Уровни творческой активности. Сущность и пути формирования творческой активности детей

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития - творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по тому или иному предмету.

Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей в школе важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения младших школьников.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще.

Активность - не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность - многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству.

Активность, по мнению Н.А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру".

По мнению М.В. Бодунова, "психологическая активность, рассматривается как интегральный параметр личности, имеет две стороны, - качественную и количественную". Качественная, содержательная сторона активности, определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется интенсивностью, распределением во времени.

А.В. Петровский и В.А. Петровский выделяли, что всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

По мнению И.П. Волкова следует, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.

Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс), а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984), использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982), возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983), для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления - факторы креативности.

К ним относятся:

Интеллектуальная творческая инициатива - направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления - богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А.Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят:

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции.

Следующий - мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского).

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы овладения умениями такого рода и предполагает наличие у детей:

1. Любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопроса.

2. Чувства увлеченности, радости успеха.

3. Стремления к творческим достижениям.

4. Стремления к лидерству.

5. Стремления к получению высокой оценки, признанию успеха в творческой деятельности.

Интерес к творческой деятельности определяет развитие остальных свойств. На более высоких уровнях развития творчества у детей, преобладают такие мотивы, как стремление к лидерству и получению высокой оценки, которые часто компенсируются удовлетворением от творческой деятельности.

Особое место в его составе занимают интеллектуально-эвристические способности и интеллектуально-логические умения (Ю.Н. Кулютин, Н.С. Лейтес, С.Ю. Степанов), в структуре творчества выделяют интеллектуальный компонент.

По мнению В.И. Андреева, содержательно-операционный компонент состоит из следующих групп способностей и умений:

Интеллектуально-логические,

Интеллектуально-эвристические,

Организационные

Коммуникативные.

К основным интеллектуально-логическим умениям автор относит: умение сравнивать, умение анализировать, расчленять объект познания на элементы; умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, умение описывать явления и процессы, логически связанно излагать свои мысли; умение объяснять; умение обосновывать.

К интеллектуально-эвристическим способностям - способность генерировать идеи, способность к фантазии, способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативность мышления), гибкость мышления, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Коммуникативные способности, по мнению автора, проявляются в сотрудничестве и коллективных творческих делах. Это: способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность избегать конфликтов или успешно их разрешать.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это: умение планировать; способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей; способность к самоконтролю; способность к рефлексии, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Ряд авторов выделяет эмоционально-волевой компонент творчества. Эмоция - это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Исследователями изучена взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов, определено их значение в развитии творчества. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонность заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента - это волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер. Эмоционально-волевой компонент, по мнению исследователей, предполагает наличие у детей интереса, умения радоваться и удивляться, честности, решительности, инициативности, способность испытывать сострадание, способность к волевым усилиям.

Таким образом, рассмотрев понятия активности и творчества, и, опираясь на опыт исследователей, мы переходим к анализу самой творческой активности личности.

Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. В исследованиях Ю.Н. Кулютина, Я.А. Пономарева раскрыта сущность единства творческого процесса детей и взрослых, установлены возможности развития творческой активности во всех видах деятельности.

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский), включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально. Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в "универсальных" творческих способностях (Б.М. Теплов).

С.Л. Рубинштейн в определении творческой активности подчеркивает значимость взаимовлияний субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, делает акцент на неповторимость, индивидуальность созданной конкретным человеком картины мира, причем, создание "картины" и есть акт "творческой самодеятельности".

А.М. Матюшкин связывает между собой понятие способности и творческой активности. Он считал, что "…всеобщей формой проявления и развития способностей, их сердцевиной, "…является представление о способностях, как творческой активности" .

Большинство авторов (Д.Б. Богоявленская, М.И. Бойцов, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.) высшей формой активности в любом виде деятельности - игре, учении, труде, познании - считают творческую активность. Причем, творческая активность, представляя высший уровень активности, базируясь на различных ее типах, включает их в свою структуру.

А.В. Петровский и Т.И. Шамова, давая оценку понятия "творческая активность" в контексте деятельности, определяют ее, как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Они акцентируют внимание на том, что активность проявляется в деятельности, проходящей, как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от учителя начальных классов создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М.И. Махмутова); формирование опыта творческой учебной деятельности (И.Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д.Б. Богоявленская).

Так, З.В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества, выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю.В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е.Н. Тупичкина, Л.Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству, выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий.

За основу эксперимента взят этот подход, но наша классификация строится на постоянстве проявления мотивационного компонента.

В выделении уровней развития творческой активности в процессе обучения литературному чтению является степень сформированности ведущих компонентов структуры: мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой. Будем считать критерием определения уровня мотивационного компонента степень и частоту проявления свойств личности. Содержательно-операционный компонент будем определять по полноте, оригинальности, новизне. Эмоционально-волевой компонент - по полноте, частоте проявления данных качеств.

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности мы обобщим наиболее существенные.

Д.Б. Богоявленская считает, что самостоятельность - это качество, включенное в активность. П.Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны - процесс формирования творческой активности, являющейся качеством деятельности.

В.И. Андреев и А.Я. Пономарев включают оригинальность в показатели творческой активности.

Новизна результатов и способов деятельности - показатель, без которого изучение творческой активности невозможно. Справедливо считает Д.Б. Богоявленская, что "в выходе за пределы заданного и кроется "тайна" высших форм творчества, т.е. способность видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие". Однако сложность выявления степени новизны - в затрудненности фиксирования разницы между старым и новым, между вновь созданным и существовавшим ранее. Мы будем считать, что выход - в фиксации различий, заданных извне целей и способов творческой деятельности, с целями и способами возникающей вслед за этим самостоятельной творческой деятельности. Принятие детьми цели творческой деятельности, отличной от заданной извне, и самостоятельный выбор способов ее достижения позволяют определить возникающую активность как творческую.

Изучение различных подходов позволил выделить критерии творческой активности детей, по которым мы будем отслеживать эффективность эксперимента:

1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.

2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.

3. Проявление догадливости, сообразительности, и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.

4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.

5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.

6. Стремление к оригинальности.

7. Проявление самостоятельности в работе.

8. Умение преодолевать возникшие трудности.

Таким образом, можно выделить следующие уровни творческой активности младших школьников: низкий, средний, недостаточно высокий, высокий.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Дети не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля. При возникновении трудностей у таких детей преобладают отрицательные эмоции. Они не могут и порой не желают преодолевать трудности в поисках ответа на вопрос.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Дети со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовывать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Недостаточно высокий уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие дети проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. При неудачах часто останавливаются на полпути, хотя вполне могут преодолеть возникшие трудности. Не всегда доводят начатую работу до конца или могут позволить себе выполнить ее кое-как.

С охотой берутся за выполнение любого творческого задания, при удачном решении которого испытывают радость.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на стандартные решения, как правило, завершается успешно. Дети с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Таковы характеристики уровней творческой активности детей. Такое их понимание в обобщенном виде показывает не просто деятельностное состояние ребенка, но и связанную с ним сформированность личностных качеств, проявляемых в этой деятельности.

Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное-невероятное»

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию - 1.

    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

    Лицо - зеркало души (М. Горький).

    Единственная настоящая ценность - это труд человеческий (А. Франс).

    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).

    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник - родник

    глаз - слеза

    огонь - костер

    шторм - наводнение

24-27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

    В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше - Ваши действия?

    В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа - 0; тривиальный ответ - 1; оригинальный ответ - 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    Консервная банка.

    Металлическая линейка.

    Велосипедное колесо.

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

37.

а) смотреть интересный фильм дома

в) проводить время в компании друзей

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да - 2; трудно сказать - 1; нет - 0.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне удается находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать свою правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

    Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

Фамилия ______________________ Группа _____________

Дата заполнения ________________

1

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

    Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

    Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

    Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

    Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

    Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

    Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

    Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

    Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов

Экспериментальная работа проведена на базе МБОУ "СОШ № 6" г. Прокопьевска в 3 "А" классе. Класс работает по программе "Школа 2100".

В классе 20 человек из них 11 мальчиков и 9 девочек. Дети на уроках активные, коллектив детей дружный, всегда помогают друг другу, дисциплинированный. В классе достаточно средств и материалов для развития творческой активности детей, дети активны в самостоятельной деятельности, проявляют инициативу в творчестве.

Для выявления условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа:

Первый этап - констатирующий эксперимент, цель - выявить уровень сформированности творческой активности у младших школьников.

Второй этап - формирующий эксперимент - направлен на экспериментальное подтверждение условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников.

На третьем этапе - контрольный эксперимент, направлен на установление эффективности экспериментальной работы по применению системы игр, направленной на развитие творческой активности, выявление изменений в развитии уровня творческой активности детей.

Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности творческой активности младших школьников. Для выявления данного показателя мы использовали следующие методики

  • 1) Тест Торренса "Закончи рисунок";
  • 2) Методика В.И. Боязитовой "Нерешаемая задача";
  • 3) "Несуществующее животное".

Для определения показателей творческой активности мы опирались на следующие понятия:

Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.

Творческая активность - это способность личности инициативно и самостоятельно находить "зоны поиска", ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Творческое мышление - один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями.

Поскольку творческая активность связана с особым видом мыслительной деятельности - творческое мышление, за основу мы взяли, показали: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и уровень творческой активности ученика при выполнении заданий.

Для определения данных показателей мы ориентировались на следующие уровни:

Показатели

Уровень проявления

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Уровень проявления активности ученика

Ученик всегда выдвигает идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует разнообразные способы деятельности

Ученик выдвигать разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью, способен делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения.

Ученик способен к изобретательской и конструктивной деятельности, детально разрабатывает каждую идею.

Ученик характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками нового способа в их проникновение.

Ученик иногда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует в большинстве заданий разнообразные способы деятельности

Ученик не всегда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью.

Ученик не всегда проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

Ученик не выдвигает идеи или количество их незначительно, затрудняется переходить от одного аспекта решения к другому, не всегда использует разнообразные способы деятельности

Ученик не выдвигает идеи или количество их не значительно, затрудняется переходить от одного аспекта проблемы к другому, не всегда использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется низкой интеллектуальной активностью.

Ученик не проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик характеризуется стремлением понять, запомнить и воспроизвести знания.

Развитие творческой активности было рассмотрено нами на трех уровнях: высоком, среднем, низком.

Высокий уровень - ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использует разнообразные стратегии решения проблем, проявляет инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность, наблюдательность, сообразительность. Преодолевает трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно, переносит умения и навыки из одной деятельности в другую.

Средний уровень - ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. Использует в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность в том случае, если данная тема интересна. Работает самостоятельно, но иногда обращается помощью к учителю.

Низкий уровень - ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, пассивен. С трудом включаются в работу, задание выполняет только с помощью учителя. Ученик с данным уровнем нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, все ответы шаблонны, не проявляет инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Первая методика Тест Торренса "Закончи рисунок".

Целью методики является: выявление уровня сформированности показателей беглости, гибкости, оригинальности.

На двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Нужно добавить к ним дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки. При этом нужно придумать для каждой картинки название и подписать внизу. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут.

При проведении этого эксперимента мы выявили, что высокий уровень творческой активности имеют 35% детей. Дети с данным показателем отличаются от остальных гибкостью мышления, выдвигали идей, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Использовали разнообразные стратегии решения проблем, проявляли инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В рисунках прослеживается нестандартное использование геометрических фигур. Преодолевали трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно.

45% детей показали средний уровень развития показателей. Дети с данным показателем не всегда выдвигали идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использовали в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагали недостаточно оригинальные пути решения. В рисунках прослеживается шаблонный уровень, но к некоторым геометрическим фигурам используется нестандартный подход. При возникновении трудностей во время выполнения задания иногда обращались за помощью к учителю.

Низкий уровень развития творческой активности имеют 20% детей. Дети с данным показателем не стремились выдвигать идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, с трудом включались в работу. Не проявляли высокой активности, при возникновении трудностей у детей с данным показателем преобладали отрицательные эмоции, постоянно обращались за помощью к учителю. Рисунки характеризуются шаблонностью, стереотипностью, ученики не проявляли инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Результаты деятельности детей, в ходе выполнения заданий на этапе проведения констатирующего эксперимента представлены в диаграмме (Рис. 1).

Вторая методика "Нерешаемая задача" (Боязитова В.И.)

Целью методики является : определение уровня проявления разработанности результата деятельности, активности ученика в ней.

Детям предлагалось собрать три картинки:

  • - Первая состояла из одного предмета, разделенного на 4 - 6 частей, и собиралась относительно легко.
  • - Вторая состояла из двух предметов - большого и маленького (также разделена на 4 - 6 частей).
  • -Третья картинка также состояла из двух предметов и разделена на 6 частей, но решения не имеет - по замыслу эксперимента отсутствует одна из частей. игра мышление творческий

Методика на определение уровня проявления разработанности, активности ученика, выявила следующие показатели: Высокого уровня проявления разработанности результата деятельности, активности - не показал ни один ребенок.

Средний уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 8 детей (40%). Дети с данным показателем не всегда проявляли изобретательские и конструктивные способности деятельности, стремились к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляли желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации. В первом задании дети собрали картинки за 30 сек., второе задание выполнили за 1 минуту, третье задание вызвало затруднение. Работали сосредоточенно.

Низкий уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 12 детей (60%). Дети с данным показателем при составлении картинки суетились, не проявляли изобретательские и конструктивные способности, стремились понять, запомнить и воспроизвести знания.

Результаты, полученные нами, представлены в диаграмме (Рис. 2).


Третья методика "Несуществующее животное"

Цель методики: выявить уровень развития творческой активности личности, общую энергию рисунка.

Учащимся предлагалось изобразить несуществующих животных. Данная методика является проективной и не имеет конкретной инструкции и чётких рамок.

При выполнении методики мы оценили уровень развития творческой активности, и выявили что 7 (35%) детей имеют высокий уровень развития творческой активности, 10 (50%) детей имеют средний уровень и 3 (15%) детей имеют низкий уровень развития творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 3).


Проведенный констатирующий эксперимент показал преобладание в классе детей с высоким, средним и низким уровнем проявления творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 4).


Показатели высокого уровня развития творческой активности на этапе констатирующего эксперимента показало 25% детей.

Показатели среднего уровня развития творческой активности показало: Филип А., Ксения К., Саша И., Арина К., Глеб К., Кирилл Н., Катя Ч., Илья К., Лера Л. -, что составило 45%.

Низкий уровень развития творческой активности выявлен у 6 детей, что составило 30%.

Можно сделать общий вывод, что уровень развития творческой активности в 3 "А" классе - средний.


Как видно из таблицы, после 50 лет начинается ослаб­ление функциональных возможностей организма, которое компенсиру­ется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными фактора­ми среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет, а иногда и старше.

Однако, несмотря на изложенные примеры о более высокой работоспособности человека в молодые годы, необходимо помнить, что в каждой возрастной группе сама способность организма к противостоянию утомлению имеет очень много общих положений.

Физическое утомление связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце.

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособ­ности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появ­ляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних ор­ганов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности рабо­той, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повы­шенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактическом наступлении состояния утомления у человека.

В этом случае показатели работоспособности, в частности, продук­тивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фак­тического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомле­ние, в сравнении с физическим, где действуют природные охранитель­ные барьеры, имеют существенные отличия.

После тяжелого физического труда утомление длится 3-4 дня, а по­сле напряженного умственного даже 10-12 дней. Каникулы после зим­ней экзаменационной сессии - слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (уве­личение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе. То же происходит во время профессиональной работы.



Снижение работоспособности в одном виде умственного труда мо­жет сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэто­му, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда ус­пешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привес­ти к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам!

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом на фоне снижения двигательной активности в организме могут возникать функциональные изменения, гиподинамия. Если принять это во внимание, то становится очевидным

особое значение средств физической культуры и спорта в профилактике нарушений деятельности ССС, дыхательной и других систем организма.

Высокая общая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальны­ми биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций ор­ганизма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем дос­тигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точ­нее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма тако­вы: наибольшая активность и работоспособность утром (8-12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12-16 ч), снова некоторый подъем вечером (16-22 ч) и резкое снижение ночью (22-8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами чело­века, тем выше используются потенциальные возможности его орга­низма. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч, немало людей вечернего типа - "сов", которые наиболее работоспо­собны после 18 ч, поздно отходят ко сну, встают заторможенными, не­редко с головной болью.



Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние часы у "сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 ч, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди "сов" наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы.

"Совы" формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта (жизнь в общежитии, работа во вторую смену и т.п.) вопреки жизненным ритмам человека. В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.

Народная мудрость, гласящая, что "утро вечера мудренее", опирает­ся на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние ча­сы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, или для выполнения менее сложного труда.

Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откла­дывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И, кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного рит­ма. После эпизодической работы ночью люди обычно недостаточно от­дыхают днем, что приводит к перенапряжению нервной системы и к хроническому переутомлению.

3. Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. К ним следует отнести утреннюю гим­настику и физкультурную паузу.

Утренняя гимнастика эффективна для активного включения в учеб­но-трудовой день за счет мобилизации вегетативных функций, активи­зации деятельности центральной нервной системы, создания положи­тельного эмоционального фона.

Физкультурная пауза является действенным и доступным видов ак­тивного отдыха. Ее проведение эффективно после 4 ч аудиторных заня­тий в течение 8-10 мин, а в период самоподготовки - после 1,5-2 ч работы в течение 5 мин.

Формами физической рекреации могут быть различные спортивные игры, общеразвивающие физические упражнения, тесты уровня физиче­ской подготовленности, бег, походы и т.д. Основная задача рекреацион­ной деятельности - разумное использование свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности человека.

Обычный отдых, "отключающий" от деятельности мышцы, ничего не дает для восстановления клеток коры головного мозга, которые при этом продолжают интенсивно работать. Вот почему для борьбы с умст­венным утомлением особенно ценными оказываются активный отдых и специальные физические упражнения, которые обладают способностя­ми стимулировать восстановительные процессы в центральной нервной системе. Наиболее эффективной для отдыха нервной системы является такая физическая нагрузка, которая вовлекает в работу различные группы мышц и предусматривает их попеременную деятельность.

Из нефизкультурных форм двигательной активности сильным стимулирующим влиянием обладают виды физического труда, которые вовлекают в деятельность крупные группы мышц и позволяют увидеть конкретный результат (столярные, переплетные работы, кладка кирпичей и др.). Если это происходит еще и на свежем воздухе, то благотвор­ное влияние их возрастает. Высокая эффективность таких видов труда как средства улучшения умственной работоспособности связана не только с движениями, но и с наличием цели, достижение которой делает ра­боту интересной, творческой.

Эмоциональная насыщен­ность пауз отдыха, отводимых для занятий физическими упражнениями, не должна быть предельной. К физическим упражнениям, которые в наибольшей степени стиму­лируют психоэмоциональное состояние организма и обеспечивают его готовность к выполнению учебной деятельности, относятся:

1. Упражнения в потягивании. Они отличаются малой утомляемо­стью и способностью вызывать мощные потоки импульсов от напря­гающихся крупных групп мышц.

2. Упражнения для мышц шеи - наклоны, повороты и вращения го­ловой, которые способствуют усилению кровообращения в сосудах, питающих головной мозг, и тем самым улучшают функциональное со­стояние работающих нервных центров. Кроме того, упражнения для мышц шеи вызывают раздражение вестибулярного аппарата, регули­рующего положение тела в пространстве. Импульсы, возникающие при этом, являются дополнительным стимулятором центральной нервной системы.

3. Упражнения в перемене положения тела. Изменяя кровенаполне­ние различных областей тела, такие упражнения сопровождаются раз­дражением чувствительных нервных окончаний, находящихся в стенке сосудов. Среди этих упражнений особенно полезны наклоны туловища, а также кратковременное принятие антиортостатического положения: "березка" обеспечивает усиленный приток крови к голове, что способ­ствует снижению утомления в нервных клетках головного мозга. Одна­ко при заболевании сосудов мозга это упражнение противопоказано.

4. Виброгимнастика по А. А. Микулину также рекомендуется для стимуляции умственной работоспособности. При резком опускании на пятки из положения стоя с выпрямленными ногами на носках (повторяя это упражнение несколько раз) можно достигнуть некоторого усиления кровенаполнения сосудов головного мозга (своего рода гидравлический эффект), что нормализует тонус этих сосудов и улучшает питание нерв­ных центров. Однако при тромбофлебите такое упражнение не реко­мендуется.

Эффективной формой рекреации является массаж. Массаж и само­массаж относятся к сильным видам воздействия на организм. Оздорови­тельное влияние они оказывают только при правильной дозировке и точном соблюдении методики проведения. Наиболее эффек­тивно применение массажа с отдельными физическими упражнениями.

Массаж выполняется чистыми руками по обнаженному телу с использованием талька или крема для лучшего скольжения рук. Может выполняться и массаж через простынь. Начинают и заканчивают массаж приемами поглаживания. При этом движения выполняются по ходу лимфатических путей. Кроме поглаживания в процессе массажа выпол­няются приемы растирания, разминания, выжимания, приемы вибрации.

Самомассаж такжеприносит немалую пользу. Так, например, самомассаж затылочной области способствует улучшению кровообращения в сосудах головного мозга, самомассаж нижних конечностей после физических нагрузок способствует скорейшему восстановлению и удалению из мышц продуктов распада (молочной кислоты).

Высокой эффективностью обладает сегментарный самомассаж. Он применяется для снятия головной боли, вызванной нервно-психическим перенапряжением и переутомлением. Упражнения, выполняемые в про­цессе сегментарного самомассажа, "гасят" очаги возбуждения в коре головного мозга, снимают спазмы мозговых артерий.

1. Вращение пальца в кулаке - "муфта". По 5 раз каждый палец.

2. Круговое растирание запястья. 5-10 раз.

3. Предплечье и плечо - поглаживание, разминание в виде спира­ли, разминание выжиманием. Все приемы по 5 раз.

4. Плечевой сустав. Поглаживание, разминание. По 5 раз.

5. Голова и шея. Глубокое поглаживание от лба к затылку и шее. 20 раз.

6. Лоб. Поглаживание от переносицы к вискам. 10 раз.

7. Надплечье. Глубокое поглаживание вперед-назад слева от шеи, затем справа, доставая сзади до лопатки, спереди - ключицы. По 15 раз.

8. Живот. Кругообразные поглаживания по ходу часовой стрелки. 20 раз,

9. Коленный сустав. Кругообразные поглаживания ладонью, рас­тирание встречными движениями ладоней, разминание, положив кисть на кисть. По 5 раз.

10. Бедра. Легкие поглаживания к себе.

Кроме физических упражнений и самомассажа, с целью повышения умственной работоспособности и устранения развившегося утомления могут быть использованы рефлекторные воздействия, осуществляемые при помощи точечного массажа (акупунктуры) биологически активных точек. В качестве наиболее общего из таких воздействий рекомендуется кратковременное (20-30 с) хождение без обуви по специальному рези­новому коврику с небольшими отростками. При этом стимулируются чувствительные нервные окончания кожи подошвенной поверхности ног, в которой находятся биологически активные точки, связанные с нервными центрами многих функций организма.

Результатом такого воздействия является улучшение общего состояния и самочувствия ор­ганизма. Особенно эффективно его использование после утомительной умственной деятельности. Возвратившись домой, и походив по такому коврику, можно быстро ощутить прилив сил, бодрости и вместо того, чтобы отдыхать сидя или лежа, легко переключиться на выполнение очередных дел.

Похожие публикации