это:

Выберите один ответ:

тавтология

плеоназм

гипербола

Назовите предложение, не содержащее ошибки в образовании формы слова

Выберите один ответ:

Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

Последнюю полсотню метров спринтеры пробежали молниеносно.

Подойдем поближе к этим троим студенткам.

Фонды материального поощрения позволяют более гибко подходить к группе риска.

Тавтология - это…

Выберите один ответ:

стилистическая ошибка, которая состоит в том, что при описании реалий прошлого используются лексические и фразеологические средства, обозначающие реалии современности

стилистическая ошибка, которая состоит в повторении в узком контексте однокоренных слов или форм одного и того же слова

стилистическая ошибка, которая состоит в повторении в узком контексте слов, семантически дублирующих друг друга

стилистическая ошибка, которая состоит в неоправданном пропуске необходимого члена предложения или части высказывания

Культура речи - это раздел языкознания, изучающий…

Выберите один ответ:

совокупность правил русской речи

коммуникативные качества речи

нормы речи

средства общения

Правила произношения отдельных звуков и их сочетаний регламентируют … нормы

Выберите один ответ:

морфологические

лексические

орфоэпические

стилистические

Нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа имеют существительные

макароны

Систематизация норм языка и их письменная закрепленность в словарях называется…

Выберите один ответ:

орфография

пунктуация

редактирование

кодификация

Определите, к какому функциональному стилю относится данный отрывок: «Серьёзным подспорьем в освещении проблемы происхождения славянских языков является топонимика. Топонимика широко используется в этногенетическоих исследованиях. История топонимики на славянской территории и прилегающих к ней землях достаточно сложна. Эти районы являются районами древнего заселения. Крупные топонимические объекты: большие реки, озёра, горы и т. д. - получили свои наименования во времена, предшествовавшие образованиям праславян, прабалтов, прагерманцев. Обычно эти наименования передавались с различными вариациями от одного этноса к другому»

Выберите один ответ:

научный стиль

официально-деловой стиль

разговорный стиль

публицистический стиль

В каких словах выделенной согласной букве перед Е соответствует твердый согласный звук

Терапевт

бизнесМен

МеНеджер

В каком ряду есть слово с неверно поставленным ударением?

Выберите один ответ:

ходАтайство, избаловАть, инспекторА

договОры, аристокрАтия, положИть

христианИн, диспансЕр, обострИть

обеспечЕние, газирОванный, принЯть

Разделительный Ъ пишется в словах:

кон…юнктура

двух…ярусный

интер…ер

об…ективный

Определите, к какому функциональному стилю относится данный отрывок: «Набережные Челны, похоже, решили побороться за возвращение городу славного имени Брежнева. Уже сделана весомая заявка: на днях здешний горсовет отказался от запланированных всенародных выборов мэра. Леонид Ильич, чьё имя город носил шесть лет, был бы очень доволен. Верной дорогой идут товарищи.»

Выберите один ответ:

официально-деловой стиль

научный стиль

публицистический стиль

разговорный стиль

В предложении « Он укрыл ее плащ-палаткой» нарушены

Выберите один ответ:

лексические нормы речи

нормы построения предложения

нарушена точность речи

грамматические нормы речи

На месте сочетания букв ЧН произносится [шн] в словах

Коричневый

Пустячный

Поперечный

Достаточно

Ильинична

Выберите один ответ:

агрессия

бутерброд

детектив

Укажите предложение, в котором необходимо обособить член предложения:

Выберите один ответ:

С этого времени началось нечто удивительно-нелепое

К осени в не сброшенной на зиму листве накапливалось бы много вредных для дерева солей

Наконец стало видно сворачивавшую влево хорошо наезженную дорогу

Направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье

Укажите неправильно образованную форму сравнительной степени имени прилагательного

Выберите один ответ:

более чище

самый чистый

чистейший

Правила постановки знаков препинания нарушены в предложении:

Выберите один ответ:

Курить - здоровью вредить.

Книги, написанные русскими учеными, ценятся во всем мире.

По окончании школы многие поступают в вузы.

Просвеченные солнцем в саду стояли каштаны.

Точность как качество грамотной речи предполагает сле­дующее:

1) умение ясно мыслить (логическая точность);

2) знание предмета речи (предметная точность);

3) знание значения употребляемых в речи слов (понятий­

ная точность).

1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто гото­вит письменные или устные тексты, необходимо иметь эле­ментарные представления о понятии, суждении, умозаключе­нии как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов по их специфическим при­знакам. ОЕО не совпадает с образом вещи в нашем восприя­тии и содержит только самые характерные признаки предме­та, явления. Понятие есть каркас образа, оно позволяет отли­чить предмет, явление в ряду других предметов или явлений. В языке понятие выражено словом. Когда Бог сотворил чело­века, одно из заданий, которое он дал Адаму, звучало так:

«Назови все», т.е. выработай понятие.

Следующая ступенька мышления - суждение. Оно связыва­ет понятия между собой, ведь и предметы, и явления не суще­ствуют в мире сами по себе - между ними есть определенные связи, отношения. В языке суждение выражено простым предло­жением отрицающего или утверждающего характера. Возьмем два понятия - понятие «дождь» и понятие «движение». Попы­

тавшись связать их, установить между ними отношения, мы можем создать, в зависимости от конкретных обстоятельств, Два суждения - «Дождь идет» и «Дождь не идет». Каждое будет соответствовать обстановке данного дня, времени года, положению географической точки, в которой мы находимся.

Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном же мире эти связи многогранны и очень сложны, поэтому необходимо подниматься на новую ступень мышления, учиться создавать умозаключения. Умозаключе­ние связывает два или несколько суждений. Приведём самый простой пример, используя уже созданное нами суждение «Дождь идет (не идет)». Создадим еще одно суждение из поня­тий «осень» и «движение» - «Осень наступила (не наступи­ла)». Свяжем суждения в умозаключения - «Наступила осень, и пошли дожди» или «Осень еще не наступила, и дожди пока

не идут». Умозаключение в языке выражено сложным предло­жением. Оно может быть истинным или ложным, в зависимо­сти от того, насколько точно человек может установить реаль­ные взаимоотношения предметов и явлений в мире. Приведем хрестоматийный пример ложного умозаключения. Мальчик» стоя в комнате у окна, говорит матери: «Мама, посмотри, лис­точки колышутся, и поэтому дует ветер». Связи установлены неверно, и умозаключение ложно.

2. Предметная точность опирается на глубокое знание го­ворящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Приведем пример из газеты «МК» от 25 декабря 1996 г.: «Всего во Франции 75,3% населения объяв­ляют себя католиками, 1,9% - протестантами, 1,1% - му­сульманами, 0,6% - евреями». Автору статьи невдомек, что еврей - национальность, а не конфессиональная принадлеж­ность, и необходимо было использовать слово «иудеями». Предметная точность - вежливость пишущего человека. Её отсутствие недопустимо. Основой предметной точности могут стать только обширные знания.

3. Хорошей речи необходима и понятийная точность. По­иск нужного слова - мучительный процесс, и об этом не раз писали наши классики.

В.В. Маяковский «изводил единого слова ради тысячи тона словесной руды». Н.А. Некрасов в одном из писем Л.Н. Толстому сетовал: «Мне жаль моей мыс­ли, так бедно я её поймал словом... Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из этого времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедитель­но для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т.п. Вздор! Слово есть всегда, да ум наш ленив». Неленивости ума поучимся у А.С. Пушкина. Вот ге­ний подбирает эпитет драматургу А.А. Шаховскому («Евге­ний Онегин»). Сначала двустишие звучит так:

Там вывел неутомимый Шаховской Своих комедий пестрый рой.

Определение «неутомимый» было заменено Пушкиным, очевидно, по той причине, что «неутомимость» драматурга

(а он написал 52 пьесы!) уже была выражена словом «рой». Пушкин ставит на это место слово «острый», но меняет затем и его на «колкий». Дело в том, что произведения Шаховского не были социально острыми: драматург продвигает на рус­скую сцену приемы легкой французской комедии. В резуль­тате работы всего над одним словом появляются строки, в которых каждое слово несет свою собственную нагрузку и не повторяет семантики других:

Там вывел колкий Шаховской Своих комедий пестрый рой.

Итак, понятийная точность - непременное условие созда­ния грамотного письменного или устного высказывания. Наи­более распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности, следующие:

1) употребление слова в несвойственном ему значении; «Глава фирмы пристально следит за чистотой в своем офи­

се». Слово «пристально» употреблено без учета присущего ему в языке значения - «сосредоточенно», «напряженно». Со­средоточенным и напряженным, т.е. пристальным взглядом можно смотреть на кого-либо, следить же за чем-то можно внимательно.

2) употребление в речи различного рода омонимов, порож­дающее двусмысленность текста;

«Депутаты городской думы Новороссийска приняли закон об упразднении транспортных судов». Омонимичные формы родительного падежа множественного числа существительных

«суд» и «судно» делают предложение двусмысленным.

3) употребление плеоназмов (от греч. pleonasmos - преиз­быток) - включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов.

«Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаме­нам». Одним из значений существительного «сессия» являет­ся следующее: период экзаменов в высших и средних специ­альных учебных заведениях, поэтому употребление в предло­жении уточнения «к экзаменам» избыточно.

4) употребление паронимов (от греч. para - возле + onima - имя), сходных по звучанию, но не совпадающих по значе­нию слов. Приведем небольшой список толкований парони­мов исконно русского и заимствованного происхождения, ко­

торые представляют наибольшую трудность:

Абонент (лицо, человек) - абонемент (документ);

Демократичный (подобный демократии, демократу - суд,

поступок, закон) - демократический (относящийся к де­мократии, демократу - строй, система, основа);

Дефектный (испорченный, с дефектом) - дефективный (имеющий физические или психические недостатки, не­нормальный);

Дипломатичный (тонко рассчитанный) - дипломатический (относящийся к дипломатии);

Динамичная (подвижная) - динамическая (имеющая от­ношение к динамике);

Запасный (имеющийся в качестве запаса) - запасливый (обеспечивающий себя запасом);

Оборотный (предназначенный для оборота) - оборотливый (ловкий в делах для личной наживы);

Осудить (выразить неодобрение, признать дурным что- либо) - обсудить (разобрать, обдумать, высказывая свои соображения);

Наследие (то, что получено от прежних эпох, от прежних деятелей или явлений культуры) - наследство (имуще­ство, переходящее после смерти своего владельца к друго­му лицу);

Невежа (человек, не соблюдающий правил вежливости) - невежда (человек, у которого отсутствуют знания в той или иной области);

Ныне (теперь, в настоящее время) - нынче (то же, что и сегодня);

Расчётный (имеющий отношение к расчёту - счёт, лист) - расчётливый (бережливый, действующий с расчётом);

Советник (то же, что и «советчик», но и название некото­рых должностных лиц) - советчик (тот, кто советует);

Сыскать (найти, отыскать) - снискать (приобрести, найти); - сытый (вполне утоливший свой голод) - сытный (пита­

тельный, хорошо насыщающий);

Цельный (из одного вещества, куска, сплошной) - целый (весь без изъятия, полный);

Экономика (хозяйственная жизнь страны, района) - эко­номия (проявление бережливости человеком).

Более подробно с паронимами можно познакомиться в сле­

дующих словарях:

1. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. -

2. Вишнякова OJ3. Словарь паронимов русского языка. -

Упражнения

Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

Вариант 1

Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золочёном амплуа.

Вариант 2

Отдельные члены группы не явились на экзамен по мате­матике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В кон­курсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важ­ное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков ори­гинальным до банальности сюжетом.

Вариант 3

Характеристика Ильина не соответствовала действитель­ности. Мы перешли работать в отсталую бригаду. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Все герои произведения имеют свей индивидуальные черты. Кто крайний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический приём, основанный на преувеличении, - аллегорию.

Вариант 4

Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждо­му. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова - яв­ный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жи­тели Северной Америки - индийцы - значительно ущемле­ны в своих правах. Радостное известие привело его в минор­ное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

Вариант 6

Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Фракция и другие. Везде - на улицах, площадях, парках и садах - ощущался скорый приход весны. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество. Имеющийся жизненный опыт у человека - это истинное его богатство. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

4.7. Точность как качество грамотной речи

Точность как качество грамотной речи предполагает следующее:

1) умение ясно мыслить (логическая точность);

2) знание предмета речи (предметная точность);

3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).

1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные или устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. ОЕО не совпадает с образом вещи в нашем восприятии и содержит только самые характерные признаки предмета, явления. Понятие есть каркас образа, оно позволяет отличить предмет, явление в ряду других предметов или явлений.

В языке понятие выражено словом. Когда Бог сотворил человека, одно из заданий, которое он дал Адаму, звучало так: «Назови все», т.е. выработай понятие.

Следующая ступенька мышления - суждение. Оно связывает понятия между собой, ведь и предметы, и явления не существуют в мире сами по себе - между ними есть определенные связи, отношения. В языке суждение выражено простым предложением отрицающего или утверждающего характера. Возьмем два понятия - понятие «дождь» и понятие «движение». Попытавшись связать их, установить между ними отношения, мы можем создать, в зависимости от конкретных обстоятельств, Два суждения - «Дождь идет» и «Дождь не идет». Каждое будет соответствовать обстановке данного дня, времени года, положению географической точки, в которой мы находимся.

Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном же мире эти связи многогранны и очень сложны, поэтому необходимо подниматься на новую ступень мышления, учиться создавать умозаключения. Умозаключение связывает два или несколько суждений. Приведём самый простой пример, используя уже созданное нами суждение «Дождь идет (не идет)». Создадим еще одно суждение из понятий «осень» и «движение» - «Осень наступила (не наступила)». Свяжем суждения в умозаключения - «Наступила осень, и пошли дожди» или «Осень еще не наступила, и дожди пока не идут». Умозаключение в языке выражено сложным предложением. Оно может быть истинным или ложным, в зависимости от того, насколько точно человек может установить реальные взаимоотношения предметов и явлений в мире. Приведем хрестоматийный пример ложного умозаключения. Мальчик» стоя в комнате у окна, говорит матери: «Мама, посмотри, листочки колышутся, и поэтому дует ветер». Связи установлены неверно, и умозаключение ложно.

2. Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Приведем пример из газеты «МК» от 25 декабря 1996 г.: «Всего во Франции 75,3% населения объявляют себя католиками, 1,9% - протестантами, 1,1% - мусульманами, 0,6% - евреями». Автору статьи невдомек, что еврей - национальность, а не конфессиональная принадлежность, и необходимо было использовать слово «иудеями». Предметная точность - вежливость пишущего человека. Её отсутствие недопустимо. Основой предметной точности могут стать только обширные знания.

3. Хорошей речи необходима и понятийная точность. Поиск нужного слова - мучительный процесс, и об этом не раз писали наши классики. В.В. Маяковский «изводил единого слова ради тысячи тона словесной руды». Н.А. Некрасов в одном из писем Л.Н. Толстому сетовал: «Мне жаль моей мысли, так бедно я её поймал словом... Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из этого времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т.п. Вздор! Слово есть всегда, да ум наш ленив». Неленивости ума поучимся у А.С. Пушкина. Вот гений подбирает эпитет драматургу А.А. Шаховскому («Евгений Онегин»). Сначала двустишие звучит так:

Там вывел неутомимый Шаховской Своих комедий пестрый рой.

Определение «неутомимый» было заменено Пушкиным, очевидно, по той причине, что «неутомимость» драматурга (а он написал 52 пьесы!) уже была выражена словом «рой». Пушкин ставит на это место слово «острый», но меняет затем и его на «колкий». Дело в том, что произведения Шаховского не были социально острыми: драматург продвигает на русскую сцену приемы легкой французской комедии. В результате работы всего над одним словом появляются строки, в которых каждое слово несет свою собственную нагрузку и не повторяет семантики других:

Там вывел колкий Шаховской Своих комедий пестрый рой.

Итак, понятийная точность - непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности, следующие:

1) употребление слова в несвойственном ему значении; «Глава фирмы пристально следит за чистотой в своем офи-

се». Слово «пристально» употреблено без учета присущего ему в языке значения - «сосредоточенно», «напряженно». Сосредоточенным и напряженным, т.е. пристальным взглядом можно смотреть на кого-либо, следить же за чем-то можно внимательно.

2) употребление в речи различного рода омонимов, порождающее двусмысленность текста;

«Депутаты городской думы Новороссийска приняли закон об упразднении транспортных судов». Омонимичные формы родительного падежа множественного числа существительных «суд» и «судно» делают предложение двусмысленным.

3) употребление плеоназмов (от греч. pleonasmos - преизбыток) - включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов.

«Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам». Одним из значений существительного «сессия» является следующее: период экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях, поэтому употребление в предложении уточнения «к экзаменам» избыточно.

4) употребление паронимов (от греч. para - возле + onima

- имя), сходных по звучанию, но не совпадающих по значению слов. Приведем небольшой список толкований паронимов исконно русского и заимствованного происхождения, которые представляют наибольшую трудность:

- абонент (лицо, человек) - абонемент (документ);

- демократичный (подобный демократии, демократу - суд, поступок, закон) - демократический (относящийся к демократии, демократу - строй, система, основа);

- дефектный (испорченный, с дефектом) - дефективный (имеющий физические или психические недостатки, ненормальный);

- дипломатичный (тонко рассчитанный) - дипломатический (относящийся к дипломатии);

- динамичная (подвижная) - динамическая (имеющая отношение к динамике);

- запасный (имеющийся в качестве запаса) - запасливый (обеспечивающий себя запасом);

- оборотный (предназначенный для оборота) - оборотливый (ловкий в делах для личной наживы);

- осудить (выразить неодобрение, признать дурным чтолибо) - обсудить (разобрать, обдумать, высказывая свои соображения);

- наследие (то, что получено от прежних эпох, от прежних деятелей или явлений культуры) - наследство (имущество, переходящее после смерти своего владельца к другому лицу);

- невежа (человек, не соблюдающий правил вежливости) - невежда (человек, у которого отсутствуют знания в той или иной области);

- ныне (теперь, в настоящее время) - нынче (то же, что и сегодня);

- расчётный (имеющий отношение к расчёту - счёт, лист) - расчётливый (бережливый, действующий с расчётом);

- советник (то же, что и «советчик», но и название некоторых должностных лиц) - советчик (тот, кто советует);

- сыскать (найти, отыскать) - снискать (приобрести, найти);

- сытый (вполне утоливший свой голод) - сытный (питательный, хорошо насыщающий);

- цельный (из одного вещества, куска, сплошной) - целый (весь без изъятия, полный);

- экономика (хозяйственная жизнь страны, района) - экономия (проявление бережливости человеком).

Более подробно с паронимами можно познакомиться в следующих словарях:

1. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. - М., 1971.

2. Вишнякова OJ3. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984.

Упражнения

Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

Вариант 1

Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золочёном амплуа.

Вариант 2

Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

Вариант 3

Характеристика Ильина не соответствовала действительности. Мы перешли работать в отсталую бригаду. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Все герои произведения имеют свей индивидуальные черты. Кто крайний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический приём, основанный на преувеличении, - аллегорию.

Вариант 4

Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жители Северной Америки - индийцы - значительно ущемлены в своих правах. Радостное известие привело его в минорное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

Вариант 5

В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах - сари.

Вариант 6

В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. Маяковский стоял у источников новой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

4.8. Логичность как качество грамотной речи

Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Прежде всего, как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. Каковы характерные черты логичной речи? Сочетания слов и словосочетания не должны быть противоречивыми. Если в природе нет голубых помидор и меховой воды, то подобные словосочетания не могут считаться логичными. Отсутствие логики наблюдается и в предложении «Легкоатлеты напряженно готовятся к спартакиаде, к соревнованиям». В понятие «спартакиада» понятие «соревнования» входит в качестве видового в родовое, поэтому возникает, во-первых, плеоназм (избыточность), во-вторых, невозможны перечислительные отношения между словами «спартакиада», «соревнования». Следующая ступенька создания логичного текста - логические связи в предложении. Мы уже упоминали о строении русского повествовательного предложения, в котором сообщается новая информация: тема (исходные данные высказывания) должна в этом случае предшествовать реме (коммуникативному центру, сообщающему что-то новое, неизвестное собеседнику). На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: 1) лексического позтора, 2) сиконима, 3) анафорического местоимения (от греч. anaphora - вынесение наверх), местоимения, указывающего на предшествующее слово, отсылающее к ранее сказанному.

Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы (нем. Absatz от глагола absetzen - отодвигать). Абзац - отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену. Логичность текста зависит и от общей его композиции, законы которой будут рассмотрены нами в главе VI «Основы классической риторики».

Упражнения

Расположите предложения в приведенных абзацах из книги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, 1999) в соответствии с требованиями логичности.

Вариант 1

Чтобы решить эту фундаментальную проблему, был выработан целый ряд понятий: «врожденные идеи», «космическое бессознательное», «космическое сознание», «коллективные представления», «бессознательные структуры», «бессознательное как речь другого», «архетипы коллективного бессознательного».

Сейчас на смену индустриальной цивилизации приходит постиндустриальная, что позволяет говорить о революции в человеческой психике на пороге XXI века, о чем писал в начале нашего столетия Р. Бекк.

Все они связаны с революцией в психике человека, формирующимися новыми межличностными отношениями между индивидами.

Это предвидение уже начинает сбываться, ибо сейчас внимание акцентируется на целостном подходе к исследованию реально существующего класса ультрасознательных надындивидуальных явлений, касающихся проблем дискретностинепрерывности сознания и взаимоотношения функционирования человеческого мозга и психики (стр. 294).

Вариант 2

Во всяком случае, археологические раскопки показывают, что первые медные орудия (кирка, кинжал и небольшой топор), похожие на каменные, относятся ещё к энеолиту, т.е. переходному периоду от каменного века к бронзовому (от 4 до 3 тыс. лет до н.э.).

Переход от каменных орудий к металлическим и соответственно от возделывания растений к земледелию имел колоссальное значение в истории человеческого общества.

«Основными достижениями эпохи неолига, - отмечается в «Хронике человечества», - являются новый способ обработки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла и такие технические изобретения, как гончарный круг, обжиг керамики и обработка металлов».

Археологические материалы свидетельствуют, что для изготовления орудий и оружия человек прежде всего стал употреблять медь, хотя золото он, видимо, знал ещё раньше.

Начало обработки металлов, другого важнейшего открытия, восходит к VIII тысячелетию до н.э. (стр. 78).

Вариант 3

Расчёты будут производиться в «цифровых деньгах».

В большинстве своем эксперты едины в том, что информационная и коммуникационная техника будет по-прежнему стремительно развиваться и к 2013 году проникнет в новые сферы кашей повседневной жизни.

С помощью домашних компьютеров можно будет не только рассылать электронную почту и совершать банковские операции в режиме online, но и делать покупки в «электронных супермаркетах», которые будут открыты круглые сутки.

Так, в «умных домах» компьютер будет самостоятельно управлять системами отопления, кондиционирования воздуха и освещения и следить за их исправным функционированием.

Почти все эксперты считают, что эта картина будущего станет реальностью ещё до 2010 года.

Мультимедиа и виртуальная реальность по-прежнему будут завоевывать квартиры и позволят «вживую» ездить в путешествия и смотреть спортивные состязания.

Вариант 4

Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле.

Из всех изобретений, введенных на Западе в период средневековья, самое разрушительное - порох - имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношении.

Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.

Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха.

Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но, вероятнее всего, он был изобретен в Китае,

В Китае в течение нескольких столетий она использовалась только для фейерверков и ракет (стр. 196).

Вариант 5

Согласно подсчетам писателя-фантаста Г. Альтова, из 86 частных предсказаний «дилетанта* Г.Уэллса сбылось свыше 30, почти наверняка сбудется 27 и только 9 оказались ошибочными.

Около двух веков назад известный немецкий философ Ф. Шеллинг в своем произведении «Философия искусства» рассматривает фундаментальную проблему предвосхищения искусством открытий в науке.

Если же взять таких фантастов, как Жюль Берн и А. Беляев, то их прогностический потенциал приближается к 90%.

На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позволяет успешно соревноваться писателям (и другим представителям искусства) с учеными специалистами в предвидении будущего, в том числе и в узко специальных вопросах (стр. 311).

Вариант 6

Закон плавучести тел по сей день носит имя Архимеда. Наибольший вклад эллинистическая наука внесла в меха-

нику, причем первый импульс, вероятно, исходил из области техники.

Им введено понятие центра тяжести и разработаны методы его определения для различных тел, дан математический вывод законов рычага; ему приписывают слова: «Дай мне,

% где встать, и я сдвину Землю».

\\ Архимед (287-212 гг. до н. э.) являлся одной из величайших фигур греческой математики и механики и последним из действительно самобытных греческих ученых.

В частности, он определил соотношение объемом шара и описанного около него цилиндра, оказавшееся равным двум третям.

Архимед положил начала статике и гидростатике, причем последняя нашла широкое применение при проверке изделий

из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.

Будучи первоклассным математиком и механиком, Архимед решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов (стр. 160).

4.9. Чистота как качество грамотной речи

Территориальные диалектные (от греч. dialektoa - говор, наречие) слова - это слова, присущие народному говору, группе говоров или наречию и отсутствующие в литературном языке. Говором называют наименьшую территориальную разновидность языка, которая используется в качестве средства общения населением небольшого региона, не имеющего территориально выраженных языковых отличий. Группа говоров, близких по языковым особенностям, составляет наречие, являющееся наиболее крупной единицей диалектологического членения языка. В русском языке два наречия: севернорусское (северное) и южнорусское (южное). Между ними проходит полоса говоров, которые называют среднерусскими. Именно на их базе сформировался современный русский литературный язык.

Диалектные слова подразделяются на три группы. Первую составляют собственно диалектизмы, которые понятны только жителям той местности, где они возникли и распространены: биспой - «седой», «серебристый» (архангельский говор), зобать - «есть» (рязанский говор), «Каманина» - название ежевики (воронежский говор). Вторую группу составляют диалектизмы, встречающиеся не только в отдельных говорах, но в целом в наречии: для севернорусского наречия характерны слова «баско» (красиво), «рига» (сарай для сушки скапоз), «потолок» (чердак). Южнорусскому наречию свойственны слова, не встречающиеся на севере: «кочет» (петух), «баз» (загон для скота), «кошара» (помещение для овец). Через просторечие диалектные слова могут проникнуть в литературный язык и стать общеупотребительными. Таким путем пришли в XIX столетии в просторечие и литературный язык следующие слова: просторечные - «задира», «измываться»,

В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь. Поэтому о девочке, девушке, женщине мы скажем: «Она страшная растеряха (копуша, грязнуля, сластена и т.д.)» , а о мальчике, юноше, мужчине: «Он неисправимый задира (лежебока, злюка, соня и т.д.)» .

Особые правила существуют и в употреблении падежа. Когда определение относится к словосочетанию стоит между его элементами, используются такие формы согласования: 1) при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, например, четыре глубоких колодца, двадцать два маленьких окна ; 2) при существительных женского рода в этом положении чаще используется форма именительного падежа множественного числа, например, три пышные ветки сирени, двадцать четыре прилежные ученицы . Допустимо использовать при существительном женского рода родительный падеж множественного числа (две темных лодки) , но такая форма встречается реже. Если определение стоит перед словосочетанием «числительное два, три, четыре + существительное» или после него, то чаще всего оно ставится в форме именительного падежа, например, следующие три года, любые четыре определения, четыре сумки, наполненные продуктами .

Нормы использования числа определений при согласовании

В единственном числе определение ставится в следующих случаях: 1) если существительное не имеет формы множественного числа: научный и технический прогресс, счастливое и беззаботное детство ; 2) если существительное приобретает во множественном числе иное значение: электронная и космическая связь (сравните тесные связи ); 3) если определения, характеризующие существительное, связаны между собой (правый – левый, мужской – женский и т.д.) и образуют вместе с существительным словосочетание терминологического характера: с правой и левой стороны, глаголы единственного и множественного числа, уравнения первого и второго порядка . Во множественном числе существительное ставиться тогда, когда подчеркивается наличие нескольких предметов, например, деревянные и пластмассовые рамы, японский и китайский словари .

Существуют выражения, в которых одно определение относится к двум или нескольким существительным: «мой отец и мать», «родные брат и сестра» . Чем руководствоваться, чтобы не допустить ошибки? Используем определение в единственном числе, если по смыслу ясно, что оно относится не только к первому (ближайшему) существительному, но и к остальным: дорожная суета и неразбериха, зимний холод и стужа . Во множественном числе употребляем определение тогда, когда может возникнуть неясность, относится ли оно только к ближайшему существительному или ко всему ряду однородных членов: На пустыре выстроили многоэтажные дом и школу .

К распространенной часто допускаемой ошибке относится нарушение согласования причастия (или прилагательного) с определяющим словом, если члены предложения отдалены друг от друга. Например:

Написано:

Вокруг хакеров существует множество мифов, самый распространенный из которых рисует всех этакими гениями, сидящими где-нибудь в подвале и из идейных соображений взламывающих серверы военных ведомств.

Следует написать:

Вокруг хакеров существует множество мифов, самый распространенный из которых рисует всех этакими гениями, сидящими где-нибудь в подвале и из идейных соображений взламывающими серверы военных ведомств.

Гениями – какими? – сидящими и взламывающими, а не взламывающих. Чтобы не допускать ошибок в согласовании причастия и прилагательного с существительным, нужно после существительного ставить вопрос в виде местоимения какой? В том числе, падеже и роде, что и определяющее слово.

При согласовании приложений затруднения возникают, как правило, когда нужно выбрать падежную форму географического названия, выступающего в роли приложения. Названия городов обычно согласуются во всех падежах с определяемым словом: в городе Казани, у города Витебска . Допустимы согласованные и несогласованные формы для названий городов на : в городе Зверево и в городе Звереве , Не согласуются составные названия городов: у города Великие Луки, к городу Великие Луки .

Названия рек , как правило, согласуются с определяемым словом, не изменяются только малоизвестные и составные наименования: между реками Волгой и Доном, у реки Лены, но с рекой Северский Донец .

Не согласуются названия заливов, проливов и бухт, островов и полуостровов, гор и горных хребтов, пустынь . Исключения составляют только широко известные названия, которые часто употребляются без родового слова. Сравните: к полуострову Ямал, по озерам Эльтон и Баскунчак .

Не согласуются названия портов, станций, зарубежных административно-территориальных единиц, астрономические наименования : на станции метро «Кропоткинская», в порту Мурманск .

Названия зарубежных стран, включающие в себя слово республика , согласуются, если окончания на -ия: торговые связи между Россией и Республикой Нигерией .

Нормы использования причастных и деепричастных оборотов

Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил: а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота в предложении; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного, например:

Написано:

В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служащий

Жильцам полкой.

Следует написать:

В комнате был камин, служащий жильцам полкой, так как в нем давно не зажигали огня.

Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложении, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Можно выделить следующие ошибки, связанные с использованием деепричастных оборотов: а) употребление деепричастных оборотов, не соотнесенных по смыслу с подлежащим; б) включение подлежащего в середину деепричастного оборота; в) включение в состав деепричастного оборота союзов.

Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоит в том, что пишущие или говорящие не всегда отчетливо осознают, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание:

Написано: Следует написать:

Подъезжая к городу, Когда мы подъехали к городу,

начался дождь. начался дождь.

Основное действие, выраженное глаголом начался , выполняет подлежащее дождь . Добавочное подъезжая , выраженное деепричастием, – автор высказывания.

Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив – Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом . В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них глагол был в неопределенной форме. Иначе возникает такое безличное предложение: Открыв окно, запахло соснами . Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом -а (-я) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить .

Иногда встречается нарушение порядка слов, заключающееся в том, что подлежащее оказывается внутри деепричастного оборота, например:

Написано: Следует написать:

Встретившись ребята около Встетившись около школы,

Школы, все вместе пошли в ребята все вместе пошли

Зоопарк. в зоопарк.

Вопросы для самопроверки

1. Какие правила согласования определений вы знаете?

2. Сформулируйте правила согласования приложений.

3. Какие правила употребления причастных оборотов вам известны?

4. Какие ошибки возникают при употреблении деепричастных оборотов?

Практические задания

Задание 1. Исправьте допущенные в предложениях ошибки.

1. Добрый, кроткий с теми, кого он любил. Иванов был круглая сирота. Цинически заметил это проницательная шельма, Марк. 2. В городе находилась важная персона – столичный актер. 3. Этот Петров – простофиля, который способен перепутать все на свете. 4. А ведь все кончится тем, что эта старая баба Петр Николаевич…попросит у него извинения. 5. Она опытная педагог и известная мастер спорта. 6. Бекман-Щербина – одна из старейших музыкальных педагогов. 7. Играла Анна Пети – одна из призеров Международного конкурса имени Листа в Будапеште.

Задание 2. Отредактируйте данные предложения. Объясните причины возникновения ошибок.

1. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. 3. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда. 4. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. 5. Устав после занятий, мне не читалось. 6. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 7. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 8. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 9. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 10. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 11. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

Нормы грамотной речи

Точность как качество грамотной речи предполагает следующее: 1) умение ясно мыслить (логическая точность); 2) знание предмета речи (предметная точность); 3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность) слов.

1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные и устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. Суждение – мысль, заключающаяся в установлении связи между двумя понятиями через утверждение и отрицание этой связи. В языке суждение выражено простым предложением отрицающего и утверждающего характера. Умозаключение связывает два или несколько суждений. Умозаключение в языке выражено сложным предложением. Оно может быть истинным и ложным, в зависимости от того, насколько точно человек может установить реальные взаимоотношения предметов и явлений в мире.

2.Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Например: Всего во Франции 75,3 % населения объявляют себя католиками, 1,9 % – протестантами, 1,1 % – мусульманами, 0,6 % – евреями . Автор статьи допустил ошибку, т.к. евреи – национальность, а не конфессиональная принадлежность. Необходимо было использовать слово «иудеи». Предметная точность – вежливость пишущего. Её отсутствие недопустимо.

3. Понятийная точность непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности следующие: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление в речи омонимов, порождающее двусмысленность текста; 3) употребление плеоназмов; 4) употребление паронимов.

Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: 1) лексического повтора, 2) синонима, 3) анафорического местоимения. Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену.

Чистота речи предполагает отсутствие в ней ненормативных элементов. Нехарактерными для литературного языка элементами считаются диалектные слова, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова-празиты . Диалект – разновидность общенародного языка, используемая для общения между людьми, связанными единой территорией. Жаргон – разновидность общенародного языка, используемого для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой. Канцеляризмы – стандартные формулы официально-деловой речи, использование которых в других речевых стилях неуместно. Варваризмы – включенные в речь без необходимости иноязычные слова и выражения.

Уместность как качество грамотной речи требует такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Различают уместность стилевую, контекстуальную, личностно-психологическую.

Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Основной источник выразительности – лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония . Большими возможностями усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, оксюморон, эллипсис и т.д. (см. терминологический словарь)

Вопросы для самопроверки

1. Что такое понятие?

2. Что такое суждение?

3. Что такое умозаключение?

4. В чём заключается логическая (предметная, понятийная) точность?

5. Какие ненормативные элементы языка являются объектом литературной правки?

6. Какие элементы языка усиливают (ослабляют) его выразительность?


Практические задания

Задание 1. Найдите в предложениях ошибки, приводящие к предметной и понятийной неточности. Отредактируйте их.

1. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. 2. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. 3. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. 4. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. 5. Он обратно опоздал на занятия. 6. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа. 7. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. 8. Назначение председателя всем показалось удачным. 9. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 10. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 11. Вперед выучил уроки, а потом иди гулять. 12. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. 13. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом. 14. Характеристика Ильина не соответствовала действительности. 15. Мы перешли работать в отсталую бригаду. 16. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. 17. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 18. Кто крайний за билетами? 19. В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический прием, основанный на преувеличении, – аллегорию. 20. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. 21. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. 22. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. 23. Герой Булгакова – явный прототип христианского Иисуса Христа. 24. Коренные жители Северной Америки – индийцы– значительно ущемлены в своих правах. 25. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья. 26. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 28. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 29. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях. 31. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах сари. 32. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. 33. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 34. В искусстве он совершенный невежа. 35. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. 36. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. 37. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

Лексика - это совокупность всех слов языка. Нарушения лексической нормы связаны прежде всего с употреблением слова в несвойственном ему значении. Кроме того, упоминавшиеся выше случаи речевой избыточности (тавтология, плеоназм, расщепление сказуемого) и речевой недостаточности также относятся к нарушениям лексической нормы. Нарушает лексическую норму и смешение паронимов (сходных по внешнему облику слов типа абонент - абонемент, одеть - надеть и др.), нарушение лексической и логической сочетаемости. Ошибки могут быть связаны и с отсутствием учёта стилистической окраски слова, его устаревшего или, наоборот, нового характера и т. д.

К лексическим нормам примыкают также нормы фразеологические, нарушение которых может быть связано как с употреблением фразеологизма в несвойственном ему значении, так и с нарушением внешней формы фразеологической единицы, как, например, в случае играть значение (правильно: играть роль или иметь значение ).

Виды грамматических ошибок связаны с погрешностями при образовании слов, форм слов и с нарушением грамматической сочетаемости. Обратите внимание на одно распространённое заблуждение, согласно которому грамматика - это правописание и пунктуация. На самом деле такое толкование термина ненаучно. Правописание и пунктуация, действительно, опираются на грамматику, но не входят в это понятие. Грамматика объединяет разделы «словообразование», «морфология» и «синтаксис», т. е. грамматические ошибки связаны с неправильным образованием слова (например, отважественный ), с неправильным склонением или спряжением слова (например, ляжьте, новая тюль), с неправильным построением предложения (По приезду сообщите ваш новый адрес; Столяр сделал табурет из дуба с четырьмя ножками).

Вопросы и задания

  • 1. Что такое лексика?
  • 2. Что такое грамматика?
  • 4. Назовите типы грамматических нарушений.
  • 5. Какие ошибки относятся к лексическим?

Упражнения

Упражнение 44

Распределите предложения по двум группам: 1) предложения с лексическими или фразеологическими ошибками; 2) предложения с грамматическими ошибками.

  • 1. Объявление на дверях цирка: «Дети до пяти лет проходят в цирк на руках». 2. В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. 3. Студенческие органы самоуправления стремятся любыми способами повысить активность тех студентов, обучающихся в институте. 4. Поиски редких видов растений, создание гербариев стали результатом моего увлечения фауной родного края. 5. После того как Кабаниха уехала, Тихон сразу же пошёл в бар. 6. Учёный, который сообщил нам эти данные, и оказавшийся поклонником статистических методов исследования, привёл интересные цифры. 7. Фабрика специализируется на выпуске товаров для малообеспеченных слоёв населения, к которому относится большинство россиян в провинции. 8. Просто трудно представить, что как невероятно перевоплощается артист на сцене! 9. В конкурсе «Мисс года» эта номинация занимает большое и важное значение.
  • 10. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, лицо стало меланхоличным и восторженным.

Упражнение 45

Распределите предложения по трём группам: 1) предложения с лексическими или фразеологическими ошибками; 2) предложения с грамматическими ошибками; 3) предложения без ошибок.

  • 1. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась. 2. Депутаты чаще всего приобретают всероссийскую известность только благодаря скандалам, которые разгораются вокруг их имён. 3. Выпускники факультета работают в разных фирмах (государственных, коммерческих, общественных, а также промышленных и сельскохозяйственных).
  • 4. У меня накопилась масса вопросов к властям предержащим.
  • 5. Татьяна Ларина была романтичная, чувственная девушка.
  • 6. Заглавную роль в этом альянсе играет Америка. 7. Всё это играет огромное значение для нашего города. 8. Очень плодотворный период Пришвина приходится в 30-х годах. 9. Глава государства напомнил об общепризнанном авторитете, который наша страна занимает на рынке вооружений. 10. Получив деньги под проценты, наступает пора их возвращать. 11. Проект имеет две ахиллесовы пяты. 12. Оплачивайте за проезд вовремя! 13. Эта ситуация имеет решающую роль. 14. Это случилось в декабре месяце. 15. У девочки были очень огромные глаза. 16. Витражи католического костёла были выполнены из особого дерева. 17. Это человек с чувством собственного достоинства. 18. В течение пяти лет он занимал вакансию инженера-программиста. 19. К сожалению, поэт не дожил до выполнения своей мечты. 20. «Это как надо понимать?» - сердито спросил он, подперев локтём щёку. 21. Во время практики студенты собрали немало произведений народного фольклора. 22. Сообщите подробности по приезду. 23. По окончании вуза он приехал из Москвы в родное село. 24. Эти разговоры мы услышали на кухне. 25. Астрономы наблюдают за звёздами и планетами. 26. По прилёте министр сделал важное заявление. 27. Автобус прибывает согласно расписанию. 28. Мы стреляли по противнику, а противник стрелял по нас. 29. В наш город он приехал с Барнаула. 30. Она не теряет надежды встретиться с однокурсниками. 31. На специальности есть компьютерный класс, выпускается своя газета и сайт. 32. Студенты, которые летом работали в лагере, о котором давно идёт добрая слава, не только хорошо потрудились, но и замечательно отдохнули. 33. Непременным условием, чтобы обязательства были выполнены, является активность всего коллектива. 34. Учитель спросил, все ли собрались. 35. Просим Вашего разрешения, чтобы передать фабрике наш фонд на трансформаторное масло. 36. Спикер парламента заявил, что это главный вопрос, который он хотел бы довести до президента. 37. Светильник, купленный вчера, и который повесили над диваном, очень неплохо смотрится в интерьере нашей квартиры.
  • 38. Журналисты рассказали, что премьер-министр был вегетарианцем, так как убеждения не позволяли ему употреблять мясную пищу.
  • 39. В лагерях беженцев люди живут в тяжёлых условиях, и продуктов здесь, по правде говоря, дают мало. 40. Приятель сказал, что сосед будто бы звонил ему вечером. 41. Корабль оборачивался к устью реки. 42. Мой сосед тогда работал в мясокомбинате. 43. Согласно указу выходной день переносится на понедельник. 44. Ехать поездом дольше, чем лететь самолётом. 45. Руководитель дал положительный отзыв о курсовой работе. 46. Мне хочется сказать огромные слова благодарности Владимиру Александровичу за его работу. 47. Автор и в жизни продолжает жить жизнью своего героя. 48. Русский язык так велик, что не влазиет в мозг. 49. Бойтесь собственной беспечности к этому беспечно повышенному настроению у больного в приёмном покое, который не злоупотребляет спиртным. 50. Первобытные люди изготовляли и пользовались такими инструментами миллионы лет. 51. Грызуны имеют большое значение в сельском хозяйстве. 52. Язык героев Шолохова не похож на героев других писателей. 53. Я не ударился в грязь лицом и блестяще сдал экзамены. 54. В санатории: Пойдемте вешаться! 55. В дневнике обязательно должна быть роспись родителей. 56. Все боятся Кабанихи. Вот и Тихон сваливает от матери к стакану. 57. Вечером Котовский подъехал к дому фабриканта на русаке. 58. Продаётся шуба с капюшоном до колена. 59. Негромкая музыка лилась с подошвы корабля. 60. В комнате у Раскольникова зловредная грязь и душераздирающая духота.
Похожие публикации