Рыцарские ордена. Духовно-рыцарские ордена средневековья Известные рыцарские ордена

Первые духовно-рыцарские ордена средневековья начинают образовываться во времена Крестовых походов, то есть в период с одиннадцатого по тринадцатый века.

Причина создания орденов

Рыцарские ордена создаются под строгим руководством католической церкви с целью распространения католичества на территории Святой земли, а также для активной борьбы с неверными – мусульманами и язычниками.

Самые могущественные духовно-рыцарские ордена

Самыми древними и самыми влиятельными рыцарскими орденами средневековья принято считать орден тамплиеров и орден госпитальеров. Оба ордена были созданы в самом начале эпохи Крестовых походов.

Госпитальеры

Сначала госпитальеры не были орденом, как таковым, это была организация, задачей которой была забота о раненных и бедных христианах, пилигримах, что находились на территории Святой земли. Но после захвата Иерусалима, организация превращается в рыцарский орден. На рыцарей ордена госпитальеров была возложена задача неусыпной защитой Святой земли и ее жителей. Главой ордена был магистр, на эту должность назначали до самой смерти.

Вскоре госпитальеры начали предлагать рыцарский вооруженный эскорт. Число рыцарей очень быстро росло, и орден стал представлять собой значительную силу на Ближнем Востоке. Рыцари ордена ярко показали себя на поле, сражались они, как и пешем строю, так и в конном. Рыцари были одеты в черные мантии с большими белыми крестами.

Со средины двенадцатого века внутри ордена происходит разделение на братьев-рыцарей (воинов) и братьев-лекарей (заботились о больных и бедных). Орден госпитальеров не подчинялся никому, кроме папы и имел множество привилегий, в числе которых было освобождение от уплаты десятины в пользу церкви и право на владение землей.

Госпитальеры на Святой земле занималась строительством фортификационных сооружений, так они владели семью большими крепостями. Самым мощным укреплением госпитальеров была твердыня Крак де Шевалье, которую ни разу не удалось взять боем. Непреступной крепостью смогли завладеть только однажды, и то только благодаря обману.

После того как Иерусалим пал, госпитальеры нашли свое пристанище в графстве Триполи, а затем на острове Кипр, где было создано Кипрское королевство крестоносцев. После того как тамплиеры были распущены, госпитальеры получили часть их владений.

Тамплиеры

Орден тамплиеров был создан в 1119 году, вскоре после Первого Крестового похода. Королем Иерусалима Балдуином им было выдано помещение в стенах Иерусалимского храма, где они создали свою штаб-квартиру. В 1139 году папа дает рыцарям ордена свое покровительство, и некоторые привилегии. Рыцари-тамплиеры освобождались от уплаты налогов, повиновались только папе и получали в свое пользование земли.

Рыцари ордена тамплиеров сражались в белых мантиях с красным крестом. Сражались как в конном, так и пешем строю. У рыцарей ордена были оруженосцы. Пеший воин был вооружен длинным мечом и щитом, конник же также использовал копье, щит и меч.
Свои воинские таланты они продемонстрировали в битве при Рамле, где войскам крестоносцев удалось одержать победу над силами Саладина.

Тамплиеры были могущественной силой в Европе, а особенно в Англии, ведь их магистр занимал место в парламенте.
В 1187 году рыцари-тамплиеры терпят поражение перед силами Саладина и многие из них попадают в плен. Магистр ордена, как считается, принял ислам и обменял свою жизнь на жизнь своих рыцарей – пленных рыцарей-тамплиеров казнили.

Быстро оправившись от поражения, в 1191 году, тамплиеры принимают активное участие в захвате Акры. Когда в 1199 году крестоносцы возвращают Иерусалим, тамплиеры убивают множество мирных жителей-мусульман города.

Тамплиеры ведут себя довольно жестоко, даже со своими братьями. Они изгоняют с Акры рыцарей-госпитальеров и тевтонцев. Многие госпитальеры и тевтонцы были убиты и взяты в плен.

В 1291 году тамплиеры были вынуждены покинуть Акру и другие города Святой земли, так как не смогли устоять перед натиском мусульман.

Тамплиеры были очень богатыми, так как основу их деятельности составляла экономика, а не боевые действия. Они защищали торговые пути, давали ссуду, принимали пожертвования, занимались ростовщичеством. Кроме того орден обладал огромными земельными наделами.

Как и госпитальеры, тамплиеры занимаются строительством крепостей и дорог. В Святой земле они владели восемнадцатью большими замками. Тамплиеры стали крупнейшими банкирами Европы.

В начале четырнадцатого века члены ордена тамплиеров поддаются массовым арестам и казням. Их обвиняют в богохульстве, распутстве, отречению от Христа и других грехах. В 1312 году орден был официально распущен.

Другие рыцарские ордена средневековья

Менее влиятельными были Тевтонский орден, Орден Святого Гроба Господня, Орден Сантьяго, Орден Христа и другие.

Комментарий переводчика.


Это наиболее полная из известных мне публикаций, которая посвящена в целом рыцарским орденам Позднего средневековья и Ренессанса. Приведенная в статье классификация военных орденов, несмотря на год написания (1911) вполне актуальна и дает возможность тем, кто интересуется историей, упорядочить тот хаос, которым порой в публицистике и околоисторической литературе представляется этот вид крестоносного движения. Безусловно, то, что к моменту написания этой статьи не было еще трудов проф. Смейла, проф. Райли-Смита, А.Фори, М. Мельвиль, Р. Груссе не могло не сказаться на точности многих приводимых фактов. Но, благодаря доступу в архивы Ватикана, автор статьи смог дать много информации из неопубликованных папских булл и других католических источников, которые ранее нигде не встречались.
При переводе особых сложностей не возникло. Единственное, что пришлось сделать для максимальной точности в терминологии - перевести Hospitaller orders не традиционно, как "госпитальные" или "благотворительные" а как "странноприимные ордена". Такой перевод намного точнее отражает их сущность и раскрывает то, что они занимались не о "раздачей милостыни", или "уходом за больными" а комплексной невоенной поддержкой паломников.
Заключительный раздел, "Общая организация военных орденов" опущен ввиду того, что приведенные там данные на сегодняшний
день полезной информации не несут, а напротив, могут ввести в заблуждение неискушенных читателей.

Рыцарские ордена

Военные (рыцарские) ордена.

Под этим термином историки насчитывают около сотни рыцарских братств, как светских, так и религиозных, даже без учета апокрифических и мертворожденных. Столь большое число демонстрирует тот пыл, с которым средневековье приветствовало институцию, полностью соответствовавшую двум главным занятиям эпохи - войне и религии. Позднее королевская власть приспособила эту новую идею к своим нуждам, создавая светские рыцарские ордена - для укрепления своих собственных позиций или для поощрения преданных нобилей. Эти ордена создавались, пока не осталось ни единой страны, в которой бы их не было.

Апокрифические ордена.

Как правило, их "учреждали" отдельные личности. Авантюристы пытались сыграть на тщеславии дворян, самочинно основывая собственные рыцарские братства, и предоставляя (далеко не безвозмездно) свои инсигнии щедрым простофилям. Исходя из этого, все подобные ордена справедливо считаются апокрифическими.
В XVII веке Марино Карачиолли (1624), аристократ-неаполитанец, провозгласил себя наследным Великим Магистром Ррдена рыцарей св. Георгия, который претендовал на то, что ведет начало от Константина Великого.
В 1632 г. Балтазар Гирон, называвший себя Абиссинцем, прибыл в Европу, в качестве представителя ни много ни мало, как ордена св. Антония Эфиопского. Практически сразу же он был разоблачен востоковедом Эбрахамом Экленсисом. (1646)
При дворе Людовика XIV подвизался некий чернокожий, прибывший с Золотого Берега, который выдавал себя за принца, хранящего некую традицию, в которую его посвятил Боссюэ (1686). До возвращения в "свой доминион" он учредил орден Звезды и Девы Марии.

Мертворожденные ордена.

Обычный рыцарский орден представляет собой братство, сочетающее посвящение в рыцари с принятием монашеских обетов. Это подразумевает, что он является одновременно как светским, так и духовным учреждением. Для того чтобы принадлежать к клерикалам, он нуждается в конфирмации папой, а для ношения меча требуется авторизация светского правителя. Рыцарские ордена, не имеющие такого официального признания, должны быть вычеркнуты из истории, даже если они фигурируют во всех исторических трудах, посвященных военно-монашеским орденам. Тем не менее, факт остается фактом - ордена, не прошедшие начальную стадию инициации, существовали. Подобные ордена могут быть отнесены к мертворожденным.
В "Bullarium romanum" - своде папских булл, не найдено ни одного упоминания об ордене называвшемся "Крыло св. Михаила", основание которого приписывается Альфонсо I (1176), ни "Ордене корабля", который, якобы Людовик Святой учредил накануне крестового похода в Тунис, во время которого он умер (1270), ни об "Аргонавтах св. Николая" приписываемых неаполитанскому королю Карлу III (1382).
Филипп де Мезье, канцлер королевства Кипр, написал устав "Ордена Страстей Христовых" (1360) текст которого был недавно опубликован. Этот устав не был ратифицирован.
После завоевания у турок острова Лемнос папа Пий II учредил "Орден девы Вифлеемской", в который он намеревался в дальнейшем преобразовать более старые ордена, более не соответствующие своему предназначению(1459), но скорая потеря острова прекратила существование этой организации. Та же судьба постигла и "Германский орден рыцарей Христовых", и задуманные (1615) при папе Павле V, для борьбы с дуэлями Орден Франции, "Орден Магдалины" (1614) и "Орден постижения Девы Марии" уставы которых написанные Герцогом Мантуи и утвержденные Урбаном VIII (1623), так и остались без применения.

"Подлинные" ордена

Эпоха крестовых походов завершилась. Существовавшие в это время ордена можно разбить на три категории: большие регулярные ордена, малые регулярные ордена и светские ордена

Большие регулярные ордена.

появились во времена Крестовых походов, - с тех пор они имеют общую для всех эмблему - крест, носимый на груди.

Военно-монашеские ордена.

Самым старым из них является Орден Храма, который собственно послужил моделью для остальных. Всего лишь после столетнего(sic!) существования он был распущен папой Клементом V, но два его осколка сохранились и в XIV столетии - "Орден Христа" в Португалии и "Орден Монтезы" в Испании. В двенадцатом столетии в Португалии по образцу устава тамплиеров был учрежден "Орден Авес". В то же самое время в Кастилии возник Орден Калатравы, а в Леоне - "Орден Алкантара".
Военно-странноприимные ордена
Одновременно с чисто военными орденами, возникли другие, которые совмещали как военные, так и странноприимные функции. Наиболее известными среди них являются госпитальеры св. Иоанна Иерусалимского и тевтонские рыцари, - оба существуют и сегодня. К этой категории можно отнести и "Орден Саньяго", который распространился на территории Кастилии, Леона и Португалии

Странноприимные ордена

В конце концов, чисто странноприимными орденами, чьи руководители, тем не менее, называли себя рыцарями, но никогда не участвовавшими в сражениях были такие ордена как "Орден Св. Лазаря Иерусалимского", и "Орден Святого Духа Монпелье". Этот список может быть продолжен "Орденом Богоматери - Искупительницы" (также известный как Nuestra SeЯora de Merced, мерседрианцы, или "Орден милосердия Святой Девы") учрежденный в 1218 г. в Арагоне св. Петром Ноласко для выкупа пленников. Он включал как рыцарей так и клерикалов, и изначально рассматривался как военный орден, но имел постоянные разногласия, кто и в каком ранге будет занимать пост великого магистра. Иоанн XXII (1317) оставил великое магистерство за клириками, в результате чего произошел массовый переход рыцарей в недавно основанный орден Монтезы.

Малые регулярные ордена.

В двенадцатом столетии имеются упоминания об "Ордене Монжуа", утвержденном Александром III (1180), который очень походил на "Орден Калатравы", с которым он был вскоре объединен.
В 1191 г. после осады Акры, Ричард Английский, исполняя крестоносный обет, учредил "Орден св. Фомы Кентерберийского", как странноприимный орден, для помощи английским пилигримам. Возможно, он был связан с госпитальерами св. Иоанна, и вместе с ними отправился на Кипр после потери Палестины. Его существование подтверждается списком булл Александра IV и Иоанна XXII. От ордена мало что сохранилось за исключением, пожалуй, замечательного по архитектуре собора св. Николая на Кипре.
Намного лучше известна история Ордена Меченосцев (SchwertzbrЭder ,Ensiferi, Swordbearers) в Ливонии, который был основан Альбертом, первым епископом Риги (1197), для того, чтобы нести веру в земли Балтии и защищать вновь обращенных христиан от язычников, которых еще оставалось много в этой части Европы. Против этих язычников был организован крестовый поход, но крестоносцы, которые отбывали временную службу, выполнив обет поспешно уезжали и, также как и в Палестине, стало необходимо иметь там постоянно действующий орден. Этот орден принял устав и эмблему от тамплиеров - красный крест на белом плаще, оттуда и пошло имя Меченосцы (Ensiferi). Орден был утвержден в 1202 г. буллой Иннокентия III. Он был открыт для всех желающих вне зависимости от происхождения, и был переполнен не имевшими целей авантюристами, чья неумеренность больше разъяряла язычников, нежели приводила их к обращению. Орден продержался недолго и имел всего двух великих магистров, первый из которых, Виннон был убит одним из своих же братьев в 1209 г., а второй Волгуин, пал на поле боя в 1236 г. вместе с 480 рыцарями ордена. По прошению уцелевших, они были приняты в Тевтонский орден, трансформировавшись в его отделение "Ливонские рыцари" во главе с магистром провинции(1238). Завоеванные ими владения при Карле V (1525) стали княжеством и последний их магистр Годдар Кеттлер () секуляризовался и стал потомственным Герцогом Курляндским под сюзеренитетом польской короны(1562).
"Гвиденти Девы Марии Болонской" был утвержден папой Урбаном IV в 1262 г. и распущен Сикстом VI в 1589, когда военные ордена уже не особо ассоциировалось с благородными рыцарями, которые могут обеспечить мир в тяжелые времена.
"Орден св. Георгия Афламского" в Арагоне был признан в 1363 г. Урбаном V и в 1399 г. объединен с Орденом Монтезы.
"Орден рыцарей св. Георгия" в Австрии был основан императором Фридрихом III и утвержден папой Павлом II в 1468 г, но после недолгого существования, из-за недостаточности владений, орден уступил место светскому рыцарскому братству.
"Орден папы Стефана" был основан в Тоскане Великим Герцогом Космо I и утвержден Пием IV в 1561 г. Он основывался на бенедиктинском уставе. Он имел административный центр в Пизе, и был обязан снарядить определенное число галер для сражения с турками в Средиземном море, по подобию и совместно с "караванами" Мальтийского ордена.

Светские ордена.

Датированные четырнадцатым столетием братства светских рыцарей организовывались по принципу больших регулярных военно-монашеских орденов. Как и в последующие годы, мы обнаруживаем в этих орденах светского покровителя, клятву служить Церкви и суверенного, определяемого уставом великого магистра (обычно члена правящего монархического рода) и, как правило состоящий из набожных людей. Многие из них просили одобрения у Святого престола, которое, с другой стороны давало им духовную поддержку.
Основными такими орденами были:

Англия.

В Англии Эдуард III, в память о легендарных Рыцарях Круглого стола учредил в 1349 г. братство двадцати пяти рыцарей, исключительно принцев крови, и принцев-иностранцев под патронатом св. Георгия и для капитула предоставил им церковь Виндзорского замка. Этот "Орден Подвязки" получил название от характерной эмблемы, которую носили на левом колене. Об этом значке рассказывается много всяких историй, подлинность которых весьма сомнительна. Нам ничего не известно о происхождении "Ордена Бата", создание которого датируется временем коронации Генриха IV(1399). Третий орден, "Шотладский", изначально "Орден Чертополоха", датируется правлением Иакова V Шотландского(1534). Этот орден существует и по сей день, но он был обращен в протестанство.

Франция.

Во Франции существовал со времени правления Иоанна Доброго (1352) "Орден Звезды", "Орден св. Михаила", основанный Людовиком XI (1469), "Святого Духа", основанный Генрихом III (1570), "Девы Марии Кармелитской" объединенный Генрихом IV с орденом св. Лазаря, который был полностью уничтожен во время Великой французской революции.

Австрия и Испания

Австрия и Испания в настоящее время оспаривают право на "Орден Золотого Руна", основанного герцогом Филиппом Добрым и утвержденный папой Евгением IV в 1433 г. и расширенный Львом X в 1516 г.

Пьемонт

В Пьемонте орден "Аннунзиата" в своем более позднем виде датируется временем правления Карла III, герцога Савойского в 1518 г., но первое посвящение Непорочной Деве приходится на правление Амадея VIII, первого герцога Савойского, и оно было сделано антипапой, известным под именем Феликс V (1434). Еще до этого посвящения в Савойе существовал "Орден Ожерелья", капитул которого находился в кафедральном соборе Пьер-Шатель в Бюже. Там же рыцари Аннунзиата праздновали Благовещение, так что они могут считаться правопреемниками "Ордена Ожерелья". После передачи Бюже Франции они преобразовали свои капитулы во вновь основанный Камалдолезский монастырь в Туринских горах(1627)

Мантуя

В герцогстве Мантуя герцог Винсент Гонзага, с одобрения Павла V на свадьбу своего сына Франциска II учредил орден "Рыцарей Пречестной Крови", в честь реликвии, которая хранилась в столице герцогства.

Понтификальные светские ордена

В конце упомянем ряд понтификальных светских орденов, самым старым из которых является "Орден Христа", возникший одновременно с такой же организацией в Португалии в 1319 г. Одобрив последний, Иоанн XXII предоставил ему право принимать в свои ряды ограниченное число рыцарей по патентам. В наше время он является наградой за заслуги любого человека, вне зависимости от происхождения.
То же самое можно сказать и об "Ордене св. Петра", учрежденного Львом X в 1520 г., об "Ордене св. Павла", основанном Павлом III в 1534 г, и "Девы Марии Лореттской", созданный Сикстом V в 1558 г. для того, чтобы охранять и защищать там церковь. Эти отличия в основном давались членам папской курии
Есть ряд вопросов относительно "Ордена Святого Духа", который прежде был подчинен Патриарху Иерусалима, и был реорганизован папой Пием X . "Рыцари св. Екатерины Синайской" не являлись орденом ни светским, ни регулярным.

Список литературы.

MIRфUS, Origine des chevalier et ordres militaires (Antwerp, 1609);
FAVYN, Histoire des ordres de chevalerie (2 vols., Paris, 1620); BIELENFELD, Geschichte und Verfassung aller Ritterorden (Weimar, 1841);
CAPPELETI, Storia degli ordini cavallereschi (Leghorn, 1904);
CLARKE, Concise History of Knighthood, II (London, 1884);
DIGBY, The Broad Stone of Honour (London, 1876-77);
LAWRENCE-ARCHER, The Orders of Chivalry (London, 1887);

(с) 2007 by Kevin Knight. All rights reserved.
Written by C.H. Moeller. Transcribed by Wm Stuart French, Jr.. Dedicated to Rev. Raphael Bridge, O.S.B.

The Catholic Encyclopedia, Volume X. Published 1911. New York: Robert Appleton Company. Nihil Obstat, October 1, 1911. Remy Lafort, S.T.D., Censor. Imprimatur. +John Cardinal Farley, Archbishop of New York

Перевод с английского (с) 2007

Возникновение рыцарских орденов , обусловлена с появлением крестовых походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.

Тевтонский орден

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века .
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года . В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле , где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи .
В 1212-1220 гг . Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию , в город Эшенбах , принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца . В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау . C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году , которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий , попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232 , когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг . Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск . Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье . Русский государь Александр Невский , в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере . Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Орден Калатравы

Орден Калатравы являлся самым первым рыцарским и католическим орденом Испании с XII века. Основали орден, монахи-цистерцианцы в Кастилии в 1157 году . А в 1164 году , орден был официально закреплён папой Александром III . Cамо название "Калатрава " берёт начало у названия мавританского замка, находившегося в землях Кастилии и удержанного в боевых схватках королём Альфонсом VII в 1147 году . На существующий замок, постоянно покушались враги. Поначалу его обороняли тамплиеры, а позднее, по настоянию аббата Раймонда , на подмогу пришли монастырские рыцари крестьянского происхождения во главе c Диего Веласкесом . После постоянных стычек с врагами, орден Калатравы , получил новое рождение в 1157 году под предводительством короля Альфонса.
Позднее, после 1163 года влияние ордена значительно расширилось, что позволило осуществлять атакующие рейды. Многим рыцарям не понравилась новая милитаризация и они покинули сообщество. В дисциплинарный распорядок включились новые правила. Воины должны были ложиться спать в рыцарских доспехах и носить белую материю, с символом крестообразного цветка в виде красной лилии.
В ордене Калатравы, организовывался ряд военных походов c успешными боевыми вылазками. Король Кастилии вознаграждал рыцарей, где победоносная слава, разогрела в воинах понести службу Арагону. Но после славных побед, последовала полоса поражений. Непримиримая вражда с маврами из Африки, заставило воинов ордена, сдать позиции и крепость Калатраву в 1195 году . После этого, орден начал накапливать новые силы в новом, построенном замке Сальватьерре . Туда были приглашены новые воины. Но в 1211 году и этот замок сокрушительно пал перед маврами. Вернуть утраченную Калатраву рыцарям, помог Крестовый поход в 1212 году . Под таким давлением мавры ослабели и их господство потеряло значимость. Орден Калатравы в целях безопасности, перенёс свою резиденцию на новое место. Расстояние от старого местонахождения, составляло около 8 миль. Под новым влиянием, было организовано 2 новых ордена: Алькантара и Ависа.
В XIII веке орден Калатравы стал крепким и могучим. В военные участия, сообщество могло выставить огромное число рыцарей. Но дальнейшее богатство и могущество, заставило проявить к нему, зависть королевской знати и породить новые конфликты.

Орден Ависа

Появление обусловлена сообществом Калатравы , когда бывшие участники в момент крестового похода 1212 года , для надёжности организовали в новых землях, португальский орден Ависа для защиты от мавров. В интересах королей возникала идея, содержать на службе рыцарей-крестоносцев для противоборства с неверными. Огромное влияние на орден Ависа оказали тамплиеры, которые обитали ранее на португальских землях. В 1166 году рыцарским сообществом, был успешно освобождён восточный город Эвора . В честь такого знаменательного события, государь одарил руководство ордена существующими землями. В XV веке , королевским советом Португалии, был организован поход в Северную Африку. Cамым первым предводителем Ависа, стал Педру Афонсу . Главным центром ордена сделали Ависcкий замок. Здесь принимали важные решения и духовные уставы. В конечном итоге, рыцари ордена Ависа, стали полноправными землевладельцами с собственными колониями. Португальский орден заполучил финансовое могущество, которое позволило управлять политическими и экономическими решениями.

Орден Сантьяго

Орден Сантьяго являлся испанским, рыцарским орденом, который был образован приблизительно в 1160 году . Словом "Сантьяго" было названо в честь священного покровителя Испании. Главной задачей ордена, заключалась защита дороги паломников, к покоям апостола Иакова. Орден возник сразу в двух городах, Леон и Куэнка . Эти 2 городские земли соперничали между собой, тем самым, отбирая в свои руки господствующее влияние. Но после их объединения кастильским королём Фердинандом III , проблема успешно решилась. Орден перенесли в город Куэнка.
В отличии от других рыцарских сообществ и Калатравы, распорядок Сантьяго был намного мягче остальных. Все члены ордена имели право вступать в брак. Благодаря этому, орден Сантьяго, был намного крупнее в численности его обитателей и в своём соразмерном объёме. Он имел 2 города, cто с лишним деревень и 5 монастырей.
Численность войска составляла в 400 всадников и 1000 пеших рыцарей. Орден Сантьяго активно участвовал в битвах с мусульманами и крестовых походах. Устав требовал новичкам, прежде чем вступить в ряды воинов, отслужить гребцами в полугодовом периоде. Все предки данного крестоносца, должны были быть благородными и дворянской крови.
Управляющих руководителей ордена постоянно меняли на других. За несколько веков сменилось 40 магистров. Весь XV век , прошёл в первенстве за правообладательное влияние над орденом.

Орден Святого Лазаря

Орден Святого Лазаря возник в Палестине под влиянием крестоносцев и госпитальеров в 1098 году . Поначалу, cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался неофициально существующим.
"Cвятой Лазарь " принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году . А в 1244 году орден Лазаря проиграл битву в Форбии , которая произошла 17 октября . Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.
В 1517 году произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.

Орден Монтегаудио

Орден Монтегаудио - это испанский, рыцарский орден, который основал граф Родриго Альварес в 1172 году . Этот основатель являлся членом ордена Сантьяго. Название Монтегаудио, участники дали в честь одного холма, из которого крестоносцы обнаружили Иерусалим. Таким образом, на данной возвышенности была построена крепость, а вскоре образован и сам орден. В 1180 году сообщество официально признало церковное руководство и католическим папой Александром III . Cимволикой Монтегаудио являлся красно-белый крест, который был закрашен наполовину. Его носили на всех атрибутах экипировки, в том числе на одежде из белой материи. Все члены сообщества вели отчуждённый образ жизни. Их жизненный распорядок походил на цистерианцев.
В 1187 году многие участники ордена Монтегаудио, приняли участие в кровопролитной схватке при Хаттине с мусульманскими армиями. Исход поединка закончился полным поражением Монтегаудио, где большинство рыцарей было убито. Оставшиеся в живых, нашли убежище в Арагоне. Здесь в 1188 году , в городе Теруэль , участники бывшего рыцарского сообщества организовали медицинский госпиталь Святого Искупителя .
В 1196 году , орден Монтегаудио был распущен из-за нехватки рыцарей в ряды пополнения. Бывшие его участники объединились с тамплиерами и с орденом Калатравы .

Орден Меченосцев

Орден Меченосцев был немецким, рыцарским орденом c католической идеологией, образованный в 1202 году монахом Теодорихом . Он также являлся заместителем епископа Альберта Буксгевдена из Латвии, который проповедовал в Ливонии. Орден официально утвердила католическая церковь в 1210 году . Главным, символизирующим рисунком являлся красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.
Меченосцы подчинялись руководству епископа. Все действия выполнялись только с его одобрения. Весь распорядок поддерживался уставом тамплиеров. Сообщество ордена разделялось на рыцарей, священников и служащих. Рыцари были выходцами мелких феодалов. Cлужащих, набирали из простых горожан, которые становились оруженосцами, cлугами, посыльными и ремесленниками. Магистр стоял во главе ордена, а капитул решал его важные дела.
Как и во всех других орденах, на захваченных территориях сооружались и укреплялись замки. Большая часть захваченных земель, передавалась в господство ордена. Остальная, передавалась епископу.
Орден меченосцев враждовал с Литвой и земгалами. Военные походы осуществлялись как той, так и другой стороной против друг друга. На стороне литовцев, нередко участвовали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы , который закончился полным поражением ордена и убийством магистра Волгуина фон Намбурга . Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года .

Добринский орден

Добринский орден Польши , был организован в качестве защиты от прусских вторжений. Его основателями являются польские князья и епископы, которым захотелось создать прототип Тевтонского ордена. 1222 год , знаменательная дата его создания. Символика сообщества была очень схожа с меченосцами. Распорядок и дисциплина в точности походили на них и на орден тамплиеров.
На изображениях был виден тот же красный меч, но только за место креста, наносилась алая звезда. Она характеризовала, обращение Иисуса к язычникам. Рисунок можно было увидеть на всей рыцарской атрибутики сего сообщества.
Орден нанимал 1500 немецких рыцарей для своей свиты, которые собирались в польском городе Добрыне. Во главе "добриничей " встал Конрад Мазовецкий .
Cлава и подвиги Добринского ордена были безуспешными. Сообщество просуществовало около 20 лет и лишь в 1233 году , в битве при Сиргуне рыцари отличились, победив 1000 с лишним пруссов . Дальше, орден соединился с тевтонцами, с благоволением папы. Позднее, в 1237 году Конрад Мазовецкий хотел заново собрать Добринский орден в польском замке Дорогичин, но Данил Галицкий разбил их. Окончательное прекращение существования произошло в XIV веке , когда умерли абсолютно все предводители ордена.

Орден Монтесы

Орден Монтесы являлся испанским, рыцарским орденом, который образовался в XIV веке . Был организован в 1317 году, в Арагоне. Он продолжил идеологию тамплиеров и примерно соблюдал традицию крестоносцев. Испанская корона сильно нуждалась в защите от мавров с юга, поэтому всегда была рада поддержке последователей тамплиеров. Новый указ католического папы 1312 года , который угнетал права тамплиеров, обязал их, перевестись в ряды сего ордена Монтесы c повеления короля Сицилии Хайме II .
Орден назвали в честь крепости Святого Георгия в Монтесе . Здесь же он был впервые образован. В 1400 году произошло слияние с орденом Сан-Хорхе де Альфама , увеличив существующую силу вдвое. В 1587 году королевство Испании подчинило собственность Монтесы и орден стал зависеть от него. Такое положение продолжилось вплоть до XIX века , пока все владения рыцарского сообщества, не были конфискованы Испанией.

Орден Христа

Орден Христа являлся рыцарским орденом в Португалии, который продолжил ремесло тамплиеров. В 1318 году португальский король Даниш , официально воспринял и учредил данное сообщество. Все члены ордена, получили от папы Иоанна господствующие земли и замок Томар . Эта каменная защита, выдержала грозный натиск враждующих мавров.
В 1312 году орден оказался распущенным и для многих, знатных руководителей такое положение не устраивало. В 1318 году король Даниш собирает всех былых рыцарей в новое сообщество под названием "Христово ополчение". Местом обитания стал новый замок Кастро-Марим на юге Альгавры. После беспокойного времени в боевых участиях с маврами, рыцари вновь оказались под угрозой распада. Принц Генрих, настроил орден против правителей Марокко, для того, чтобы собирать сборы с продукции Африки на восстановление замка Томар.
Многие участники ордена принимали участие в мореплавательных путешествиях, в том числе с Ваской да Гамой . На парусах кораблей красовалась символика ордена, в виде большого, алого креста. Некоторые члены ордена начинали противоречить правилам и распорядку, связанным с безбрачием. Поэтому папе Александру Боржду, пришлось внести значительные изменения во внутренний распорядок дисциплины, в пользу её участников.
Король Мануэль опирался на постоянную поддержку ордена и в конечном итоге, такая зависимость привела к изъятию церковной собственности в пользу государства. Окончательный переход ордена Христа от церковного влияния к королевству, произошёл в 1789 году .

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского

Основание данного ордена относится Готфриду Бульонскому . Этот знаменитый предводитель, возглавил Первый крестовый поход , а после его окончания, cоздал сообщество в 1113 году с благословения Папы Римского . У Готфрида была прекрасная возможность, взять предложенную власть в свои руки по правлению Иерусалимского королевства. Но благородный нрав рыцаря, избрал путь отказа от престола, выбрав при этом статус главного защитника Господнего Гроба.
Главная цель всех участников ордена, состояла в защите христианских паломников от агрессивных чужеземцев и распространения веры в земляных округах Палестины. Многие из пилигримов в конечном итоге, принимали решения вступать в рыцарское сообщество. Пополнение в ряды священных воинов, мог осуществляться наёмниками из Палестины.
В 1496 году орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского был перенесён из Иерусалима в Рим . Такая позиция, способствовала возглавить сообщество Папой Александром IV в качестве Великого магистра.

Орден Святого Георгия

Орден Святого Георгия - это рыцарский орден Венгрии , созданный королём Карлом Робертом в 1326 году. Причиной создания такого ордена, послужило укрепление позиции короля, которая подвергалась угрозе со стороны венгерской аристократии. Вся заваруха, переросла в вооружённые противостояния истинного государя с баронами. В этой борьбе, Карлу Роберту приходилось стойко придерживаться своей титульной позиции, на которую покушалась сторонняя знать. Множество дворян поддержало короля и его взгляды.
Демонстрационным мероприятием, выделяющим официальное начало открытие ордена, послужил рыцарский турнир. Количество рыцарей Святого Георгия не превышало 50. Они принимали клятвенную присягу служить верой и правдой своему королю, оберегать церковное ремесло от еретиков и язычников, а также защищать слабых от подлых врагов и захватчиков. Новых воинов, принимали только с соглашением всех членов сообщества. Орден в отличии от многих, не имел Великого магистра. Зато у Святого Георгия имелся канцлер, а также светский и духовный судья.
Символикой ордена, служил красный щит с нанесённым на нём белым, двойным крестом.

Похожие публикации