Творения леонардо да винчи презентация 9 слайдов. Леонардо да винчи презентация к уроку по мхк на тему


























1 из 25

Презентация на тему: Картины Леонардо да Винчи

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано близ города Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его - простая крестьянка. Художественные способности проявились у Леонардо очень рано, и, когда в 1469 году он вместе с семьей перебрался во Флоренцию, отец отдал его в обучение к Андреа Верроккьо. Наряду с живописью, скульптурой и ювелирным искусством здесь изучали архитектуру и строительное дело. По давнему обычаю ученики помогали мастеру в выполнении его заказов, и это, в частности, сильно затрудняет определение авторства или меры участия Леонардо в работах данного периода. Леонардо да Винчи (1452-1519)

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Леонардо да Винчи, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, пытаясь с её помощью передать тонкие душевные состояния. Художник добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. В 1481 или 1482 г. Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Людовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии.

№ слайда 5

Описание слайда:

После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах: Флоренция-Венеция-Милан-Рим-Франция. Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик его был бы воспринят односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

№ слайда 6

Описание слайда:

Мадонна в скалах 1483-1494 годы. Музей Лувр, Париж. Высокое Возрождение. К картине «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи приступил в 1483 году, получив заказ на алтарную картину от одного из религиозных братств. Расхождения с заказчиками из-за оплаты привели к тому, что Леонардо да Винчи оставил картину у себя, окончательно завершив ее между 1490 и 1494 годами

№ слайда 7

Описание слайда:

Мадонна в гроте 1495-1508 годы. Национальная галерея, Лондон. Ренессанс. Не получив от Леонардо да Винчи обещанной картины «Мадонна в гроте», заказчики возбудили против него тяжбу, тянувшуюся около двадцати лет. Только между 1505 и 1508 годами ученик Леонардо Амброджо де Предис под непосредственным руководством самого мастера закончил (с некоторыми изменениями в деталях) повторение картины «Мадонна в гроте», которое было передано заказчикам.

№ слайда 8

Описание слайда:

Мадонна Бенуа 1478 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Высокое Возрождение. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») - произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Художник еще не достиг полной зрелости мастерства - это сказывается в не совсем удавшейся - слишком крупной и выглядящей несколько условно - фигуре младенца. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Мона Лиза или Джоконда 1503-1505. Музей Лувр, Париж. Ренессанс. Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. Исходящее от картины ощущение силы - это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания.

№ слайда 11

Описание слайда:

Дама с горностаем 1485-1490 годы. Национальный музей, Краков. Ренессанс. Картина «Дама с горностаем» написана художником около 1490 года. В этой картине художник внес новое в прием объемной моделировки фигуры. Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, подчас даже резкой пластикой своих образов. Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Свет содействует мягкой нюансированной моделировке лица и фигуры, но и сообщает образу ореол своеобразной романтической поэзии.

№ слайда 12

Описание слайда:

Портрет музыканта 1490-е годы. Пинакотека Амброзиана, Милан. Ренессанс. Картина «Портрет музыканта» начата художником Леонардо да Винчи на рубеже 90-х годов 15 века. Авторство Леонардо да Винчи оспаривается; предполагается, что великий живописец начал работу, но в дальнейшем над портретом работал его ученик Амброджо де Предис, впрочем, картина «Портрет музыканта» так и осталась незавершенной.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Портрет Беатриче д"Эсте 1490-е годы. Пинакотека Амброзиана, Милан. Ренессанс. Картина начата великим живописцем в 90-м году 15 столетия и впоследствии закончена его учеником Джованни Амброджио де Предис. Беатриче д’Эсте - одна из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса, дочь Эрколе I д"Эсте и младшая сестра Изабеллы д’Эсте и Альфонсо I д’Эсте. Девушка была хорошо образована, ее окружение составляли знаменитые деятели искусства эпохи Возрождения, такие как живописец Леонардо да Винчи и скульптор Донато Браманте. Она была помолвлена в возрасте пятнадцати лет с Лодовико Сфорца. Жизнь Беатриче д’Эсте оборвалась очень рано, 3 января 1497 в возрасте 22 лет, причиной смерти явились неудачные роды.

№ слайда 15

Описание слайда:

Мадонна Литта 1490-1491 годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Ренессанс. Картину «Мадонна Литта» художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия. Чувство радости материнства в картине «Мадонна Литта» углубилось благодаря содержательности самого образа Марии - в нем нашел свое зрелое выражение тип леонардовской женской красоты. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка - кажется, что она улыбается своим грезам. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой.

№ слайда 16

Описание слайда:

Тайная вечеря 1495-1498 годы. Монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан. Возрождение. Фреска художника Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (центральный фрагмент). В 1495 году Леонардо приступил к созданию своего центрального произведения - фрески «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. После почти трех лет упорного труда роспись была открыта для обозрения, прославив имя Леонардо как величайшего художника своего времени. Но судьба этого произведения оказалась поистине трагической. Предпринятые Леонардо по его обыкновению экспериментальные работы над красками и грунтом не были удачными - красочный слой оказался недостаточно прочным, и уже в 16 веке началось разрушение фрески, которое со временем усилилось и было довершено грубыми и неумелыми реставрациями. В 1954 году фреска была очищена от более поздних наслоений, а остатки подлинной живописи выявлены и закреплены, благодаря чему можно получить общее представление о композиции и красочном решении шедевра Леонардо да Винчи. Для того же чтобы судить более определенно о ее особенностях, приходится прибегать к старым копиям и гравюрам, а также эскизам самого Леонардо и его подготовительным рисункам. Размер фрески 460 x 880 см, смешанная техника. Фреска «Тайная вечеря» художника Леонардо да Винчи - это огромных размеров композиция, занимающая целиком поперечную стену большого зала монастырской трапезной. В живописи кватроченто уже сложились определенные традиции в решении этой темы - достаточно назвать работы Андреа дель Кастаньо и Гирландайо, у которых при всех несомненных реалистических устремлениях еще сохраняются некоторые признаки догматической скованности, - в частности, они отделяют Иуду от апостолов, помещая его в одиночестве по другую сторону стола. Как и его предшественники, Леонардо да Винчи изобразил Христа и апостолов за накрытым к трапезе столом. Действие происходит в представленном во фронтальной перспективе обширном помещении, стены которого увешаны коврами. Христос помещен в центре; его фигура рисуется на фоне дверного проема в глубине композиции, сквозь который открывается вид на пейзаж с пологими гористыми склонами. Леонардо да Винчи выбрал для изображения момент, который наступил после того, как Христос произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня». Слова эти, столь неожиданные для его учеников, поражают каждого в самое сердце. Предвещая скорую гибель их учителя, они одновременно наносят удар по их чувству доверия и взаимной солидарности, ибо в рядах их оказался предатель. Так вместо религиозного таинства Леонардо да Винчи воплотил в своей фреске драму человеческих чувств. Мудрый выбор решающего момента этой драмы позволил художнику показать каждое из действующих лиц в наиболее ярком выражении его индивидуального характера. Юный мечтательный Иоанн, помещенный по правую руку от Христа, как бы бессильно поник от полученного удара; напротив, решительный Петр, сидящий рядом с ним, хватается рукой за нож, чтобы покарать возможного предателя. Находящийся по левую руку от Христа Иаков Старший красноречивым жестом недоумения развел руки в стороны, а приподнявшийся со своего места рядом с ним юный Филипп - образ высокой душевной красоты - склоняется перед Христом в порыве самопожертвования. И как контраст с ними - низменный облик Иуды. В отличие от своих предшественников Леонардо поместил его вместе с апостолами, лишь выделив его лицо падающей на него тенью. Но в этой фреске выразительны не только лица - столь же ярко характеры участников события проявляются в их движениях, в жестах. Одни лишь движения рук выражают все оттенки чувств, начиная от бессильно лежащей на столе вверх ладонью руки Христа - в этом жесте передано чувство стоической покорности ожидающей его участи - до испуганно всплеснутых рук апостола Андрея.

№ слайда 17

Описание слайда:

Копия фрески Тайная вечеря Конец 16 века. Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло. Ренессанс. Копия фрески художника Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (центральный фрагмент). В создании реставрационной версии-копии фрески принимали участие несколько художников. Размер картины 418 x 794 см, холст, масло. Особая глубина, эмоциональная многозначность содержания фрески связаны с внутренней динамикой ее драматического построения. Изображение это не представляет застылой фиксации какого-то одного мгновения, вырванного из общего временного потока. Напротив, кажется, что действие развертывается у нас на глазах, ибо в этой трагедии одновременно содержится и кульминация (то есть момент высшего драматического порыва), выраженная в образах апостолов, и ее разрешение, которое представляет образ Христа, исполненного спокойного сознания неизбежности ожидающей его судьбы. Но, сообщив полную меру выразительности каждому из действующих лиц, Леонардо да Винчи сохранил в своей огромной многофигурной фреске «Тайная вечеря» ощущение поразительной целостности и единства. Единство это достигнуто в первую очередь безусловным главенством центрального образа - Христа. В нем причина раскрывающегося перед нами конфликта, к нему обращены все чувства его учеников. Изобразительно его ведущая роль подчеркнута тем, что Христос помещен в самом центре композиции, на фоне светлого проема двери, и притом словно в одиночестве - его фигура отделена от апостолов пространственными интервалами, в то время как сами они объединены по трое в различные группы по обеим сторонам от Христа. Он представляет также центр пространственного построения фрески: если мысленно продолжить уходящие в перспективу линии стен и висящих на них ковров, то они сойдутся непосредственно над годовой Христа. Эта централизация выражена, наконец, колористически. Господствующее в цветовой гамме фрески сочетание синего и красного в своем наиболее интенсивном звучании дано в синем плаще и красном хитоне Христа; в ослабленном виде оно варьируется в разных оттенках в одеждах апостолов. Необходимо указать на новые приемы связи фрески «Тайная вечеря» с архитектурно-пространственным комплексом, в котором она помещена. В 15 веке мастер-фрескист, используя предоставленную ему стену, редко стремился к активному воздействию своего произведения на весь архитектурно-художественный ансамбль. Леонардо же, располагая фреску на торцовой стене вытянутого в длину зала, учел в перспективном построении своей композиции, в ее масштабе, в расположении стола и фигур наиболее выгодные возможности для ее восприятия. Не прибегая к иллюзионистическим приемам перехода реального пространства в изображаемое, Леонардо да Винчи добился за счет мощной централизации образного и композиционного построения такого Эффекта, когда огромное помещение трапезной оказалось подчиненным самой фреске, увеличивая монументальность ее образов и силу ее воздействия. Стенная живопись 15 века не знала столь уверенного господства над большими пространствами, и Леонардо да Винчи в этом отношении проложил путь фресковым ансамблям таких величайших мастеров итальянского Высокого Возрождения, как Микеланджело и Рафаэль.

Описание слайда:

Мадонна с прялкой 1510-е годы. Частная коллекция герцога Бэкллью, замок Драмлэнриг, Шотландия. Высокое Возрождение. Картина изображает Мадонну, сидящую на фоне горного хребта. У нее на коленях младенец Иисус. Согласно одному из апокрифических Евангелий, Дева Мария в доме Иосифа работала над изготовлением пурпурной пряжи для храмовой завесы. Леонардо да Винчи в своей картине использовал этот сюжет. Младенец Иисус держит в руках прялку в виде креста, что символизирует принятие им своего предназначения. Мадонна, по сюжету картины, пока еще не может сердцем принять такого, и поэтому рука её приподнята в оберегающем жесте.

№ слайда 20

Описание слайда:

Иоанн Креститель 1513-1516. Музей Лувр, Париж. Высокое Возрождение. На картине художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо, по самой своей идее, по характеру образа находится в противоречии с духом предшествующего искусства Леонардо да Винчи. Особенности этой картины трудно рассматривать только как результат творческого упадка самого художника - в ней уже зарождаются качества, внутренне родственные кризисным явлениям, обнаружившимся в итальянском ренессансном искусстве во всей своей силе через полтора-два десятилетия.

№ слайда 23

Описание слайда:

Благовещение 1472-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция. Высокое Возрождение. Картина «Благовещение» написана художником Леонардо да Винчи в возрасте чуть более 20 лет. Размер картины 98 x 217 см, дерево, темпера. Картина «Благовещение» - довольно крупная по масштабам 15 века вытянутая по горизонтали композиция, длина которой свыше двух с половиной метров, - изображает деву Марию, сидящую за пюпитром для чтения у входа в здание, о монументальности которого дает представление крупный руст углов и наличников портала. Перед ней коленопреклоненный ангел на усеянной цветами лужайке. Фон картины образует прекрасный пейзаж со стройными кипарисами. Несколько навязчивая детализация в духе кватроченто, с которой выписаны складки одежд, цветы, орнаментальные украшения пюпитра, не может заслонить благородной красоты облика и спокойствия движений Марии и ангела. В сочетании со смягченным цветовым строем картины эти качества, недоступные более угловатому и жесткому Андреа Верроккьо, свидетельствуют о руке более молодого художника, стоящего на пороге иного видения мира. За это говорит и более отчетливо выраженная, чем это было принято в 15 веке, ясная упорядоченность композиционного построения, создающая впечатление спокойного простора, - здесь угадывается предчувствие тех приемов художественной организации, которые станут характерными для мастеров Высокого Возрождения.

№ слайда 24

Описание слайда:

Портрет Джиневры де Бенчи Около 1476 года. Национальная галерея искусства, Вашингтон. Высокое Возрождение. В этом погрудном изображении молодой женщины, лицо которой отмечено выражением задумчивой сосредоточенности, можно обнаружить подобное же сочетание традиционных черт с предвестием нового. Живописная манера художника Леонардо да Винчи еще отличается здесь несколько дробной детализацией, но образ модели дамы Джиневры де Бенчи уже окружен своеобразной поэтической атмосферой, чему содействует необычный по своей трактовке пейзажный фон.

№ слайда 25

Описание слайда:

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. Занимался также ботаникой и биологией. И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью - жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, художник был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы его были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Астраханская область Красноярский район село Красный Яр улица Мордовцева 18 «а», телефон: 8-85146-9-13-25 «ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ». Учитель истории и обществознания МИШАК С. В. Красный Яр – 2008 год

2 слайд

Описание слайда:

«Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики» (Ф. Энгельс)

3 слайд

Описание слайда:

1. Введение. 2. Ранний период творчества. 3. Зрелый период. 4. Поздний период. Содержание

4 слайд

Описание слайда:

В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу ро-дился Леонардо ди сер Пьеро д`Антонио. Рано проявив-шаяся у мальчика художественная одарённость побуди-ла отца отдать его в обучение к одному из самых раз-носторонних и известных мастеров Флоренции - скульп-тору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индиви-дуальности Леонардо. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Леонардо зани-мался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и уме-ние связать искусство с научными познаниями, бывши-ми результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы. 1. Введение

5 слайд

Описание слайда:

Джиневра Де Бенчи. 2. Ранний период творчества. «Портрет Джиневры де Бенчи» (около 1478 года, Вашингтон, Национальная га-лерея) - возможно, первая картина Лео-нардо, написанная самостоятельно. Дос-ка обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещённые руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). В этом портрете Леонардо не стремится проникнуть во внутренний мир модели, однако как демонстрация прек-расного владения мягкой, почти монох-ромной светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. Сзади видны ветви можжевельника и подёр-нутый влажной дымкой пейзаж.

6 слайд

Описание слайда:

Картину «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнута реалистическая трактовка че-ловеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдель-ных частях тела, сложное положение обеих фигур. Свет на фигуры в картине падает в основном слева. Он окрашивает всё в зеле-новатые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света. Композиционным и идейным центром карти-ны является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, деви-ческой руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены вниматель-ный и ласковый взгляд мадонны и пытли-вый, серьёзный взгляд младенца, пытающе-гося неловко схватить цветок. Мадонна Бенуа.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Поклонение волхвов» представляет собой большую многофигурную композицию, к которой художник долго и тщательно готовился. Он выполнил десятки предвари-тельных набросков и рисунков, стремясь уточнить в них не только общий композиционный замысел, но и движения, позы и жесты отдельных фигур. Особенно его интере-совали жесты, при помощи которых он стремился пере-дать различные психологические оттенки в переживаниях всех тех, кто пришел поклониться младенцу. Он хотел преодолеть известную застылость и психологическую ско-ванность, свойственные большинству картин XV века на эту же тему, он поставил себе целью расширить рамки реализма, показав разнообразную и противоречивую жизнь собравшихся людей. При этом характерно, что в подготовительных набросках Леонардо даёт почти все фигуры обнажёнными. Тем самым он облегчил себе возможность уяснить до конца тот или иной мотив дви-жения.

9 слайд

Описание слайда:

Неоконченный «Св. Иеро-ним», очень близкий по стилю к «Поклонению волхвов», так-же может быть датирован временем около 1480 года. Это полотно повторяет одну из его излюбленных тем, со-ответствие эмоций у человека и зверя. Редко замечаемая деталь: странное архитектур-ное включение в трещине между скалами в правом верхнем углу намекает нам на тот материальный мир, от которого святой отрёкся Св. Иероним.

10 слайд

Описание слайда:

3. Зрелый период. Мадонна в гроте. В Милане в 1483 году Леонардо получил заказ на изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия - «Мадонна в гроте» Коленопреклонённая Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя лёгкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечёткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подёрнутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется Фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись - это наука.

11 слайд

Описание слайда:

«Мадонна Литта» - закончена несколькими годами позже «Мадонны Бенуа». На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме. Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает всё произведение. Мать кормит ребёнка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребёнок, полный здоровья и бессознательной энер-гии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: та-кой же смуглый, с таким же золотистым цве-том волос. Она любуется им, погружённая в свои мысли, сосредоточив на ребёнке всю силу своих чувств. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечат-ление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать. Мадонна Литта.

12 слайд

Описание слайда:

В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горнос-таем». Горностай заменял в старые времена кошек и был довольно широко распространён в быту. Здесь этот зверёк использован как эмблема Галлерани. С замечатель-ным искусством передал Леонардо тонкое, женственное лицо Цецилии, которая изображена глядящей в сторону и как бы прислушиваю-щейся к словам невидимого собе-седника. Великолепно написаны её руки, в особенности, правая, кото-рой она гладит горностая и в кото-рой так много индивидуального, что уже одна деталь указывает на авторство выдающегося мастера. Надо видеть в подлиннике краковс-кий портрет, чтобы убедиться в том, насколько тщательно написана шерсть горностая, каждый волосок которой воспроизведён с почти каллиграфической точностью. Дама с горностаем.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Наиболее прославленное произведение Леонардо - знаменитая «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие была выполнена между 1495-1497 годами. «Тайная вечеря» привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял «Тайную вечерю» как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие. «Тайная вечеря» - самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя её просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы ещё более акцентировать его место в композиции. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную - строгой и простой. Это даёт ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

В 1504 году Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной «Мона Лиза». Эта картина считается увенчанием его творчества. Над ней он работал четыре года. Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой». Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершённой и гармоничной. Сложенные руки служат как бы пьедесталом образу, а волнующая пристальность взгляда заостряется общим спокойствием всей фигуры. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде, и со складками одеяния, и с лёгкой накидкой на плече Моны Лизы. Всё живет и трепещет в её фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице её едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой, действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом. В них мы видим и мудрость, и лукавство, и высокомерие, значение какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия. Это не радостная улыбка зовущая к счастью. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, в страхе и желании, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, манящую его среди высоких скал. И кажется нам, будто эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает всё тело этой женщины и её высокий лоб, её одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал. Эта женщина с властно заигрывающей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что-то, нам ещё недоступное.

17 слайд

Описание слайда:

Неожиданная по решению, изобра-жающая изнеженного человека с соблазнительной улыбкой, она пора-жает тем, что Леонардо как бы отка-зывается от известного всем образа Крестителя. В этом изгибе тела, в этой улыбке художник выразил квин-тессенцию той вечной мистерии, ко-торая в значительной степени была частью его собственного творчества,- загадку созидания самого себя. «Иоанн Креститель» обращается к зрителю с пророчеством о пришест-вии Христа. Обращенный к небу ука-зательный палец еще один мотив, связанный с иконографией этого свя-того, пришедшего в мир, чтобы про-поведовать покаяние, которое «расчистит путь» грядушему явлению Мессии. 4. Поздний период. Иоанн Креститель.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Леонардо Да Винчи: гениальная личность Выполнила: Сабитова Юлия, ученица 11 класса МКОУ СОШ п.Кобра Руководитель: Рычкова Екатерина Анатольевна

Леонардо Да Винчи (1452-1519) В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо Да Винчи. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо Да Винчи родился в селении А нкиано близ Винчи, недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Дом, в котором родился Леонардо

Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа» фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо Андреа Верроккьо и Леонардо Да Винчи «Крещение Христа» Андреа Верроккьо

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.) В отличие от мастеров XV в. Леонардо отказывается от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии «Мадонна с цветком»

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо не удавалось осуществить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Людовико Моро, продолжалось более десяти лет, но она так и не была отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан. Франческо Сфорца Людовико Моро

В 1977 году Чарльз Дент начал реконструкцию скульптуры. В сентябре 1999 она была установлена на ипподроме Сан Сиро в Милане. Конная статуя (Сан Сиро, Милан) Конь Леонардо, эскиз скульптуры

До нашего времени дошли живописные произведения Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483-1494 гг.) Живописец отошел от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленоприкосновенный ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом в глубине – типичный для Леонардо пейзаж в целом фантастически таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот прием Леонардо называли сфумато.

«Мадонна с младенцем» В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности, идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покоя, радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд, устремленный на зрителя

Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитаний. Некоторое время он работал во Ф лоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503). Портрет известен как «Джоконда», он стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. «Мона Лиза» («Джоконда»)

Автопортрет В последние годы жизни Леонардо Да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска I , он уехал в 1517 году во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер. На автопортрете (1510-1515гг.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

Кло-Люсе, место смерти Леонардо

О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо Да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много места отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейной и воздушной перспективе. Леонардо Да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике и других естественных науках.

Работы Леонардо Да Винчи по анатомии человека Витрувианский человек Описание и зарисовки эмбриона человека

Изобретения Леонардо Парашют Автомобиль

Военная машина Чертеж летательного аппарата

Прожектор Военный барабан

Чертеж летательной машины Арбалет

Памятник Леонардо в Амбуазе Искусство Леонардо Да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние на нее.

Спасибо за внимание!


Слайд 2

Актуальность исследования

Леонардо да Винчи(LeonardodaVinci) (1452-1519 гг.), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Практически все районы наук обеспечены именно его проведенными наблюдениями.

Слайд 3

Цель исследования

Показать жизнь и творчество Л. Да Винчи Жизнь Л. Да Винчи. Л. Да Винчи как скульптор. Л. Да Винчи как архитектор инженер и ученный Живопись в жизни Леонардо Методы исследования: Сбор и анализ информации

Слайд 4

Ход исследования

1. Жизнь Л. Да Винчи 1452 года 15-го апреля в деревушке Винчи близ Флоренции родился Леонардо, внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи (р. 1426) и крестьянки Катерины, также родившейся вне брака. Отец Леонардо был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи еще в ХШ столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, и входили в число состоятельных горожан, носящих титул "сеньор", который уже по наследству перешел к отцу Леонардо.

Слайд 5

2. Л. Да Винчи как скульптор.

Лодовико Сфорца - узурпатор, правитель богатейшего города Милана - заказал ему гигантскую статую всадника, которую он хотел поставить на центральной площади в память о своем отце - Франческо Сфорца. Для монумента было приготовлено 70 тонн бронзы. Леонардо работал над проектом свыше 10 лет, но до нас дошли лишь подготовительные наброски. Дело в том, что вся припасенная бронза была пущена на оружие, ведь в 1495 году враждебно настроенные французы подошли к Милану. В 1498 году они захватили город. Глиняная модель для отливки лошади, имевшая 8 метров в высоту, была использована французами в качестве мишени для тренировок по стрельбе, а Леонардо со своим подмастерьем Джианом и другом Лукой Пачиоли (изобретателем двойной бухгалтерии) переехали во Флоренцию.

Слайд 6

3 Л. Да Винчи как архитектор инженер и ученный.

Гигантские арбалеты. Чертежи из Атлантического кодекса В фильме Пола Верховена «Плоть и кровь» (1985 год) сын барона Арнольфини спроектировал и построил примерно такую же супербашню для штурма замка. Чертеж водолазного костюма (справа) и его реконструкция (слева). Гибрид сенокосилки и колесницы. «Кодекс Арундель», 1487.

Творчество Леонардо да Винчи

Презентация по МХК

Учителя ОГКООУ «Санаторная школа- интернат» Кокаревой С.Ю.


Леонардо да Винчи

итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.

Совершил многочисленные открытия, провел экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики.

Леонардо да Винчи. «Автопортрет» (около 1510-1513). Библиотека, Турин.







В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде).

Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.




В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства.

Внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.


Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж.

Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы

(«Джоконда», около 1503).



Красноватая бумага, наклеенная на холст; уголь; белила.

Сложная группировка фигур типична для композиционных поисков начала 16 века.

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем»





Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи. Мастер не оставил систематического изложения своих мыслей.

«Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником

Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, произвольно извлеченных из контекста его записок.








Похожие публикации